Напоминание

Психолого-педагогические требования к современному уроку русского языка


Автор: Соколова Анна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Усть-Кут, Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогические требования к современному уроку русского языка
Раздел: среднее образование





Назад





Психолого-педагогические требования

к современному уроку русского языка

Замысел
урока заключается в создании условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Целевыми ориентирами
учебного занятия могут быть следующие: 1. Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта. 2. Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. 3. Содействие ребенку в положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и саморазвития.
Основополагающие принципы нового урока русского языка:
-
принципы дифференциации
- учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения:  работа в парах постоянного и сменного составов;  работа в микрогруппах;  активации мыследеятельности учащихся;  способствование самовыражения;  использование педтехники и т.д.; -
принципы доверия и расширения полномочий
- учащимся доверено быть:  консультантами, ассистентами, дублерами учителя;  руководителями и членами экспертных групп;  контролерами знаний и т.д.; -
принципы свободного выбора
— право выбора учащимся любой формы проверки знаний:  устной или письменной, на уроке или вне урока;  сдачи зачетов учителю или экспертной группе товарищей;  сдачи экзаменов в форме собеседования, защиты рефератов, комплексного анализа текста;  свободное посещение занятий отлично успевающими учащимися; -
принципы гласности учета и контроля
— открытые листы успеваемости, зачетные книжки, листы тематического контроля; общественный смотр знаний; оценка урока учащимися.
Обучение

на

таком

уроке

будет

иметь

развивающий

эффект,

т.к.

"развиваемый субъект включается в активную деятельность и общение".

Основное требование
к современному уроку — обеспечение коммуникативной
деятельности учащихся учителем, умеющим создать "соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки" (концепция Роджерса К.).
Деятельность учащихся

Деятельность учителя
1. Учащиеся чувствуют себя на уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели. 1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие. 2. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполе зно сти, образовательной и воспитательной ценности. 2. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и п е р е д к а ж д ы м у ч а щ и м с я в отдельности. 3 . У у ч а щ и х с я е с т ь внутренняя мотивация к учению. 3. Широко используется система поощрений. 4 . У ч а щ и е с я а к т и в н о у ч а с т в у ю т в п р о ц е с с е п е д а г о г и ч е с к о г о о б щ е н и я (с амо стоятельно о п р е д е л я ю т грамматические формы, делают выводы, формулируют правила). 4. Учитель выступает к а к источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью. 5 . У ч а щ и е с я н е т о л ь ко воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самосто- ятельно мыслить. 5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства. 6. На уроке происходит не только движение от языковой— формы к мысли, но и от мысли, от задачи общения к воплощению ее в языковой форме - любое языковое явление рассматривается в связном речевом высказывании - тексте. 6. Учитель — активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии ("я чувствую, что т ы чувствуешь"), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.


В раздел образования