Напоминание

"Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии в 8-9 классах"


Автор: Усманова Илюза Ясировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Бурангулово
Населённый пункт: с.Бурангулово Абзелиловского района Республики Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по химии в 8-9 классах"
Раздел: среднее образование





Назад




Приложение 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БУРАНГУЛОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АБЗЕЛИЛОВСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО учителей Зам директора по УВР Директор МБОУ СОШ

химии, биологии и географии _______ /Хашимова М.А/ с.Бурангулово

протокол №1 « 30 » августа 2016г. _________ /Муратов Р.А/

от « 29 » августа 2016 г.

Руководитель МО:_______ Приказ №3 §1 от 30.08.2016 г.

/ Усманова И.Я/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

для 8-9 классов на 2016 -2017 учебный год

(базовый уровень)

Программу составила:

Усманова Илюза Ясировна,

учитель химии и биологии,

высшая квалификационная категория

Бурангулово - 2016

1

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с требованиями:

1.

Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ МО РФ

№1089 от 05.03.2004); с изменениями приказ №164 от 03.06.2008; приказ №320 от

31.08.2009; приказ № 427 от 19.10.2009; приказ № 39 от 24.01.2012; приказ № 69 от

31.01.2012.

2.

Закона «Об образовании в РФ», от 29.12.2012. №273-ФЗ;

3.

Закона «Об образовании в РБ»,от 01.07.2013.№696-з;

4.

Учебного плана МОБУ СОШ с.Бурангулово на 2016-2017 учебный год (приказ №3 §1 от

30.08.2016 г.)

5.

Примерной программы по химии для основной школы и программы авторского курса

химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна ( базовый уровень), М.: Дрофа, 2010.

6.

Учебники, входящие в федеральный перечень учебников, рекомендованных

Министерством образования и науки Российской Федерации:

Химия, 8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций./О.С.Габриелян.- М.:

Дрофа, 2014 год.

Химия, 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций./О.С.Габриелян.- М.:

Дрофа, 2015 год.

Рабочая программа предназначена для изучения химии на базовом уровне и рассчитана

на 134 часа:

в 8 классе 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе 66 часов ( 2 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать:

химическую

символику:

знаки

химических

элементов,

формулы

химических

веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие

химические

понятия:

химический

элемент,

атом,

молекула,

относительные

атомная

и

молекулярная

массы,

ион,

химическая

связь,

вещество,

классификация

веществ,

моль,

молярная

масса,

молярный

объем,

химическая

реакция,

классификация

реакций,

электролит

и

неэлектролит,

электролитическая

диссоциация,

окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные

законы

химии:

сохранения

массы

веществ,

постоянства

состава,

периодический закон;

уметь:

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять:

физический

смысл

атомного

(порядкового)

номера

химического

элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе

Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и

главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их

положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь

между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов

неорганических веществ;

определять:

состав

веществ

по

их

формулам,

принадлежность

веществ

к

определенному

классу

соединений,

типы

химических

реакций,

валентность

и

степень

окисления

элемента

в

соединениях,

тип

химической

связи

в

соединениях,

возможность

протекания реакций ионного обмена;

составлять:

формулы

неорганических

соединений

изученных

классов;

схемы

строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения

химических реакций;

2

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать

опытным

путем:

кислород,

водород,

углекислый

газ,

аммиак;

растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять:

массовую

долю

химического

элемента

по

формуле

соединения;

массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству

вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности

и

повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки

влияния

химического

загрязнения

окружающей

среды

на

организм

человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Содержание учебного предмета «Химия»

8класс ( 68 часов)

ВВЕДЕНИЕ (9 часов)

Вводный инструктаж по ТБ. Химия - часть естествознания. Методы познания в химии:

наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение,

анализ и представление его результатов.

Предмет химии. Вещества. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и

сложных веществах. Простые и сложные вещества нашего края.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль

химии в жизни человека. Достижения химии и их правильное использование. Экологические

проблемы Башкортостана , связанные с использованием достижений химии.

Краткий очерк истории развития химии. Химия – древняя наука. Демокрит и Аристотель о

химии. Алхимия. Реформатор в области горного дела и металлургии Агрикола, в области

медицины – Парацельс. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы

М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная

массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его

формулы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые

и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие

для получения сведений о химических элементах.

Демонстрации. 1. Модели различных простых и сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной

химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия.

4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.

2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной

бумаги.

Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными прибора-

ми.

ГЛАВА 1. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (10 часов)

Основные сведения о строении атомов. Атомы как форма существования химических

элементов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная

3

модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная

масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное

определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного

химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических

элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов,

физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение

числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование

положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов.

Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной

связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование

двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой —

образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная

полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные

химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение

валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой

— образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических

элементов Д. И. Менделеева (различные формы).

Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4.

Изготовление моделей молекул бинарных соединений.

Контрольная работа №1. «Атомы химических элементов».

ГЛАВА 2. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (6 часов)

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов

Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций,

магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важн ейшие простые вещества-

неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора,

углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода, азота, галогенов.

Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию

нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора,

олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого

понятия. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газо-

образных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и ки-

ломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломоляр-

ный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества»,

«молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Демонстрации. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые

металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.

Лабораторные опыты. 5. Ознакомление с коллекцией металлов. 6. Ознакомление с

коллекцией неметаллов.

Контрольная работа №2. «Простые вещества».

ТЕМА 3. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (13 часов)

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени

окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений,

общий способ их названий.

Важнейшие классы бинарных соединений металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды

и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные

4

соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная

известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители

щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных

реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная,

соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала рН). Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей

в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и

кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств

веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства

чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты,

связанные с использованием понятия «доля».

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических

решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы,

изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и из менение его

окраски в различных средах. Шкала рН.

Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с коллекцией оксидов. 8. Ознакомление со

свойствами аммиака. 9. Качественная реакция на углекислый газ. 10. Определение рН

растворов кислоты, щелочи и воды. 11. Определение рН лимонного и яблочного соков на

срезе плодов. 12. Ознакомление с коллекцией солей. 13. Ознакомление с коллекцией

веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристалличе-

ских решеток. 14. Ознакомление с образцом горной породы. Использование в качестве

раздаточного материала для демонстрации и проведения лабораторных опытов местного

материала ( песка, глины, воды и т.д)

Практическая работа №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей

свечой, и их описание (домашний эксперимент).

Практическая работа №3. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в

растворе.

Контрольная работа №3. «Соединения химических элементов».

ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (14 часов).

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления,

связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, —

физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание

и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки

и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения.

Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и

коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы

или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Рас-

четы с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора

с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю

примесей.

Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы.

Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и

необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для

прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций

вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

5

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах

до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения —

электролиз воды.

Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.

Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды».

Реакции замещения — взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена — гидролиз веществ.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода

или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с

горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б)

взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г)

растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной

кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида

водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие

разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты. 15. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 16. Замещение меди в

растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа №4. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент).

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.

Контрольная работа №4. «Изменения, происходящие с веществами».

Глава 5. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА

И ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

(16 часов)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.

Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых

веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение

растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм

диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической

диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической

диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории

электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие

кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с

оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации.

Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики

химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории

электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы

растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с

оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с

солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств

солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды

металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для

элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-

восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

6

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного

баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-

восстановительных реакций.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость

электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных

ионов в электрическом поле. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом

меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 17. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.

18. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.

19. Взаимодействие кислот с основаниями. 20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

21.Взаимодействие кислот с металлами. 22. Взаимодействие кислот с солями. 23.

Взаимодействие щелочей с кислотами. 24. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

25.Взаимодействие щелочей с солями. 26. Получение и свойства нерастворимых оснований.

27. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 28. Взаимодействие основных оксидов с

водой. 29. Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами. 30. Взаимодействие кислотных

оксидов с водой. 31. Взаимодействие солей с кислотами. 32. Взаимодействие солей с щелочами.

33. Взаимодействие солей с солями. 34. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Практическая работа №6. Ионные реакции.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа №5 ( Итоговая ).

9 класс ( 66 часов)

Глава1. Общая характеристика химических элементов и

химических реакций ( 8 часов)

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической

системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов ,

простых веществ и соединений, образованных химическими элементами, в пределах главных

подгрупп и периодов Периодической системы Д.И.Менделеева. Генетические ряды металла и

неметалла.

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им

соединений. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного

элемента.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы.

Закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах. Значение ПЗ и

ПСХЭ Д,И.Менделеева.

Химическая организация живой и неживой природы. Строение Земли: химический состав

ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и

микроэлементы. Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений, животных и человека.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Ферменты, витамины, гормоны. Каких

микроэлементов не хватают людям нашей местности.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по

различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой

эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие

вещества», «фаза», «использование катализатора».

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических

реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов

1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости

химической реакции от: природы , концентрации, площади соприкосновения («кипящий слой»),

7

температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный

катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.

Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости

химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с

металлами. 5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих

веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих

веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от

температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с

раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с

помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых

продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Контрольная работа №1 «Общая характеристика ХЭ и химических реакций».

ГЛАВА 2. МЕТАЛЛЫ (14 часов)

Немного истории о металлах. Семь металлов древности: железо, медь, серебро, ртуть, олово,

свинец, золото. Век медный, бронзовый, железный. Бронза и художественное литье. Сплавы,.

Чугун и сталь.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие

физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов

как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений

металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе.

Металлосодержащие руды Башкортостана. Общие способы получения металлов: пиро-, гидро-,

электрометаллургии, алюминотермия. Микробиологические методы получения металлов.

Металлургическая промышленность Башкортостана.

Коррозия металлов. Химическая и электрохимическая коррозия. Способы борьбы с

коррозией.

Общая характеристика щелочных металлов. Строение атомов щелочных металлов.

Физические и химические свойства щелочных металлов: образование гидридов, хлоридов,

сульфидов, пероксидов, оксидов, гидроксидов. Оксиды и пероксиды щелочных металлов. Едкие

щелочи. Соли: сода питьевая, сода кристаллическая, поташ, глауберова соль, поваренная соль.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов.

Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных

металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их

свойства и применение в народном хозяйстве. Строительные материалы Башкортостана: глина,

песок, гипс, цемент. Соединения кальция – известняк. Мраморный завод Абзелиловского

района.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Получение

алюминия электролизом. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный

характер. Важнейшие природные соединения алюминия. Соединения алюминия нашей

местности. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические

ряды Fе

2+

и Fе

3+

. Важнейшие соли железа. Качественные реакции на Fе

2+

и Fе

3+

и реактивы:

желтая и красная кровяная соли, роданид калия. Значение железа и его соединений

для природы и народного хозяйства. Значение железа для человеческого организма. Болезни

населения Абзелиловского района , связанные с недостатком или избыточным содержанием

железа в организме человека.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов.

8

Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с

кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов кальция,

алюминия, железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13.

Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.

15.Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция и исследование его

свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие

железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Химический практикум. Свойства металлов и их соединений.

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений.

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа №3. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению

соединений металлов.

Контрольная работа №2. Металлы.

ГЛАВА 2. НЕМЕТАЛЛЫ (24 часов)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических

элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО)

как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых

веществ. Аллотропия. Кислород и озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов.

Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И.

Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода,

его получение, собирание, распознавание и применение.

Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды.

Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства

воды. Гидролиз. Вода в жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация

воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и

применение. Экологические проблемы в Республике Башкортостан , в частности в

Абзелиловском районе, связанные с пресной водой.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов галогенов и их степени окисления.

Физические свойства галогенов. Химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами,

водородом, растворами солей галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств

галогенов от фтора к иоду. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Галогеноводороды и

галогеноводородные кислоты. Галогениды, качественные реакции на галогенид-ионы.

Природные соединения галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их

соединений в народном хозяйстве.

Кислород. Кислород в природе. Строение атома кислорода. Физические и химические свойства

кислорода: взаимодействие с простыми и сложными веществами. Горение и медленное

окисление. Дыхание и фотосинтез. Получение кислорода. Применение кислорода.

Сера. Строение атома серы и возможные степени окисления серы. Аллотропия серы:

ромбическая, моноклинная, пластическая сера. Химические свойства серы: взаимодействие с

металлами, кислородом, водородом. Демеркуризация. Сера в природе: самородная, сульфидная,

сульфатная сера. Месторождения серы в Башкортостане. Биологическое значение и применение

серы.

Соединения серы. Сероводород и сульфиды. Сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты.

Оксид серы (VI), серная кислота ( разбавленная и концентрированная) , сульфаты,

гидросульфаты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты: глауберова соль, сульфат

бария, медный купорос. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Физические и химические

свойства азота. Получение азота из жидкого воздуха. Применение азота. Азот в природе и его

биологическая роль.

9

Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Водородная связь. Донорно-

акцепторный механизм образования иона аммония. Соли аммония, их свойства и применение.

Получение, собирание и распознавание аммиака. Разложение солей аммония. Качественная

реакция на ион аммония.

Кислородные соединения азота. Несолеобразующие и кислотные оксиды азота. Свойства

азотной кислоты как электролита и как окислителя. Взаимодействие разбавленной и

концентрированной азотной кислоты с медью. Применение азотной кислоты. Нитраты и

нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.

Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты, гидрофосфаты и

дигидрофосфаты. Биологическое значение фосфора ( фосфат кальция, АТФ, ДНК, РНК.)

Применение фосфора и его соединений. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома и степени окисления углерода. Аллотропия углерода: алмаз и графит.

Древесный и активированный уголь. Адсорбция, ее применение. Химические свойства

углерода: взаимодействие с кислородом, металлами, водородом, оксидами металлов. Карбиды

кальция и алюминия. Круговорот углерода в природе.

Кислородные соединения углерода. Оксиды углерода ( I I ) и (IV), их свойства и применение.

Угольная кислота и ее соли: карбонаты, гидрокарбонаты. Взаимопревращения карбонатов и

гидрокарбонатов Жесткость воды: временная и постоянная, способы ее устранения.

Определение жесткости воды реки Большой Кизил. Качественная реакция на соли угольной

кислоты.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.

Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Кремниевая кислота и ее соли - силикаты.

Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной

промышленности. Стекло. Цемент.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с

натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентри-

рованной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов.

Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы,

фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов,

нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 19. Получение и распознавание водорода. 20. Исследование по-

верхностного натяжения воды. 21. Растворение перманганата калия или медного купороса в

воде. 22. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 23. Изготовление гипсового отпечатка.

24. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 25. Ознакомление с составом минеральной

воды. 26. Качественная реакция на галогенид-ионы. 27. Получение и распознавание кислорода.

28. Горение серы на воздухе и в кислороде. 29. Свойства разбавленной серной кислоты.

30.Изучение свойств аммиака. 31. Распознавание солей аммония. 32.Свойства разбавленной

азотной кислоты. 33. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

34. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 35. Распознавание фосфатов. 36. Горение угля в

кислороде. 37. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 38. Переход карбонатов в

гидрокарбонаты. 39. Разложение гидрокарбоната натрия. 40. Получение кремневой кислоты и

изучение ее свойств.

Практическая работа №4.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и

углерода».

Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов.

Контрольная работа №3. «Неметаллы».

Глава 4. Органические соединения (12часов).

Предмет органической химии. Предмет изучения ОХ. Особенности органических веществ.

Валентность и степень окисления углерода в ОВ. Теория химического строения Бутлерова.

10

Структурные формулы. Значение ОХ.

Предельные углеводороды. Гомологический ряд. Радикалы. Изомеры и изомерия. Названия

алканов. Физические и химические свойства алканов: реакция горения, замещения и

дегидрирования. . Виды топлива в Башкортостане: уголь, нефть, газ, древесина. Перспективы

развития нефтяной промышленности в Республике Башкортостан .

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. Изомерия и номенклатура алкенов.

Изомерия положения двойной связи. Химические свойства этилена. Реакции полимеризации,

мономеры, полимеры. Гидратация и дегидратация. Качественные реакции на двойную связь:

реакции с бромной водой и раствором перманганата калия.

Ацетилен. Тройная связь. Карбидный способ получения ацетилена. Горение ацетилена.

Гидратация ацетилена – реакция Кучерова. Тримеризация ацетилена.

Ароматические углеводороды. Бензол. Строение бензола, его формулы. Химические свойства

бензола: реакции присоединения и замещения. Получение и применение бензола.

Спирты. Их строение, изомерия и номенклатура. Предельные одноатомные спирты метанол и

этанол. Окисление этанола в уксусный альдегид. Физиологическое действие спиртов на

организм человека. Многоатомные спирты этиленгликоль и глицерин. Качественная реакция на

многоатомные спирты.

Альдегиды. Альдегидная группа и общая формула альдегидов. Формальдегид и уксусный

альдегид. Их свойства и применение. Качественные реакции на альдегиды.

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Карбоксильная группа.

Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Их физические и химические свойства.

Формиаты и ацетаты. Реакция этерификации. Сложные эфиры. Применение кислот и сложных

эфиров.

Жиры. Предельные е непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Применение

жиров. Растительные и животные жиры. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Мыла.

Синтетические моющие средства.

Аминокислоты и белки. Амфотерность аминокислот. Получение аминокислот из карбоновых

кислот. Реакция поликонденсации. Пептидная связь и полипептиды. Первичная структура

белков. Биологическое значение белков. Свойства белков и качественные реакции на белки.

Углеводы. Моносахариды, дисахариды, полисахариды. Глюкоза и фруктоза. Сахароза. Крахмал.

Целлюлоза.

Полимеры. Полимеры природные (органические и неорганические) и синтетические. Реакции

полимеризации и поликонденсации. Мономер, макромолекула, структурное звено, степень

полимеризации. Пластмассы. Волокна: природные и химические, искусственные и

синтетические.

Контрольная работа №4. «Органические ве6щества».

ГЛАВА 5. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(8 часов)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности

изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о

строении атомов элементов. Значение Периодического закона.

Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и

образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней

окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических

реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения

химического равновесия.

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций.

Окислительно-восстановительные реакции.

Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Простые и сложные вещества.

Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды

11

и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли, их состав, классификация

и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Основные направления развития химической промышленности в Башкортостане. Экология

Башкортостана. Рациональное природопользование.

Контрольная работа №5 ( итоговая).

12

Приложение 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.БУРАНГУЛОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АБЗЕЛИЛОВСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО учителей Зам директора по УВР Директор МБОУ СОШ

химии, биологии и географии _______ /Хашимова М.А/ с.Бурангулово

протокол №1 « 30 » августа 2016г. _________ /Муратов Р.А/

от « 29 » августа 2016 г.

Руководитель МО:_______ Приказ №3 §1 от 30.08.2016 г.

/ Усманова И.Я/

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ХИМИИ В 8 – 9 КЛАССАХ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

на 2016 -2017 учебный год

Программу составила:

Усманова Илюза Ясировна,

учитель химии и биологии,

высшая квалификационная категория

Бурангулово - 2016

13

Календарно-тематическое планирование уроков химии в 8 классе.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата

План.

Факт.

Тема 1. Введение ( 9 часов)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Химия — часть естествознания.

1

3.09

2

Предмет химии. Вещества.

1

5.09

3

Практическая работа№1 «Правила ТБ при работе в

химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным

оборудованием и нагревательными приборами».

1

8.09

4

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

1

15.09

5

Краткий очерк истории развития химии.

1

19.09

6

Периодическая система химических элементов. Знаки

химических элементов.

1

22.09

7

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная

массы.

1

26.09

8

Выполнение упражнений. Ar(Э) и Мr (в-ва).

1

29.09

9

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

1

3.10

Тема 2. Атомы химических элементов ( 10 часов).

10

Основные сведения о строении атомов.

1

6.10

11

Изменения в составе ядер атомов ХЭ. Изотопы.

1

10.10

12

13

Строение электронных оболочек атомов .

2

13.10

17.10

14

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом

уровне атомов ХЭ. Ионная химическая связь.

1

20.10

15

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой .

Ковалентная неполярная связь.

1

24.10

16

Ковалентная полярная химическая связь.

1

27.10

17

Металлическая химическая связь.

1

31.10

18

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомых

имических элементов»

1

7.11

19

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических

элементов».

1

11.11

Тема 3. Простые вещества ( 6 часов).

20

Анализ КР№1 «Атомы химических элементов».

Простые вещества - металлы

1

14.11

21

Простые вещества -неметаллы

1

18.11

22

Количество вещества.

1

21.11

24

Молярный объем газов.

1

25.11

25

Решение задач . Молярный объем газов.

1

28.11

26

Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества»

1

2.12

Тема 4. Соединения химических элементов ( 13 часов).

27

Анализ контрольной работы №2. Степень окисления.

1

5.12

28

Составление формул бинарных соединений по степеням

окисления элементов.

1

9.12

29

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие

водородные соединения.

1

12.12

30

Основания.

1

16.12

14

31

Кислоты.

1

19.12

32

Соли.

1

23.12

33

Соли

1

26.12

34

Кристаллические решетки.

1

30.12

35

Инструктаж по ТБ. Чистые вещества и смеси.

1

16.01

36

Массовая и объемная доли компонентов смеси. (раствора)

1

20.01

37

Инструктаж по ТБ. ПР №2.Наблюдения за изменениями,

происходящими с горящей свечой и их описание.

1

23.01

38

Инструктаж по ТБ. ПР №3. Приготовление раствора сахара

и расчет его массовой доли в растворе.

1

27.01

39

Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических

элементов»

1

30.01

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами ( 14 часов).

40

Анализ контрольной работы №3.

Физические явления в химии.

1

3.02

41

Химические явления.

1

6.02

42

Химические уравнения.

1

10.02

43

Составление уравнений химических реакций

1

13.02

44

Расчеты по химическим уравнениям.

2

17.02

45

Реакции разложения

1

20.02

46

Реакции соединения

1

24.02

47

Реакции замещения

1

27.02

48

Реакции обмена

1

3.03

49

Типы химических реакций на примере свойств воды.

6.03

50

Инструктаж по ТБ. ПР №4. Анализ почвы и воды.

1

10.03

51

Инструктаж по ТБ. ПР №5 «Признаки химических

реакций»

1

13.03

52

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы

неорганических веществ. Типы химических реакций»

1

17.03

53

Контрольная работа №4 по теме «Изменения, происходящие

с веществами»

1

20.03

Тема 6. Растворение.Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-

восстановительные реакции.( 16 часов).

54

Анализ контрольной работы №4. Растворение. Растворимость

веществ в воде.

1

24.03

55

Электролитическая диссоциация.

1

3.04

56

Основные положения теории электролитической диссоциации

1

7.04

57

Ионные уравнения. ПР №6. Ионные реакции.

1

10.04

58

Кислоты, их классификация и свойства.

1

14.04

59

Основания, их классификация и свойства .

1

17.04

60

Оксиды, их классификация и свойства.

1

21.04

61

Соли, их классификация и свойства.

1

24.04

62

Генетическая связь между классами веществ.

1

28.04

63

Окислительно-восстановительные реакции.

1

5.05

64

Окислительно-восстановительные реакции.

1

8.05

65

Инструктаж по ТБ. ПР №7. Решение экспериментальных

задач.

1

12.05

66

Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса

1

15.05

67

Контрольная работа №5 (итоговая)

1

19.05

68

Анализ контрольной работы №5.. Итоговое занятие по курсу

химии 8 класса.

1

22.05

15

Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9 классе.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата

План.

Факт.

Тема 1. Общая характеристика химических элементов и химических реакций ( 8

часов)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Характеристика ХЭ —

металла на основании его положения в ПСХЭ .

1

2.09

2

Характеристика ХЭ — неметалла на основании его

положения в ПСХЭ .

1

7.09

3

Генетический ряд металла и неметалла.

1

10.09

4

Характеристика ХЭ по кислотно-основным свойствам

образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и

гидроксиды.

1

14.09

5

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева.

1

17.09

6

Химическая организация природы.

1

21.09

7

Химические реакции. Скорость химических реакций.

1

24.09

8

Входная контрольная работа «Общая характеристика ХЭ и

химических реакций».

1

28.09

Тема 2. Металлы ( 14 часов)

9

Анализ контрольной работы №1 «Общая характеристика

химического элемента и химических реакций». Век

медный, бронзовый, железный.

1

1.10

10

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение

их атомов.

1

5.10

11

Физические и химические свойства металлов. Сплавы.

1

8.10

12

Получение металлов.

1

12.10

13

Коррозия металлов.

1

15.10

14

Щелочные металлы.

1

19.10

15

Щелочноземельные металлы.

1

22.10

16

Алюминий.

1

26.10

17

Железо.

1

29.10

18

Выполнение упражнений по теме «Металлы»

1

9.11

19

Инструктаж по ТБ. ПР №1. Осуществление цепочки

химических превращений.

1

11.11

20

Инструктаж по ТБ. ПР №2. «Получение и свойства

соединений металлов».

1

16.11

21

Инструктаж по ТБ. ПР №3. «Экспериментальные

задачи по распознаванию и получению соединений

металлов».

1

18.11

22

Контрольная работа №2. «Металлы»

1

23.11

Тема 3. Неметаллы ( 24 часов)

23

Анализ КР №2. Неметаллы : атомы и простые вещества.

Кислород ,озон, воздух.

1

25.11

24

Водород.

1

30.11

25

Вода. Вода в жизни человека.

1

2.12

26

Галогены.

1

7.12

27

Соединения галогенов.

1

9.12

16

28

Получение галогенов . Биологическое значение и

применение галогенов.

1

14.12

29

Кислород.

1

16.12

30

Сера.

1

21.12

31

Сероводород и сульфиды.

1

23.12

32

Оксид серы(IV) , сернистая кислота и сульфиты.

1

28.12

33

Оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты.

1

30.12

34

Инструктаж по ТБ. Производство серной кислоты.

1

18.01

35

Выполнение упражнений по теме: «Подгруппа

кислорода»

1

20.01

36

Азот.

1

25.01

37

Аммиак. Соли аммония.

1

27.01

38

Кислородные соединения азота.

1

1.02

39

Фосфор и его соединения.

1

3.02

40

Углерод.

1

8.02

41

Кислородные соединения углерода.

1

10.02

42

Кремний и его соединения.

1

15.02

43

Инструктаж по ТБ. ПР №4. Экспериментальные задачи

по теме «Подгруппа кислорода»

1

17.02

44

Инструктаж по ТБ. ПР №5. Экспериментальные задачи

по теме «Подгруппы азота и углерода»

1

22.02

45

Инструктаж по ТБ. ПР №6. «Получение, собирание и

распознавание газов»

1

24.02

46

Контрольная работа №3. «Неметаллы»

1

1.03

Тема 4. Органические соединения ( 12 часов).

47

Анализ контрольной работы №3. Предмет органической

химии

1

3.03

48

Предельные углеводороды.

1

10.03

49

Непредельные углеводороды . Этилен и его гомологи.

1

15.03

50

Непредельные углеводороды. Ацетилена.

1

17.03

51

Ароматические углеводороды. Бензол.

1

22.03

52

Спирты.

1

24.03

53

Альдегиды.

1

5.04

54

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.

Сложные эфиры. Жиры.

1

7.04

55

Аминокислоты. Белки.

1

12.04

56

Углеводы.

1

14.04

57

Полимеры.

1

19.04

58

Контрольная работа №4. Органические вещества.

1

21.04

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Подготовка к ОГЭ ( 8 ч)

59

Анализ КР №4 «ОВ»

ПСХЭ Менделеева и строение атома.

1

26.04

60

Электроотрицательность. Степень окисления.

1

28.04

61

Классификация химических реакций. ЭД. Ионные

уравнения реакций.

1

3.05

62

ОВР. Метод электронного баланса.

5.05

63

Классификация неорганических веществ.

1

10.05

64

Характерные химические свойства неорганических

веществ.

1

12.05

65

Контрольная работа №5 ( итоговая).

1

17.05

17

66

Итоговое занятие по курсу химии 9 класса.

19.05

18



В раздел образования