Автор: Питеркаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гендерный подход в воспитании дошкольников ДОУ в условиях ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Гендерный подход в воспитании
дошкольников ДОУ в условиях ФГОС ДО»
Проблема гендерного (полролевого) воспитания всё больше приобретает актуальность в
настоящее время. В современном мире происходит смена стереотипов маскулинности
(мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной
полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате
маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек. Немало
молодых людей, вступая в брак, не способны построить семейные отношения. Мужчины
не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто
перекладывают на плечи жены. У женщин же не сформированы умения устранять
конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым
годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной
частью их жизни.
Таким образом, проблема гендерного воспитания - одна из самых сложных и
противоречивых проблем на современном этапе, от решение которой зависит
психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Когда–то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки
большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил
отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них
формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
На основании многочисленных исследований ученые пришли к выводу,
что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели
междисциплинарный термин «гендер» ( англ.gender – род), который обозначает
социальный пол, пол как продукт культуры.
Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая
проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического
аспекта понимания слова «пол». В результате появляется возможность рассматривать
вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а
как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных
задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Гендер — это социально — педагогическая характеристика, с помощью которой люди
дают определение понятиям «мужчина, «женщина».
Гендерная психология - это область научного знания, которая сформировалась с опорой и
на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и
психология развития.
Социализация — процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения,
процесс вхождения в социальную среду.
Гендерная социализация — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера
того
общества,
в
котором
он
живет,
своеобразное
общественное
конструирование
различий между полами.
Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья
мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности,
повышением неадекватности форм поведения среди молодежи.
В научной литературе вопросы гендерной социализации разработаны для среднего и
высшего звена системы образования. Для дошкольного звена эта тема разработана мало.
Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с конца XIX,
начала XX
века.
Теоретической
базой
методики
организации
психодифференцированного
воспитания
явились занимались Маккоби Е., Джеюшн К., Бем С.. В начале XX века, в 1920—1930-е г.г.,
начали
проводить
научные
исследования
отечественные
психологи.
В
1960-е гг.
возобновились широкие отечественные исследования под руководством Б.Г. Ананьева,
заложившего
глубокие
теоретические
основы
гендерной
психологии,
выделение
глобальных
различий
женщин
и
мужчин,
Весомый
вклад
в
разработку
вопросов,
касающихся психологических различий полов, внесли представители экспериментальной
психологии:
Н.Е. Румянцев,
М.М. Рубинштейн,
Н.А. Рыбников
и
др.
В
отечественной
литературе
анализ
западных
теорий
гендерной
социализации
дан
в
работах
Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, B.C. Агеева и др. Физиологом Т.П. Хризман доказано, что
у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют
разную
генетическую
основу.
В исследовании,
по
данным
Т.М. Титоренко
мальчики
и
девочки
существенно
отличаются
в
физическом,
интеллектуальном
развитии,
у
них
разные интересы. Ученые Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А., Татаринцева Н.Е, считают, что
женщину
в
девочке,
так
же
как
и
мужчину
в
мальчике,
следует
формировать
с
дошкольного
возраста,
не
отделяя
полового
воспитания
от
общего
нравственного.
В
отличие от западных психологов, представители экспериментальной психологии решали и
специфичные отечественные проблемы совместного обучения мальчиков и девочек, а
также особенности их обучения и воспитания. Наше время предъявляет к детским садам
высокие требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования
наиболее
востребованным
становится
психолого-педагогическое
сопровождение
всех
участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на
полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности
любого дошкольного учреждения.
Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека — с разной
психикой,
разными
законами
развития
высших
корковых
функций,
таких
как
речь,
эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг,
ведут себя по-разному.
Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников — одна из важных задач
развития дошкольников. Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков,
одинаково способных к самореализации.
Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладение детьми
элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли
мужчины
и
женщины
в
обществе,
позволит
сформировать
адекватную
полу
модель
поведения.
Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на
индивидуальные
склонности
и
возможности.
Гендерный
подход
в
образовании
—
проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Гендерное воспитание дошкольников можно считать новой отраслью педагогики,
которая представляет собой одну из составляющих модернизации содержания
образования и воспитания, нацеленных на социализацию личности.
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на
развитие гендерного самосознания детей.
Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к
разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Во-вторых, в условиях образовательного пространства ДОУ девочки и
мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.
В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости
применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все
семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть
взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и
социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка
неправильного гендерного самосознания.
В-четвёртых, имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие, суть которого
состоит в значимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и
девочек, стремлении оказать содействия детям в процессе гендерной социализации и
отсутствием в педагогической практике гендерных технологий.
В основе педагогического процесса с учётом гендерных особенностей
дошкольников лежат личностно-ориентированные технологии, основанные на
адекватных возрасту формах организации и видах детской деятельности.
Организация гендеронаправленной предметно-развивающей среды
Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка,
основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в
совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности
является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей
мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).
Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды:
• достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой
девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для
мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;
• наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.
Образовательная среда в группах должна быть создана с учётом возрастных
возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей. В оформлении
помещения группы, используются простейшие маркеры гендерных различий:
дифференцируем на шкафчиках для одежды метки: мальчик – девочка; стульчики двух
цветов; разное постельное бельё; полотенце для вытирания рук двух разных цветов; на
дверях туалетной комнаты имеются картинки, которые позволяют определить, кому в
данный момент можно войти: мальчикам, или девочкам. Содержание игровых и
развивающих центров обеспечивает удовлетворение интересов и свободу выбора
деятельности для мальчиков и девочек.
В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В группе
созданы условия для игр мальчиков «Гараж», «Дежурная
часть», «Водители», «Изобретатели», «Парковка». Для девочек
– «Театр», «Семья», «Поликлиника», со всеми необходимыми атрибутами.
Средства реализации гендерной технологии
в образовательной деятельности
Так же должныиспользоваться все виды и формы образовательной деятельности:
- Комплексно - тематическое планирование: тема «Мальчики и девочки».
- Проведение образовательной деятельности (в частности изодеятельность) отдельно с
мальчиками, отдельно с девочками.
- Оформление выставок детской художественной литературы в книжном уголке,
ориентированной на девочек и мальчиков.
- Проводиться различные «Секретные совещания» с мальчиками и отдельно с девочками,
где обсуждаем такие темы: («Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком?»; «Как я
помогаю маме (папе?»; «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или
девочка?»; «Как поступать по отношению к девочкам, мальчикам?».
- Обогащение словаря детей через знакомство с мужскими и женскими профессиями,
увлечениями, особенностями внешнего вида мужчин и женщин, с закономерностями
родственных связей.
- Изготовление дидактических игр, универсального методического пособия «Волшебный
цветок», «Цветок Дружбы»; «Кому, что нужно для игры?», символическая игра «Кто
живёт в твоём сердце?»; «Расскажи о себе».
- Овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно – бытовой
деятельности.
- Ведётся подбор музыкальных номеров (совместно с музыкальным руководителем) для
праздников, досугов с учетом гендерной дифференциации. - Осуществляется
дифференцированный подход в процессе физического воспитания (совместно с
инструктором по физической культуре): девочки и мальчики не изолированы друг от
друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические
качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
Методические приёмы для учёта гендерных особенностей дошкольников:
• различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек;
• различия в дозировке;
• различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче
даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам);
• распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки);
Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к
участию в педпроцессе
Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для
полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в
вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью провододятся различные формы
работы с родителями:
1. Наглядная информация по темам: «Гендерное воспитание в детском саду: что это и для
чего?»
2. Консультации, советы, рекомендации по темам: «Семья – главный фактор в
становлении гендерной идентичности ребёнка»; «Как воспитывать
девочку»; «Психологическое развитие мальчиков»; «Рекомендации дидактических игр
по гендерному воспитанию».
Вывод:
Приобщаясь к детской субкультуре дошкольник принимает возрастные
и гендерные нормы поведения в группе сверстников, опираясь на гендерную
идентификацию, и приобретает социальную компетентность. Вместе с познанием мира
сверстников у ребёнка формируется собственная система ценностей, т. е. происходит
процесс индивидуализации.