Напоминание

"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"


Автор: Федосова Наталья Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации

ФГОС

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало

развитие

личности,

готовой

к

самообразованию,

самовоспитанию

и

саморазвитию.

В

связи

с

этим

одной

из

задач

современного

урока

является

формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей

деятельности

как

источника

мотива

и

умения

учиться,

познавательных

интересов и готовности к успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если

каждое

его

действие

является

осознанным

и

понятным.

Обязательным

условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия

является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на

рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.

При

этом

учитель

играет

роль

организатора,

а

главными

действующими

лицами выступают ученики.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему

пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом

уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно

оценивать свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения

становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития

включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний)

и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без

рефлексии.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии

на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса;

постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия

способствует

развитию

трёх

важных

качеств

человека,

которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость,

конкурентоспособность.

Самостоятельность.

Не

учитель

отвечает

за

ученика,

а

ученик,

анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор,

определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь

и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а

оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые

цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует

в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что

у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления

трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых

успехов значительно короче.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто

не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю

контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что

осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то

новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить

учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь,

но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт,

сравнить свои успехи с успехами других учеников.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс,

направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,

способностей,

поведения,

способность

человека

взглянуть

на

себя

со

стороны.Термин

появился

первоначально

в

философии,

затем

стал

популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.

Было

сформировано

отдельное

направление

(интроспективная

психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого

источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает

способностью

изменять

структуры

сознания,

а

также

его

содержание.

Рефлексия

начинает

формироваться

в

младшем

школьном

возрасте,

а

в

подростковом

становится

основным

фактором

регуляции

поведения

и

саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с

рефлексией над вопросом «Кто я?»).

В

современной

педагогике

под

рефлексией

понимают

самоанализ

деятельности и её результатов.

Рефлексия

на

уроке

это

совместная

деятельность

учащихся

и

учителей,

позволяющая

совершенствовать

учебный

п р о ц е с с ,

ориентированный на личность каждого ученика.

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию,

учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию

в план урока.

I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и

письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью

символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение

ребенка

связно

высказывать

свои

мысли

и

описывать

свои

эмоции.

Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя

уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла

или большой темы.

II.

По

форме

деятельности

рефлексия:

коллективная,

групповая,

фронтальная, индивидуальная.

Именно

в

таком

порядке

удобнее

приучать

детей

к

данному

виду

работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем —

выборочно

опрашивать

учащихся.

Это

подготовит

учащихся

к

самостоятельной работе над собой.

Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ

человеком

особенностей

своей

речи),

личностную

(ее

цель

познание

свойств

и

специфики

собственной

личности),

интеллектуальную

(формирование

представлений

человека

о

его

интеллектуальных

способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной

эмоциональной сферы).

Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле

различают

ситуативную,

ретроспективную

и

проспективную

рефлексии.

Первый

вид

связан

с

ситуацией

в

настоящем,

анализом

личности

сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий,

связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать

предстоящую деятельность.

При

взаимодействии

с

учащимся

учитель

использует,

в

зависимости

от

обстоятельств,

один

из

видов

учебной

рефлексии,

отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1)

физическую (успел – не успел);

2)

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3)

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял,

какие затруднения испытывал);

4)

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя,

других).

Если

физическая,

сенсорная

и

интеллектуальная

рефлексия

может

быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить

лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

1)

выступать формой теоретической деятельности, способом

мышления,

раскрывающим

цели,

содержание,

средства,

способы

собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2)

отражать

внутреннее

состояние

человека

(сенсорная

рефлексия);

3)

быть средством самопознания.

Следует также различать виды рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния,

рефлексия содержания учебного материала,

рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,

Проведение рефлексии

настроения

и

эмоционального

состояния

целесообразно

осуществлять

в

начале

урока

с

целью

установления

эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются

карточки

с

изображением

лиц,

цветовое

изображение

настроения,

эмоционально-художественное

оформление

(картина,

музыкальный

фрагмент).

Например, на общем большом листе группой или всем классом можно

нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка,

пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы

определить

настроение

по

цвету

можно

применить

характеристику цветов Макса Люшера:

Красный

цвет

мягких

тонов

(розовый,

оранжевый)

радостное,

восторженное настроение,

красный

насыщенный

и

яркий

цвет

нервозное,

возбуждённое

состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

з е лё н ы й

активность,

(но

при

насыщенности

цвета

это

беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый

беспокойное,

тревожное

настроение,

близкое

к

разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Рефлексия

содержания

учебного

материала

используется

для

выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием

незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего

запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …

Я

на

уроке

понял,

что

…,

прием

тезиса,

подбора

афоризма,

рефлексия

достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения»

знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);

прием

анализа

субъективного

опыта

и

достаточно

известный

прием

пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме,

соединить старое знание и осмысление нового.

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание

изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию

содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать,

какие

виды

учебной

деятельности

даются

ему

легко,

а

над

какими

необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе

можно

начать

с

более

легких

приемов

«Полянка»,

«Украсим

торт»,

«Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент»,

«Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и

др.

Умение

оценить

результаты

учебной

деятельности

и

определить,

насколько

они

зависят

от

её

содержания,

позволяет

научить

школьника

планировать

свою

дальнейшую

деятельность,

выстраивать

программу

саморазвития и становится залогом успеха.

Рефлексия

учебной

деятельности дает

возможность

осмысления

способов

и

приемов

работы

с

учебным

материалом,

поиска

наиболее

рациональных.

Этот

вид

рефлексивной

деятельности

приемлем

на

этапе

проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого

вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого

на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».

Эффективность

решения

поставленной

учебной

задачи

(проблемной

ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Приемы

рефлексии

результатов

учебной

деятельности,

или

оценки

личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная

лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио,

«Письмо самому себе», «Лист достижений».

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что

узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение

выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы

класса,

увлечённость

и

полезность

выбранных

форм

урока.

Ученики

по

очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было

интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …

Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-

минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо

ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:

- Понравилась вам такая форма работы?

- Довольны вы результатом своей работы?

- Насколько урок оказался полезным?

В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету,

которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.

Например:

I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:

1. Я понял цели урока:

А) да; б) нет; в) частично.

2. Что было сложным на уроке?

А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.

3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?

А) анализ текста; б) составление таблицы.

II. Вы довольны своей работой на уроке?

А)да; б) нет.

III. Если довольны, то почему?

Если недовольны своей работой, то возможно:

1. Вы волновались. Почему?

2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих

уроках.

3. Плохое самочувствие.

4. Не понял объяснений учителя.

5. Мешали одноклассники.

Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей

работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:

! – интересно и понятно;

? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;

!! – доволен своей работой.

Можно использовать условные обозначения в виде геометрических

фигур:

- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;

- Квадрат – «хорошо»;

- Круг – «плохо»;

- Треугольник – «совсем плохо»

Концепция

развивающего

обучения

предполагает

научить

школьников работать в разных направлениях: индивидуально, в группах,

коллективно.

Чтобы

показать

ученикам,

как

они

работали

в

группе,

анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно

оценить по следующему алгоритму:

1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?

2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?

3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?

4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?

Таким

образом,

рефлексивно-оценочная

деятельность

на

уроке

позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить

собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления

будущей

учебной

деятельности.

Позволяет

педагогу

проводить

анализ

и

оценку

деятельности

учащихся,

своей

деятельности,

определять

новые

подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с

целью включения самих учащихся в активную деятельность.



В раздел образования