Напоминание

"Игры и игровые упражнения для улучшения произвольного запоминания у дошкольников".


Автор: Сивцева Евгения Викторовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории коррекционной группы
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №138
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: "Игры и игровые упражнения для улучшения произвольного запоминания у дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Лицей №138

Игры и игровые упражнения

для улучшения произвольного запоминания

у дошкольников.

Подготовила воспитатель

Высшей квалификационной категории

Сивцева Е.В.

МОСКВА 2017г.

Рекомендации по улучшению произвольного запоминания у

дошкольников.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают

множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует

пищи.

В

этот

период

память

на

скорости

развития

опережает

другие

способности,

ребенок

рассматривает

картинку

и

вспоминает,

видит

необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего

жизненного

багажа.

Легкость,

с

которой

дети

дошкольники

запоминают

стихи,

считалки,

загадки,

сказки,

мультфильмы,

объясняется

бурным

развитием их природной памяти. Дошкольный период – эпоха господства

природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного

периода

(6-7

лет)

у

ребенка

появляются

произвольные

формы

психологической активности. Они уже умеют рассматривать предметы, могут

вести целенаправленное наблюдение и появляются элементы произвольной

памяти. Она проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит

цель: запомнить и вспомнить.

Желание

ребенка

запомнить,

надо

всячески

поощрять,

это

залог

успешного

развития

не

только

памяти,

но

и

других

познавательных

способностей:

восприятия,

внимания,

мышления,

представления

и

воображения.

Появление

произвольной

памяти

способствует

развитию

культурной

(опосредованной)

памяти

наиболее

продуктивной

формы

запоминания.

Первые

шаги

этого

пути

обусловлены

особенностями

запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью и т. д.

Изве стны

примеры,

когда

психологи

и

педагоги

з а н и м а л и с ь

целенаправленным

обучением

дошкольников

приемами

классификации

и

группировки в целях запоминания.

Ребенку

надо

помогать

запоминать

его

надо

учить

контролировать

правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий

успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным

умственным нагрузкам.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано

с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и

воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в

игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют

ребёнку богатые возможности для развития его памяти. Произвольная память

проявляется

в

ситуациях,

когда

ребенок

самостоятельно

ставит

цель:

запомнить

и

вспомнить.

Кроме

реализации

всех

общих

условий,

способствующих

развитию

памяти,

стимулировать

этот

процесс

помогут

специальные

упражнения

и

игры.

Чтение

книг,

заучивание

стихов,

разгадывание

загадок,

головоломок,

ребусов

-

все

это

помимо

общего

развития, прекрасно развивает память. Так же существует ряд игр на развитие

памяти у старших дошкольников:

Игра «Кто больше запомнит?» Детям последовательно, одна за другой,

показывают картинки с изображением различных предметов, которые они

должны

рассмотреть

и

запомнить,

и

просят

назвать,

кто

что

вспомнит.

Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Игра в «Магазин» нравится всем детям. Она также хорошо развивает

память,

если

создает

мотив,

побуждающий

запомнить

и

припомнить.

Например,

ребенок,

выступающий

в

роли

покупателя,

должен

пойти

в

«магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов ребенок

воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

Для детей старшего дошкольного возраста подходит игры:

«Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а

потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный

вариант - попросить ребенка воспроизвести фигуры, учитывая их размер и

цвет.

Игра «Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного

возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной

формы или цвета. Например, 5 круглых предметов, или 5 красных предметов.

Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время.

Игра «Дощечки». Необходимо вырезать из толстого картона или фанеры,

10 дощечек размером 10-20см. На обратной стороне пронумеровать от 1-10.

Вместе с детьми налепить различные материалы: мех, байку, кусок веревки,

спички, клеенку и т. д. Теперь можно предложить ребенку следующие игры:

а) Разложите дощечки в ряд по порядку. «Внимательно рассмотри, закрой

глаза и перемешай их. А теперь на ощупь разложи их в прежнем порядке».

б) Возьми дощечку № 1 закрой глаза и потрогай ее. Что напоминает тебе ее

поверхность?

Можно поиграть в игры «Чего не стало? », «Что изменилось? », и многих

других.

Кроме этого, практикуется использование игровых упражнений для развития

произвольного запоминания для пересказа произведений, развития связной

речи и расширения словарного запаса у старших дошкольников:

«Пересказ по кругу»: Дети садятся в круг, на расстоянии вытянутой руки

друг от друга. Педагог читает рассказ. Далее по кругу дети начинают его

пересказывать,

причем

обговаривается,

что

один

ребенок

может

сказать

только одно предложение. Когда дети заканчивают рассказ, он читается еще

раз, после чего педагог предлагает дополнить детали, которые ранее были

опущены.

«Запомни фразы»: Детям предлагается набор фраз, к примеру: Самолет

летит в небе; Ветер качает деревья; Мальчик помогает бабушке; Девочка идет

гулять с собакой; На улице идет снег; Мама делает дома уборку; Грузовик

везет кирпичи; Дети гуляют на улице; Детям зачитываются фразы, затем

одному из детей предлагается воспроизвести те, которые он запомнил. После

воспроизведения другим детям предлагается добавить те, которые ребенок не

назвал, уточняются детали, упущенные ребенком. Фразы повторяются 3 раза,

причем их порядок меняется, меняется так же ребенок, который должен был

их воспроизвести.

«Цепочка»: Детям предлагается цепочка слов, например: курица, береза,

стул, ботинки, дуб, воробей, стол, сапоги, диван, ласточка, рябина, туфли,

кресло. С начала зачитывается словесная цепочка, затем одному из детей

предлагается ее воспроизвести, причем не обязательно нужно назвать слова

именно в такой последовательности. Другие дети пытаются дополнить. Затем

проводится беседа: какие слова использовались в цепочке? В какие группы

можно объединить эти слова? (птицы, мебель, обувь, деревья). По сколько

слов

будет

в

каждой

группе?

Потом

детям

предлагается

воспроизвести

цепочку слов еще раз.

«Что с начала, что потом»: Детям показываются

картинки по сказке

(желательно брать хорошо известную, русскую народную сказку), причем

изображение на них должно соответствовать делению сказки на 3 части:

начало – середина – конец. Детям предлагается внимательно рассмотреть все

3 картинки, догадаться, какая сказка на них изображена. Дать краткий рассказ

по каждой картинке – какая ситуация из сказки изображена на каждой? И

расположить картинки в хронологическом порядке – что было с начала, что

потом и что в конце. Для изображения материала к этому упражнению можно

привлечь дошкольников и попросить их нарисовать картинки.

Память следует развивать только в естественной обстановке и не заставлять

ребенка, когда он не хочет. Нужно

заинтересовать его! Особенно легко

запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то

делал, ощупывал, пробовал на вкус, вырезал, строил…

Чтобы ребенок запомнил какой-нибудь рассказ, событие, беседу, чтобы

обогатить его кругозор, необходимо, чтобы материал для запоминания был не

только интересным, но и достаточно ясным. Необходимо обращать внимание

ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем

ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения

работы.

Литература:

1.

Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе

обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979 -№ 5. С.36-39.

2.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1978.

3.

Ильина М.Н., Головнева Н.Я. Тесты для детей. М., 1998.

4.

Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении

разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. М., 1967.

5.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1994.

6.

Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с.143.

7.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997.

8.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.1960, С 21-30, 138-187.



В раздел образования