Автор: Харитонова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Развитие универсальных учебных действий в процессе учебно–исследовательской деятельности на уроках физики
Раздел: среднее образование
Развитие универсальных учебных действий в процессе учебно–
исследовательской деятельности на уроках физики.
Харитонова Ирина Викторовна,
преподаватель физики
ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище»
В современном мире для достижения стратегических целей общества
решающее значение имеют знания и когнитивные способности человека.
Поэтому образовательная система в наши дни делает особый акцент на
исследовательских методах обучения, уходя от академичных способов
преподавания. Основу исследовательского обучения составляют методы,
построенные на обучении методики получения новых знаний в различных
предметных и жизненных областях. Такой подход к обучению является
актуальным, поскольку важнейшей задачей современной системы
образования является формирование универсальных учебных действий,
которые обеспечиваю у школьников умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. А всего этого можно достичь
путем сознательного, активного присвоения воспитанникам социально –
культурного опыта исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная
технология, использующая в качестве главного средства учебное
исследование.
К основным характеристикам учебного исследования относят:
1.
Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих
неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих
точек» или проблемная подача материала;
2. Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез
(взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их
адекватное формулирование;
3. Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа
свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и
др.);
4. Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5.Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в
качестве истинной.
Указанные этапы исследовательской деятельности являются сложными
действиями, обеспечивающими решение задач и достижения целей
исследования, а каждое такое действие связано с набором универсальных
учебных действий.
Учебно – исследовательскую деятельность кадет в процессе преподавания
физики можно реализовывать через уроки – исследования, уроки с
элементами исследования и внеурочную исследовательскую работу.
На уроке-исследовании кадеты овладевают методикой научного
исследования, усваивают этапы научного познания. Например, для начала
учебного исследования, воспитанникам нужно овладеть таким
универсальным учебным действием, как умение видеть проблему. Для
формирования у обучающихся этого компонента использую задания на
умение задавать вопросы, на осмысление и структурирование текстов,
поскольку в первую очередь с умением видеть проблему связано умение
задавать вопросы. Овладение следующим этапом исследования - умения
ставить цель, способствует развитию такового универсального действия, как
целеполагание. Это универсальное учебное действие относится как к
регулятивным, так и познавательным видам УУД. Прежде, чем приступить к
выполнению какого- либо исследования, обучающиеся должны четко
понимать, для чего они это делают, уметь отличить главное от
второстепенного в проблеме и выделить его как цель.
Например, изучение темы «Виды теплопередач» в 8 классе можно построить
в виде исследования различных способов теплопередачи с использованием
оборудования «Термодинамика». По результатам исследования обучающиеся
создают и заполняют таблицу «Виды теплопередачи».
На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные
учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. Это могут
быть уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения
формулировать цель исследования, гипотезы, уроки с проведением
эксперимента, работа с источниками информации. На уроке с проведением
эксперимента можно не только выполнять задания по заранее составленной
схеме, но и предлагать воспитанникам выдвигать свой вариант эксперимента
по проверке гипотезы, либо сделать вывод на основе уже проведенного
исследования. Такой подход позволяет комплексно развивать познавательные
универсальные учебные действия, формировать у кадет способность
самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности.
Например, на уроках в седьмом классе можно использовать компетентностно
- ориентированные задания.
Тема «Диффузия»
Компетенция: учебно-познавательная.
Аспект: Нахождение, переработка, использование информации для решения
учебных задач.
Задачная формулировка: экспериментально найти зависимость скорости
диффузии от температуры.
Стимул: почему для ускорения засолки огурцов их заливают горячим
раствором?
Источник информации:
Описание выполнения экспериментального задания:
1.Налить в первый стакан 200 мл воды из холодного крана, во второй 200 мл
воды из горячего крана.
2. Измерить температуру воды в каждом стакане.
3.Опустить в них по одинаковому количеству марганцовокислого калия.
4.
Отметить время начала эксперимента.
5.Определите путем неоднократных измерений, через какое время марганец
полностью раствориться в воде в обоих стаканах.
6. Сделайте вывод о зависимости скорости диффузии от температуры.
Для групповых исследований во время урока можно разделить класс на
группы по 3-4 воспитанника в каждой и предложить им возможность в
течение отведенного для этого времени обсудить возможные способы
проведения эксперимента для подтверждения, либо опровержения той или
иной гипотезы. Каждая группа выносит своё мнение на обсуждение всего
класса. Класс должен в ходе дискуссии утвердить выбранные группой методы
исследования. Таким образом, во время урока формируются и
познавательные и личностные универсальные действия.
Освоение воспитанниками исследовательских знаний и умений должно
происходить поэтапно, с постоянным увеличением степени
самостоятельности кадет в их исследовательской учебной деятельности.
Поэтому внеурочная исследовательская деятельность строится, прежде всего,
на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению
окружающего мира и с учетом его интересов, ведь цели и задачи
исследовательской деятельности воспитанников должны определяться их
личностными мотивами. Во внеурочное время, при выполнении научно-
исследовательских работ, овладевая технологией исследовательского
обучения, кадеты знакомятся с методами научного познания. Кроме того,
исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой
активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку
на их основе развития ситуации, прогнозирование в соответствии с этим
дальнейшего ее развития.
Таким образом, в процессе учебно - исследовательской деятельности
комплексно формируются универсальные учебные действия, и
осуществляется переход от традиционного образования к образованию
инновационному, реализующему общий принцип развития человека.
Литература.
1. О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина. Физика. 7 класс. Книга для учителя. –
Москва: Просвещение,2009г.- 128 с.
2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные
технологии. -2004. -№5. - С. 3-12.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-
ориентированной парадигмы образования //Народное образование, 2003.- №
2.- С. 58-64.
4.Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и
компетентностный подход // Высшее образование сегодня. № 8. 2004.
5.Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования /
Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/
Под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2001
6. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике.-Москва:Владос,2007.