Напоминание

"Гендерный подход в воспитании дошкольников ДОУ в условиях ФГОС ДО"


Автор: Питеркаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гендерный подход в воспитании дошкольников ДОУ в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Гендерный подход в воспитании

дошкольников ДОУ в условиях ФГОС ДО»

Проблема гендерного (полролевого) воспитания всё больше приобретает актуальность в

настоящее время. В современном мире происходит смена стереотипов маскулинности

(мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной

полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате

маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек. Немало

молодых людей, вступая в брак, не способны построить семейные отношения. Мужчины

не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто

перекладывают на плечи жены. У женщин же не сформированы умения устранять

конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым

годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной

частью их жизни.

Таким образом, проблема гендерного воспитания - одна из самых сложных и

противоречивых проблем на современном этапе, от решение которой зависит

психологическое, социальное и духовное здоровье общества.

Когда–то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки

большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил

отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них

формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

На основании многочисленных исследований ученые пришли к выводу,

что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели

междисциплинарный термин «гендер» ( англ.gender – род), который обозначает

социальный пол, пол как продукт культуры.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая

проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического

аспекта понимания слова «пол». В результате появляется возможность рассматривать

вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а

как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных

задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных

особенностей каждого ребенка.

Гендер — это социально — педагогическая характеристика, с помощью которой люди

дают определение понятиям «мужчина, «женщина».

Гендерная психология - это область научного знания, которая сформировалась с опорой и

на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и

психология развития.

Социализация — процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения,

процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера

того

общества,

в

котором

он

живет,

своеобразное

общественное

конструирование

различий между полами.

Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья

мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности,

повышением неадекватности форм поведения среди молодежи.

В научной литературе вопросы гендерной социализации разработаны для среднего и

высшего звена системы образования. Для дошкольного звена эта тема разработана мало.

Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с конца XIX,

начала XX

века.

Теоретической

базой

методики

организации

психодифференцированного

воспитания

явились занимались Маккоби Е., Джеюшн К., Бем С.. В начале XX века, в 1920—1930-е г.г.,

начали

проводить

научные

исследования

отечественные

психологи.

В

1960-е гг.

возобновились широкие отечественные исследования под руководством Б.Г. Ананьева,

заложившего

глубокие

теоретические

основы

гендерной

психологии,

выделение

глобальных

различий

женщин

и

мужчин,

Весомый

вклад

в

разработку

вопросов,

касающихся психологических различий полов, внесли представители экспериментальной

психологии:

Н.Е. Румянцев,

М.М. Рубинштейн,

Н.А. Рыбников

и

др.

В

отечественной

литературе

анализ

западных

теорий

гендерной

социализации

дан

в

работах

Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, B.C. Агеева и др. Физиологом Т.П. Хризман доказано, что

у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют

разную

генетическую

основу.

В исследовании,

по

данным

Т.М. Титоренко

мальчики

и

девочки

существенно

отличаются

в

физическом,

интеллектуальном

развитии,

у

них

разные интересы. Ученые Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А., Татаринцева Н.Е, считают, что

женщину

в

девочке,

так

же

как

и

мужчину

в

мальчике,

следует

формировать

с

дошкольного

возраста,

не

отделяя

полового

воспитания

от

общего

нравственного.

В

отличие от западных психологов, представители экспериментальной психологии решали и

специфичные отечественные проблемы совместного обучения мальчиков и девочек, а

также особенности их обучения и воспитания. Наше время предъявляет к детским садам

высокие требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования

наиболее

востребованным

становится

психолого-педагогическое

сопровождение

всех

участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на

полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности

любого дошкольного учреждения.

Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека — с разной

психикой,

разными

законами

развития

высших

корковых

функций,

таких

как

речь,

эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг,

ведут себя по-разному.

Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников — одна из важных задач

развития дошкольников. Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков,

одинаково способных к самореализации.

Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладение детьми

элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли

мужчины

и

женщины

в

обществе,

позволит

сформировать

адекватную

полу

модель

поведения.

Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на

индивидуальные

склонности

и

возможности.

Гендерный

подход

в

образовании

проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Гендерное воспитание дошкольников можно считать новой отраслью педагогики,

которая представляет собой одну из составляющих модернизации содержания

образования и воспитания, нацеленных на социализацию личности.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на

развитие гендерного самосознания детей.

Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к

разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Во-вторых, в условиях образовательного пространства ДОУ девочки и

мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.

В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости

применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все

семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть

взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и

социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка

неправильного гендерного самосознания.

В-четвёртых, имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие, суть которого

состоит в значимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и

девочек, стремлении оказать содействия детям в процессе гендерной социализации и

отсутствием в педагогической практике гендерных технологий.

В основе педагогического процесса с учётом гендерных особенностей

дошкольников лежат личностно-ориентированные технологии, основанные на

адекватных возрасту формах организации и видах детской деятельности.

Организация гендеронаправленной предметно-развивающей среды

Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка,

основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в

совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности

является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей

мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды:

• достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой

девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для

мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

• наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.

Образовательная среда в группах должна быть создана с учётом возрастных

возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей. В оформлении

помещения группы, используются простейшие маркеры гендерных различий:

дифференцируем на шкафчиках для одежды метки: мальчик – девочка; стульчики двух

цветов; разное постельное бельё; полотенце для вытирания рук двух разных цветов; на

дверях туалетной комнаты имеются картинки, которые позволяют определить, кому в

данный момент можно войти: мальчикам, или девочкам. Содержание игровых и

развивающих центров обеспечивает удовлетворение интересов и свободу выбора

деятельности для мальчиков и девочек.

В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В группе

созданы условия для игр мальчиков «Гараж», «Дежурная

часть», «Водители», «Изобретатели», «Парковка». Для девочек

– «Театр», «Семья», «Поликлиника», со всеми необходимыми атрибутами.

Средства реализации гендерной технологии

в образовательной деятельности

Так же должныиспользоваться все виды и формы образовательной деятельности:

- Комплексно - тематическое планирование: тема «Мальчики и девочки».

- Проведение образовательной деятельности (в частности изодеятельность) отдельно с

мальчиками, отдельно с девочками.

- Оформление выставок детской художественной литературы в книжном уголке,

ориентированной на девочек и мальчиков.

- Проводиться различные «Секретные совещания» с мальчиками и отдельно с девочками,

где обсуждаем такие темы: («Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком?»; «Как я

помогаю маме (папе?»; «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или

девочка?»; «Как поступать по отношению к девочкам, мальчикам?».

- Обогащение словаря детей через знакомство с мужскими и женскими профессиями,

увлечениями, особенностями внешнего вида мужчин и женщин, с закономерностями

родственных связей.

- Изготовление дидактических игр, универсального методического пособия «Волшебный

цветок», «Цветок Дружбы»; «Кому, что нужно для игры?», символическая игра «Кто

живёт в твоём сердце?»; «Расскажи о себе».

- Овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно – бытовой

деятельности.

- Ведётся подбор музыкальных номеров (совместно с музыкальным руководителем) для

праздников, досугов с учетом гендерной дифференциации. - Осуществляется

дифференцированный подход в процессе физического воспитания (совместно с

инструктором по физической культуре): девочки и мальчики не изолированы друг от

друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические

качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Методические приёмы для учёта гендерных особенностей дошкольников:

• различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек;

• различия в дозировке;

• различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче

даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам);

• распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки);

Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к

участию в педпроцессе

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для

полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в

вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью провододятся различные формы

работы с родителями:

1. Наглядная информация по темам: «Гендерное воспитание в детском саду: что это и для

чего?»

2. Консультации, советы, рекомендации по темам: «Семья – главный фактор в

становлении гендерной идентичности ребёнка»; «Как воспитывать

девочку»; «Психологическое развитие мальчиков»; «Рекомендации дидактических игр

по гендерному воспитанию».

Вывод:

Приобщаясь к детской субкультуре дошкольник принимает возрастные

и гендерные нормы поведения в группе сверстников, опираясь на гендерную

идентификацию, и приобретает социальную компетентность. Вместе с познанием мира

сверстников у ребёнка формируется собственная система ценностей, т. е. происходит

процесс индивидуализации.



В раздел образования