Автор: Войняк Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Ныробская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза А.В.Флоренко"
Населённый пункт: поселок Ныроб
Наименование материала: Конкурс дидактических и методических материалов
Тема: "Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен"."Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
Конкурс дидактических и методических материалов
в номинации
дидактические и методические материалы
Методические рекомендации по проведению внеклассной работы,
посвященной истории Пермского края
«Мой Пермский край. Странички далеких и близких времен».
«Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…»
Войняк Елена
Владимировна
МАОУ «Ныробская СОШ
имени А.В.Флоренко»
учитель русского языка
и литературы
Ныроб-2017
Пояснительная записка.
1.
Вводная часть
Специфика
современного
образования
требует
от
специалистов
образовательных учреждений высокого мастерства в выборе содержания и
форм преподавания различных курсов, уроков, внеклассных мероприятий,
ориентированных
на
решение
комплексных
задач:
удовлетворение
актуальных
образовательных
потребностей,
формирование
дальнейшей
образовательной перспективы, расширение знаний и обеспечение практико-
ориентированного обучения.
Интерес к истории своего края, своей малой родине последнее время
все
возрастает.
В
целях
воспитания
молодого
поколения
настоящими
патриотами
своей
страны,
очень
важно
приобщать
их
к
прошлой
и
современной жизни своей малой Родины. На уроках литературы учащиеся
изучают книги Александра Трифоновича Твардовского «По праву памяти»,
Михаила
Александровича
Шолохова
«Поднятая
целина»,
Василя
Быкова
«Облава», Василия Гроссмана. «Жизнь и судьба»
и другие произведения
литературы XX
века,
в
которых
рассказывается
про
страшные
годы
политических
репрессий.
На
уроках
истории
учащиеся
узнают
о
коллективизации, раскулачивании.
Поэтому считаю целесообразным продолжить
работу, начатую на
уроках литературы и
связать ее
с исследованием связи исторических
событий с жизнью жителей п. Ныроб (материал о репрессированных немцах
Поволжья,
сосланных
в
Ныроб)
и
д.
Бобыка
(материал
периода
коллективизации) на внеурочных занятиях и ставлю перед собой следующие
задачи:
- способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с
историей страны;
- привить у старшеклассников интерес к отечественной истории через
литературу и реальные события;
- воспитать патриотические чувства к малой родине;
- оказать на учащихся нравственное влияние, обогатить их духовное
развитие.
Д.С.Лихачев
сказал:
«Память
активна.
Она
не
оставляет
человека
равнодушным, бездеятельным… Память противостоит уничтожающей силе
времени. В этом величайшее значение памяти». Мы должны помнить, знать
прошлое своей страны, чтобы избежать ошибок, которые были допущены
нашими
предками. История
воспитывает
патриотизм,
любовь
к
Родине.
Познание истории своего государства помогает по-новому взглянуть на мир,
повлиять на будущее страны.
2.
Методика использования предложенных материалов
После изучения произведений по теме «Трагические конфликты эпохи»
учитель предлагает школьникам индивидуальные и коллективные работы
исследовательского характера:
1.
Опросить
людей,
живших
в
д.
Бобыка,
которые
считали
себя
раскулаченными.
2.
Найти параллели событий в художественной литературе.
3.
Связать
события
20-30
годов
(коллективизация,
раскулачивание),
проводимых в стране, с жизнью людей отдаленного села.
4.
Изучить
архивные
документы
(газета
«Ныробская
правда»
1933),
найти материал, отражающий события того времени.
5.
Изучить исторические источники
(газета «Правда»
№ 60 от
2
марта
1930
года статья Генерального
секретаря ЦК ВКП (б) И.В.Сталина «Головокружение от успехов»;
Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917
—1923 гг. М., 1995;
учебник
А.А.
Данилова,
Л.Г.
Косулиной,
М.Ю.
Брандта
«История
России XX – начало XXI века». 11 класс. М., 2010
На вступительных занятиях, на установочной мини-лекции учитель
говорит о проблемах современного российского общества и одной из них –
проблеме памяти, о важности помнить те ошибки, которые были совершены в
прошлом,
чтобы
они
больше
не
повторились.
Василий
Осипович
Ключевский, российский историк, сказал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то
есть
узнаем
себя».
Перед
учащимися
учитель
ставит
задачу
изучить
исторические
события,
работать
со
справочными
материалами,
анкетирование, анализ газетных материалов, изучение гражданской позиции
писателей: могли ли наши предки изменить судьбу, повлиять на ход событий.
На
последующих
занятиях
учащиеся
обмениваются
полученными
результатами исследования, обобщают их.
Заключительные этапы работы - это выход на классные часы в другие
классы,
удовлетворение
познавательных
потребностей
учащихся
школы,
которым будет интересно узнать о жизни жителей исчезнувших деревень;
многих из людей, чьи воспоминания остались записанными, давно уже нет в
живых. Обобщенный, систематизированный материал будет предложен и для
школьного музея, и для аргументации сочинений как по литературе, так и по
русскому языку.
3.
Заключение.
Данное внеклассное мероприятие апробировано на нескольких классных
часах, и результат эффективности использования материалов показывает, что
содержание их дополняет и углубляет основное предметное (литературное,
историческое)
образование,
ориентирует
старшеклассников
в
правильном
выборе
духовно-нравственных
ценностей,
способствует
внедрению
в
практику современных педагогических технологий.
Методические рекомендации к проведению занятия
«Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой»
1
Высказывание
Д.С.Лихачева:
«Память
активна.
Она
не
оставляет
человека
равнодушным,
бездеятельным.
Она
владеет
умом
и
сердцем
человека.
Память
противостоит
уничтожающей
силе
времени.
В
этом
величайшее значение памяти», - взять за основу занятия.
С учащимися продолжить беседу о памяти как нравственной категории:
- Мы должны помнить, знать прошлое своей страны, чтобы избежать
ошибок,
которые
были
допущены
нашими
предками. «История
учит
нас
мудрости,
рассудительности.
Воспитывает
патриотизм,
любовь
к
Родине.
Познание истории своего государства помогает по-новому взглянуть на мир,
повлиять на будущее страны. Мы все в долгу перед прошлым и будущим,
каждый из нас отвечает за своё время, которое это будущее готовит. Но не
бывает ответственности без чувства памяти»
2
.
Учитель предлагает вспомнить сюжет, обратить внимание учащихся на
время, в которое происходит действие произведений А.Т.Твардовского «По
праву памяти», М. А. Шолохова «Поднятая целина», В. Быкова «Облава»,
задуматься над тем, неужели такое трудное время было у нас в стране,
сколько же мужества надо тем, кто смог сказать правду о том страшном
времени.
Выйти на книги по истории, зачитать, как там освещались события
тоталитаризма,
политических
репрессий
в
стране.
В
исторических
справочниках
учащиеся
находят:
«В1928-1935
в
СССР
приводилась
государственная
политика,
нацеленная
на
объединение
единоличных
крестьянских хозяйств в колхозе»
3
.
Обращается внимание учащихся на то, что крестьянин, причем только
бедный,
рассматривался
большевиками
как
союзник
рабочего
в
деле
построения коммунистического общества. Богатый крестьянин должен был,
по мнению большевиков, исчезнуть.
Учащиеся,
работавшие
с
историческими
источниками,
зачитывают
выдержки
из
газеты
«Правда»
№ 60
от
2
марта
1930
года,
в
которой
И.В.Сталин осудил действия местных властей за перегибы. Из книг по
истории
группа
учеников,
работавшая
по
теме
«Изучение
исторических
источников» знакомит остальных учащихся, что курс на коллективизацию
был
объявлен
на
15
съезде
партии
в
1927
году:
«В
условиях
кризиса
государство повысило налоги на единоличников, колхозам же, предоставило
ряд льгот. Попавшие в затруднительное положение крестьяне потянулись в
1
Твардовский А.Т. «По праву памяти». Литература в школе №4.1989. с.135
2
Виноградская С.С.
3
Учебник. История России XX – нач.XXI веков. 9 класс А.А.Данилов, Л.Г.Косулин. М.»Просвещение» 2013
колхозы».
4
Учащиеся,
исследовавшие
архивные
документы,
предоставляют
материал,
найденный
в
газетах
«Ныробская
правда»:
«...вести
борьбу
за
очищение
партийной
организации
от
классово
чуждых
присосавшихся
карьеристов».
5
«...вести
борьбу
за
очищение
партийной
организации
от
классово чуждых присосавшихся карьеристов». «Контингент должен быть
пересмотрен. Служащий Райпотребсоюза Девятков С.К., кулак, эксплуататор
чужого
труда
присосался
к
потребсоюзу»
6
.
«Заведующий
торготделом
Райпотребсоюза
Ужегов А. И. - кулак. Хозяйство Ужегова велось за счет
наёмного труда – эксплуатация батраков велась как до революции, так и при
советской
власти
продолжается.
Райпотребсоюз,
правление
колхоза
и
профсоюз давно должны выгнать кулака
7
. А газета Верхнекамья «Смычка»
считает, что «кулацкая часть деревни растет в капитализм»
8
.
Собранный
материал
о
репрессированных
немцах
Поволжья,
сосланных
в
Ныроб:
письма,
воспоминания,
сделанные
как
со
слов
старожилов,
так
и
написанные
ими
собственноручно,
ответы
из
Государственного
архива
Пермской
области,
справки
о
реабилитации
послужат наглядным пособием по теме «Я жил, я был – за все на свете я
отвечаю головой»
9
и экспонатами школьного музея.
Группа учащихся, занимаясь поисками параллелей событий страны и
села в художественной литературе, увидели, что такие исторические события,
как раскулачивание, репрессии по отношению к русским немцам, аресты по
58 статье, нашли отражение и в художественных произведениях. В романе
Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» герой произведения рассказывает «про
коллективизацию, про районных мерзавцев, которые включают в кулацкие
списки людей, чьи дома или сады им приглянулись, своих личных врагов»,
«…во
время
всеобщей
коллективизации
он
(герой
произведения)
увидел
эшелоны, набитые семьями раскулаченных. Он видел, как падали в снег
изможденные люди и уже не вставали. Он видел арестованную крестьянку,
оборванную женщину с жилистой шеей, с трудовыми темными руками, на
которую с ужасом смотрели конвоиры: она съела, обезумев от голода, своих
двоих детей»
10
.
Учитель использует материал, предоставленный Эдвином Андреевичем
Грибом, помощником главы администрации г.Соликамска по национальным
4
Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917—1923 гг. М., 1995.
5
«Ныробская правда» - 08.04.1933год
6
«Ныробская правда» - 15.06.1933 год
7
Ныробская правда» - 08.04.1933год
8
«Смычка», 1929 год
9
Твардовский А.Т. «По праву памяти». Литература в школе №4.1989. с.135
10
Гроссман В.С. «Жизнь и судьба» I том. Стр. 16 –изд. ЭКСМО - 2013
вопросам. Он рассказал, проезжая по нашим местам ссылок, о переселенцах
с юга, выгруженных глубокой осенью около деревни Богатырево на реке
Колва. Голодные, они съедают лошадь местных жителей, которая случайно
забрела к ним. Расправа не заставила себя ждать. Все спецпереселенцы были
загнаны
в
сарай
и
сожжены
хозяевами
лошади.
Может,
этот
факт,
прочитанный Грибом из документов, и оброс фольклором, как утверждает
Виктор
Михайлович
Суслов,
учитель
истории
Ныробской
школы,
ныне
пенсионер (он многих людей деревни Богатырево знал лично, и никто ему не
рассказывал об этом), но доля правды в этом жутком случае есть. Жители
села Кольчуг Чердынского района рассказывают про то время, когда они,
возвращаясь с работы, видели руки, ноги, вытаявшие из снега (через их село
в 30-ые годы прогоняли спецпереселенцев).
Данные рекомендации помогают учителю и учащимся разобраться в
исторических
событиях
страны,
использовать
собранный
и
изученный
материал на уроках истории, краеведения и литературы.
Итог работы по теме – участие в научно-практической конференции с
результатами исследовательских работ.
Список литературы:
1.
Бондаренко Н. А. «Красное колесо» Вишеры, 2009 г.
2.
Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917—
1923 гг. М., 1995.
3.
Гроссман Василий Семенович «Жизнь и судьба». ЭКСМО, 2013
4.
Данилов А.А., Косулин Л.Г. Учебник«История России XX –
начало XXI века».9 класс. М. «Просвещение», 2013.
5.
Данилов А.А., Косулин Л.Г. Учебник«История России XX –
начало XXI века».11 класс. М. «Просвещение», 2010.
6.
Душенко К. Словарь современных цитат. – Москва. ЭСКМО, 2006. –с.446
ISBN 5-699-17691-8.
7.
Елисеев А. В. По белу свету: Очерки и картины из путешествий по трем
частям Старого Света: в 4 т. — Репринтное издание 1894–1898 гг. —
СПб.: Альфарет, 2015.
8.
«Ныробская правда» газеты от № 15.06.1933, 08.04. 1933г.
9.
Салтыков-Щедрин М.Е. «Дикий помещик», М «Художественная
литература», 1984, стр.295
10.Справка архива ИЦ ГУВД за № 0-1421от 22.07. 2004г.
11.«Смычка», газета Верхнекамья от 1929 г.
12.Шолохов М.А. «Поднятая целина». Том I,гл.XXXII