Напоминание

Развитие универсальных учебных действий в процессе учебно–исследовательской деятельности на уроках физики


Автор: Харитонова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Развитие универсальных учебных действий в процессе учебно–исследовательской деятельности на уроках физики
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие универсальных учебных действий в процессе учебно–

исследовательской деятельности на уроках физики.

Харитонова Ирина Викторовна,

преподаватель физики

ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище»

В современном мире для достижения стратегических целей общества

решающее значение имеют знания и когнитивные способности человека.

Поэтому образовательная система в наши дни делает особый акцент на

исследовательских методах обучения, уходя от академичных способов

преподавания. Основу исследовательского обучения составляют методы,

построенные на обучении методики получения новых знаний в различных

предметных и жизненных областях. Такой подход к обучению является

актуальным, поскольку важнейшей задачей современной системы

образования является формирование универсальных учебных действий,

которые обеспечиваю у школьников умение учиться, способность к

саморазвитию и самосовершенствованию. А всего этого можно достичь

путем сознательного, активного присвоения воспитанникам социально –

культурного опыта исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная

технология, использующая в качестве главного средства учебное

исследование.

К основным характеристикам учебного исследования относят:

1.

Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих

неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих

точек» или проблемная подача материала;

2. Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез

(взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их

адекватное формулирование;

3. Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа

свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и

др.);

4. Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;

5.Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в

качестве истинной.

Указанные этапы исследовательской деятельности являются сложными

действиями, обеспечивающими решение задач и достижения целей

исследования, а каждое такое действие связано с набором универсальных

учебных действий.

Учебно – исследовательскую деятельность кадет в процессе преподавания

физики можно реализовывать через уроки – исследования, уроки с

элементами исследования и внеурочную исследовательскую работу.

На уроке-исследовании кадеты овладевают методикой научного

исследования, усваивают этапы научного познания. Например, для начала

учебного исследования, воспитанникам нужно овладеть таким

универсальным учебным действием, как умение видеть проблему. Для

формирования у обучающихся этого компонента использую задания на

умение задавать вопросы, на осмысление и структурирование текстов,

поскольку в первую очередь с умением видеть проблему связано умение

задавать вопросы. Овладение следующим этапом исследования - умения

ставить цель, способствует развитию такового универсального действия, как

целеполагание. Это универсальное учебное действие относится как к

регулятивным, так и познавательным видам УУД. Прежде, чем приступить к

выполнению какого- либо исследования, обучающиеся должны четко

понимать, для чего они это делают, уметь отличить главное от

второстепенного в проблеме и выделить его как цель.

Например, изучение темы «Виды теплопередач» в 8 классе можно построить

в виде исследования различных способов теплопередачи с использованием

оборудования «Термодинамика». По результатам исследования обучающиеся

создают и заполняют таблицу «Виды теплопередачи».

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные

учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. Это могут

быть уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения

формулировать цель исследования, гипотезы, уроки с проведением

эксперимента, работа с источниками информации. На уроке с проведением

эксперимента можно не только выполнять задания по заранее составленной

схеме, но и предлагать воспитанникам выдвигать свой вариант эксперимента

по проверке гипотезы, либо сделать вывод на основе уже проведенного

исследования. Такой подход позволяет комплексно развивать познавательные

универсальные учебные действия, формировать у кадет способность

самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности.

Например, на уроках в седьмом классе можно использовать компетентностно

- ориентированные задания.

Тема «Диффузия»

Компетенция: учебно-познавательная.

Аспект: Нахождение, переработка, использование информации для решения

учебных задач.

Задачная формулировка: экспериментально найти зависимость скорости

диффузии от температуры.

Стимул: почему для ускорения засолки огурцов их заливают горячим

раствором?

Источник информации:

Описание выполнения экспериментального задания:

1.Налить в первый стакан 200 мл воды из холодного крана, во второй 200 мл

воды из горячего крана.

2. Измерить температуру воды в каждом стакане.

3.Опустить в них по одинаковому количеству марганцовокислого калия.

4.

Отметить время начала эксперимента.

5.Определите путем неоднократных измерений, через какое время марганец

полностью раствориться в воде в обоих стаканах.

6. Сделайте вывод о зависимости скорости диффузии от температуры.

Для групповых исследований во время урока можно разделить класс на

группы по 3-4 воспитанника в каждой и предложить им возможность в

течение отведенного для этого времени обсудить возможные способы

проведения эксперимента для подтверждения, либо опровержения той или

иной гипотезы. Каждая группа выносит своё мнение на обсуждение всего

класса. Класс должен в ходе дискуссии утвердить выбранные группой методы

исследования. Таким образом, во время урока формируются и

познавательные и личностные универсальные действия.

Освоение воспитанниками исследовательских знаний и умений должно

происходить поэтапно, с постоянным увеличением степени

самостоятельности кадет в их исследовательской учебной деятельности.

Поэтому внеурочная исследовательская деятельность строится, прежде всего,

на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению

окружающего мира и с учетом его интересов, ведь цели и задачи

исследовательской деятельности воспитанников должны определяться их

личностными мотивами. Во внеурочное время, при выполнении научно-

исследовательских работ, овладевая технологией исследовательского

обучения, кадеты знакомятся с методами научного познания. Кроме того,

исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой

активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку

на их основе развития ситуации, прогнозирование в соответствии с этим

дальнейшего ее развития.

Таким образом, в процессе учебно - исследовательской деятельности

комплексно формируются универсальные учебные действия, и

осуществляется переход от традиционного образования к образованию

инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

Литература.

1. О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина. Физика. 7 класс. Книга для учителя. –

Москва: Просвещение,2009г.- 128 с.

2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные

технологии. -2004. -№5. - С. 3-12.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-

ориентированной парадигмы образования //Народное образование, 2003.- №

2.- С. 58-64.

4.Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и

компетентностный подход // Высшее образование сегодня. № 8. 2004.

5.Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования /

Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/

Под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2001

6. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике.-Москва:Владос,2007.



В раздел образования