Психолого-педагогические требования к современному уроку русского языка
Автор: Соколова Анна Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ № 1 Населённый пункт: город Усть-Кут, Иркутской области Наименование материала: Статья Тема: Психолого-педагогические требования к современному уроку русского языка Раздел: среднее образование
Замысел урока заключается в создании условий для максимального влияния
образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Целевыми ориентирами учебного занятия могут быть следующие:
1.
Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов
человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их
субъективного опыта.
2.
Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального
стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных
познавательных процессов и интересов.
3.
Содействие
ребенку
в
положительной
Я-концепции,
развитии
творческих
способностей, овладении умениями и навыками самопознания и саморазвития.
Основополагающие принципы нового урока русского языка:
- принципы дифференциации - учет индивидуальных особенностей учащихся
в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо
особенностей для раздельного обучения:
работа в парах постоянного и сменного составов;
работа в микрогруппах;
активации мыследеятельности учащихся;
способствование самовыражения;
использование педтехники и т.д.;
- принципы доверия и расширения полномочий - учащимся доверено быть:
консультантами, ассистентами, дублерами учителя;
руководителями и членами экспертных групп;
контролерами знаний и т.д.;
-
принципы свободного выбора — право выбора учащимся любой формы
проверки знаний:
устной или письменной, на уроке или вне урока;
сдачи зачетов учителю или экспертной группе товарищей;
сдачи
экзаменов
в
форме
собеседования,
защиты
рефератов,
комплексного анализа текста;
свободное посещение занятий отлично успевающими учащимися;
- принципы гласности учета и контроля — открытые листы успеваемости,
зачетные
книжки,
листы
тематического
контроля;
общественный
смотр
знаний;
оценка урока учащимися.
Обучение
на
таком
уроке
будет
иметь
развивающий
эффект,
т.к.
"развиваемый субъект включается в активную деятельность и общение".
Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной
деятельности
учащихся
учителем,
умеющим
создать
"соответствующую
интеллектуальную
и
эмоциональную
психосферу
образования,
атмосферу
психологической поддержки" (концепция Роджерса К.).
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.
Учащиеся
чувствуют
себя
на уроке легко, расковано, каждый
из них ощущает ответственность за
свои
действия
и
стремится
к
достижению цели.
1.
Учитель
с
самого
начала
на
всем
протяжении
учебного
процесса
демонстрирует
детям
свое
полное
к
ним доверие.
2.
Языковой
материал
урока
соответствует
возрасту,
отвечает
требованиям
общеполе зно сти,
образовательной
и
воспитательной
ценности.
2. Учитель помогает учащимся в
формировании
и
уточнении
целей
и
задач, стоящих как перед группами, так
и
п е р е д
к а ж д ы м
у ч а щ и м с я
в
отдельности.
3 .
У
у ч а щ и х с я
е с т ь
внутренняя мотивация к учению.
3. Широко используется система
поощрений.
4 .
У ч а щ и е с я
а к т и в н о
у ч а с т в у ю т
в
п р о ц е с с е
п е д а г о г и ч е с к о г о
о б щ е н и я
(с амо стоятельно
о п р е д е л я ю т
грамматические
формы,
делают
выводы, формулируют правила).
4.
Учитель
выступает
к а к
источник
разнообразного
опыта,
к
которому всегда можно обратиться за
помощью.
5 .
У ч а щ и е с я
н е
т о л ь ко
воспроизводят
информацию,
но
и
высказывают
свои
мысли,
свое
мнение,
спорят,
доказывают,
т.е.
реально
общаются
с
учителем
и
друг
с
другом,
учатся
самосто-
ятельно мыслить.
5.
Учитель
должен
открыто
выражать
в
группе
свои
мысли
и
чувства.
6.
На
уроке
происходит
не
только
движение
от
языковой—
формы к мысли, но и от мысли, от
задачи общения к воплощению ее в
языковой форме - любое языковое
явление рассматривается в связном
речевом высказывании - тексте.
6.
Учитель
—
активный
участник
группового
взаимодействия,
он должен стремиться к достижению
эмпатии
("я
чувствую,
что
т ы
чувствуешь"),
позволяющей
понимать
чувства
и
переживания
каждого
школьника.