Напоминание

Работа педагогов дополнительного образования с родителями.


Автор: Денисова Наталья Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО Орловский ДДТ
Населённый пункт: п. Орловский, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа педагогов дополнительного образования с родителями.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Разработал:

методист МБУ ДО Орловского ДДТ

Денисова Н.Н.

«Работа педагогов дополнительного образования с родителями».

Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в

отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися,

их родителями и педагогами должны быть построены на основе свободы

выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости

и

не

обременены

обязанностью

систематически

общаться

с

педагогами,

вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с

семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно

только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о

здоровье,

развитии

ребенка,

создание

атмосферы

доверия

и

личностного

успеха в совместной деятельности.

Основная цель работы с родителями

учащихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия

детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей,

детей,

в

мобилизации

социокультурного

потенциала

семьи

для

создания

единой

гуманной,

доброжелательной

воспитательной

среды.

Работа

с

родителями

включает

в

себя

комплекс

мер

различные

формы

психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики,

- которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных

связей,

лучше

заботиться

о

благополучии

ребенка,

развивать

его

в

интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

-установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

-объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

-создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В системе дополнительного образования активно используются четыре

формы работы с семьей:

-интерактивная.

-традиционная.

-просветительская.

-государственно-общественная.

Интерактивные формы работы.

Анкетирование, диагностика. Проводится

для

выяснения

запро сов

родителей,

удовлетворенность

работой

педагога,

объединения,

учреждения. Составить

анкеты

по

различным

вопросам

вам

помогут

методисты

и

психологи,

педагогическая

и

методическая

литература.

Заполненные

анкеты

должны

храниться

в

течение

у ч е б н о го

года. Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются,

как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений.

Индивидуальная

консультация

(беседа). Э т а

ф о р м а

с а м а я

распространенная

и

эффективная.

На

индивидуальных

беседах

родители

более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах,

которые

их

тревожат.

Консультации

можно

проводить

по

инициативе

педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное

приглашение)

или

по

инициативе

самих

родителей.

Во

время

бесед

обе

стороны

имеют

возможность

познакомиться

с

микроклиматом

в

семье,

обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы.

Традиционные формы работы.

Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к

тому, чем и как занимаются дети в дополнительном образовании, это способ

познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и

обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей»

помогает родителем, увидеть своего ребенка, с другой стороны, оценить его

способности, знания и умения в том направлении деятельности, которое он

выбрал.

Организация совместных досуговых мероприятий.

Во

многих

объединениях

родители

частые

гости

и

на

внеурочных

мероприятиях. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов,

обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние

клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.

Кроме того,

даже

не

систематические,

а

единичные

коллективные

дела,

проводимые

совместно

с

родителями,

имеют

огромный

воспитательный

эффект.

К

сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что

не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на

таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в

совместную

деятельность

в

творческих

мастерских.

К

такой

работе

привлекаются

педагоги

декоративно-прикладного

творчества,

которые

помогают

появлению

на

свет

продукта

совместного

творчества.

Под

основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается

создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как

результат – радость совместного творческого труда.

Родительское

собрание. Это

основная

форма

работы

с

родителями,

в

которой

концентрируется

весь

комплекс

психолого-педагогического

взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение

встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные

последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют

внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию

сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный,

деловой разговор.

Просветительская работа.

Разработка

и

ведение

сайта.

В

последние

годы

в

связи

с

активным

внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали

использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего

детского объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на

базе

конструктора

сайтов

(каких

сейчас

великое

множество)

или

на

официальном сайте учреждения дополнительного образования.

Структура

сайта,

содержание

представленного

на

нем

материала

не

должны

противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте

имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно

также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению

разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна

и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В

то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и

родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её

содержание.

Государственно-общественные формы работы.

Данные формы работы предполагают создание попечительских советов,

вхождение родителей в управляющие советы учреждения.

В целом, чётко

организованная

работа

с

родителями

носит

конструктивный

характер,

позволяя

смоделировать

единую

образовательную

среду

в

учреждении.

Поскольку

именно

родители

изначально

являются

главными

заказчиками

образовательных

услуг,

специалистам

необходимо

стремиться

уделять

должное

внимание

эффективным

формам

взаимодействия

учреждения

дополнительного образования с семьями воспитанников.

В

заключении,

хочется

напомнить

вам золотые

правила,

которые

помогут

вам,

уважаемые

педагоги,

эффективного

взаимодействовать

с

родителями учащихся:

• родителям

нужна

поддержка,

помощь

и

добрый

совет.

Если

вы

ими

располагаете, создайте необходимые условия для общения.

• не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете

временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

• разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и

поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны

родителей.

• умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по

всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то,

что вы от родителей услышали.

• то, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других

родителей,

учащихся

и

педагогов.

Если

есть

профессиональная

необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители,

еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

• каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными

рекомендациями для родителей и самого ученика.

•если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен

извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией

к специалистам.

• готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой

родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на

будущее.

Использование

вышеуказанных

форм

работы

с

семьей

позволяет

эффективно

взаимодействовать

педагогам

с

родителями.

Таким

образом,

родители

приобретают

опыт

педагогического

сотрудничества,

как

с

собственным

ребенком,

так

и

с

педагогической

общественностью,

что

впоследствии может стать даже фундаментом доброжелательных отношений

и в общеобразовательной школе.



В раздел образования