Напоминание

Современная законодательная база, регламентирующая деятельность ДШИ. "Фортепиано" в учебном плане предпрофессиональных программ.


Автор: Биченова Маргарита Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Современная законодательная база, регламентирующая деятельность ДШИ. "Фортепиано" в учебном плане предпрофессиональных программ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Калининградский областной музыкальный колледж

им. С.В. Рахманинова

СП «Детская музыкальная школа»

«Современная законодательная база, регламентирующая деятельность

детских школ искусств при реализации предпрофессиональных программ.

Фортепиано в учебном плане дополнительных предпрофессиональных

общеобразовательных программ»

тема доклада на конференции

Биченова М.Г.

преподаватель фортепиано

Калининград

2015

На протяжении более двухсотлетней истории отечественного

музыкального

образования

была

сформирована

уникальная

система

по

подготовке профессиональных музыкантов и приобщению подрастающего

поколения к музыкальному искусству и творчеству. В основу содержания

системы музыкального образования положены исторически сложившиеся и

апробированные традиции обучения детей и молодежи на лучших образцах

классической и народной музыки.

Многие десятилетия система российского музыкального образования

развивалась в двух направлениях.

Первое связано с подготовкой профессиональных кадров, основанной на

взаимосвязи

3-х

этапов

обучения

(школа-училище-вуз).

Основа

трехуровневой подготовки профессиональных музыкантов была заложена в

конце XIX века активной педагогической деятельностью и теоретическими

изысканиями великих российских музыкантов-исполнителей и композиторов,

а также благодаря организаторской и методической деятельности Русского

музыкального

общества

(Императорского

российского

музыкального

общества).

Эта

модель

была

сохранена,

развита

и

приобрела

общегосударственное значение в советский период истории нашей страны.

Результатом

явилось

безусловное

лидерство

отечественных

музыкантов-

исполнителей на мировой концертной эстраде, а отечественный опыт по

подготовке музыкантов стал примером для ряда зарубежных стран.

Второе

направление

в

системе

российского

музыкального

образования

связано

с

массовым

приобщением

детей

к

музыкальному

творчеству,

получившее

наибольшее

развитие

во

второй

половине XX

века

в

общеобразовательных

школах

и

развитой

сети

досуговых

учреждений.

Дет ские

хоровые

коллективы,

духовые

орке ст ры,

в о к а л ь н о -

инструментальные ансамбли были в стране массовым явлением.

Несмотря на свою культурно-историческую значимость, система

российского

музыкального

образования

на

протяжении

последних

двух

де сятилетий

переживала

сложный

период,

вызванный

р я д ом

законодательных, управленческих, содержательных, кадровых, материально-

технических проблем.

Законодательные проблемы возникли с выходом в 1992 году Закона РФ

«Об образовании». Федеральный закон «Об образовании» 1992 года был

направлен

на

создание

общих

законодательных

норм

функционирования

системы образования и управления этой системой. Предполагалось создание

двух

федеральных

законов

«Об

образовании»

и

«О

дополнительном

образовании»,

но

второй

закон

остался

только

как

проект.

Специфика

обучения в области искусства была практически убрана из нормативного

поля.

Детские

школы

искусств

были

определены

как

учреждения

дополнительного образования детей, перед ними были поставлены задачи,

аналогичные

задачам,

стоящим

перед

клубами,

кружками,

творческими

секциями.

Первые музыкальные школы в России были созданы как первые ступени

обучения в консерваториях, основанных в Санкт-Петербурге (1862 год) и

Москве (1866 год). Содержание образования в школах определялось двумя

качествами:

1.

Освоение

видов

искусств

через

комплекс

предметов

традициях

профессионального образования);

2.

Наличие

двух

уровней

обучения;

массовое

как

направление

обще-

музыкального

образования

и

как

первая

ступень

профессионального

образования.

Кроме того, детские школы искусств по отношению к другим

учреждениям

дополнительного

образования

имеют

свои

особенности:

действуют

долгосрочные

образовательные

программы

(5

лет,

7

лет

…),

учебные

группы

формируются

по

возрасту,

образовательные

программы

имеет сложную структуру и т.д.)

Однако Закон 92-го года создал условия для унификации системы

дополнительного образования по одному типу – досугового учреждения. С

этого момента были созданы предпосылки постепенного удушения детских

образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, в том числе и

детских музыкальных школ.

Статус ДШИ (ДМШ) как учреждения дополнительного образования

сделал

необязательной

функцию

выявления

одаренных

детей,

ранней

их

профессионализации

с

целью

подготовки

к

поступлению

в

средние

профессиональные учебные заведения.

Но времена меняются, вслед за этим меняется и законодательство.

Федеральный

закон

«Об

образовании»

претерпел

огромное

количество

поправок. Были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании»,

касающиеся

определения

новых

видов

образовательных

программ,

реализуемых в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства.

Детские

школы

искусств,

детские

музыкальные,

художественные,

хореографические и другие школы получили законодательное право обучать

детей по программам, отражающим их специфику.

Большой вклад в сохранение системы российского музыкального

образования внесла Концепция развития образования в сфере культуры и

искусства

в

РФ

на

2008-2015

годы,

одобренная

распоряжением

Правительства от 25.08.2008 № 1244-р. Основные положения и задачи

Концепции направлены на сохранение и развитие традиционной системы

российского художественного образования

(школа – училище – вуз), в

концепции

отмечено,

что

высочайшие

достижения

российской

культуры

были осуществлены благодаря сложившейся в XX веке уникальной системе

непрерывного образования в области искусства, основой которой являются

детские школы искусств.

2011 стал знаковым в системе образования в области искусства,

поскольку признал законодательное упущение последних двух десятилетий.

Президентом подписаны законы, которые внесли изменения и дополнения в

закон «Об образовании в РФ». Один из законов говорит о детских школах

искусств: Федеральным законом от 17 июня 2011 года 145-ФЗ внесены

изменения, в соответствии с которыми ДШИ получили правовой статус, в

большей степени соответствующий их профессиональному предназначению

и

которые

теперь

призваны

реализовывать

предпрофессиональные

программы в области искусств.

«…уникальная система подготовки творческих кадров только теперь

начинает

обретать

законные

основания

для

своего

существования»

/А.О.

Аракелова/

В советский период была заложена основа функционирования ДШИ,

заложена практика осуществлять прием детей на основании отбора наиболее

талантливых, практика проведения промежуточной и итоговой аттестации

обучающихся.

Были

созданы

единые

учебные

планы

для

ДШИ,

а

по

окончании

их

выпускникам

выдавались

свидетельства

единой

для

всей

страны

формы.

Эти

нормы

предусмотрены

и

новым

законодательством:

Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании

в Российской Федерации» (ФЗ-273).

Детская школа искусств должна реализовывать дополнительные

предпрофессиональные общеобразовательные программы. Это не значит, что

она

не

может

реализовывать

другие

образовательные

программы,

но

предпрофессиональные являются обязательными.

Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству,

развитие

их

творческих

способностей

и

приобретение

ими

начальных

профессиональных навыков.

Основными

задачами

дополнительных

предпрофессиональных

общеобразовательных

программ

являются

формирование

грамотной,

заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление

одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в

области

искусства

в

средних

и

высших

учебных

з а вед е н и я х

соответствующего профиля.

Особые цели и задачи детских школ искусств требуют и единых подходов

к оценке качества реализации образовательной деятельности. Реализация в

ДШИ

дополнительных

предпрофессиональных

общеобразовательных

программ

в

области

искусств

осуществляется

в

соответствии

с

установленными

к

ним федеральными государственными требованиями

(далее по тексту – ФГТ).

Привожу выдержки из закона «Об образовании» № 273 ФЗ:

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Пункт 4

Художественное

образование

и

эстетическое

воспитание

граждан,

подготовка

квалифицированных

творческих

и

педагогических

работников

в

области

искусств

осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств.

Реализация

образовательных

программ

в

области

искусств

основана

на

принципах

непрерывности

и

преемственности

и

направлена

на

выявление

одаренных

детей

и

молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся,

основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а

также

последовательное

прохождение

взаимосвязанных

этапов

профессионального

становления личности.

Пункт 3

Дополнительные

предпрофессиональные

программы

в

области

искусств

реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для

их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний,

умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и

осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области

искусств.

Дополнительные

предпрофессиональные

проrраммы

в

области

искусств

реализуются

в

образовательных

организациях

дополнительного

образования

детей

(детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных

организациях,

реализующих

интеrрированные

образовательные

проrраммы

в

области

искусств,

образовательные

программы

среднего

профессионального

образования

в

области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.

Пункт 5.

К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных

предпрофессиональных

программ

в

области

искусств,

к

срокам

обучения

по

этим

программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

выработке государственной политики и нормативно-правоному регулированию в сфере

культуры,

по

согласованию

с

федеральным

органом

исполнительной

власти,

осуществляющим

функции

по

выработке

государственной

политики

и

нормативно-

правоному

регулированию

в

сфере

образования, устанавливаются

федеральные

государственные требования (ФГТ).

ФГТ – это минимальные требования к качеству образовательных услуг, а

также к условиям реализации образовательной программы. Проведя анализ

текстов этих документов, несложно определить, что ключевые слова в них –

деятельность, развитие, формирование, воспитание.

ФГТ состоят из разделов:

I. Общие положения;

II.

Используемые

сокращения

(ОП

образовательная

программа,

ОУ

образовательное учреждение, ФГТ);

III. Требования к минимуму содержания ОП;

IV. Требования к структуре ОП;

V. Требования к условиям реализации ОП.

Разделы, их наименование, их комплектация и содержание по своей сути

отвечают

образовательному

процессу,

характерному

для

образовательных

учреждений в сфере культуры и искусства. Прописаны цели и задачи той или

иной

образовательной

программы,

планируемые

результаты

освоения

обучающимися образовательной программы в области искусств. Структура

предусматривает

общие

положения,

определения

понятий,

требования

к

минимуму содержания обязательной части образовательной программы. Дан

перечень

обязательных

предметов

и

краткое

их

содержание,

то

есть

обозначен

уровень

знаний,

умений

и

навыков,

который

нужно

«выдать»

ребенку при его обучении в ДШИ (ДМШ).

Федеральные государственные требования – это небольшой по

объему

документ,

на

основании

которого

образовательное

учреждение

обязано разрабатывать свою образовательную программу, в которой одной из

важнейших составляющих является учебный план.

Все учебные планы сделаны по единой структуре. Она содержит в себе

предметные области:

ПО.01. музыкальное исполнительство;

ПО.02. теория и история музыки

и разделы, включающие в себя консультации, промежуточную аттестацию и

итоговую аттестацию.

Предметные области образовательных программ имеют обязательную и

вариативную части, которые состоят из учебных предметов. Хочу обратить

внимание

на

то,

что

учебный

предмет

«Фортепиано»

находится в

обязательной

части

учебных

планов

ОП

«Струнные

инструменты»,

«Духовые

и

ударные

инструменты»,

«Народные

инструменты»

(ПО.01.УП.03 – фортепиано).

При формировании учебного плана общий объем аудиторной учебной

нагрузки обязательной части, аудиторная нагрузка по предметным областям и

учебным предметам, наименование предметов обязательной части должны

оставаться неизменными в соответствии с установленными ФГТ нормами.

Те предметы, которые являются обязательными, имеют объем

обязательных часов, которые в ФГТ зафиксированы одной цифрой. Больше

можно давать, меньше нельзя. Все, что касается распределения по годам

обучения этого общего объема, остается на усмотрение школы.

Раздел, который касается вариативной части, - это на усмотрение

школы. Перечень предметов и объем вариативной части тоже на усмотрение

школы: главное, чтобы у ребенка не было перегруза. Не больше 14 часов в

неделю аудиторной нагрузки и 26 часов максимальной нагрузки в неделю.

Общий объем обязательных часов по предмету фортепиано

составляет:

ОП «Струнные инструменты» - 198 часов срок обучения 1-8 лет;

ОП «Духовые и ударные инструменты» - 99 часов срок обучения 1-8 лет;

ОП «Духовые и ударные инструменты» - 82.5 часов срок обучения 1-5 лет.

Фортепиано – предмет первостепенной практической необходимости –

является неотъемлемой частью комплексной системы воспитания личности

музыканта. Во всех звеньях музыкального обучения он – одно из основных

средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных

специальностей,

один

из

ведущих

компонентов

единого

педагогического

процесса.

Подобно

тому,

как

каждый

культурный

человек

любой

специальности должен хорошо знать свой родной язык, - каждый культурный

музыкант любой специальности должен в той или иной степени владеть

игрой

на

фортепиано.

На

это

обращали

внимание

многие

выдающиеся

музыканты – и исполнители, и педагоги, об этом можно прочесть в любой

программе по предмету «Фортепиано» для учащихся разных специальностей.

Владение инструментом, выделяющимся своим универсализмом, позволяет

профессионалу и любителю знакомиться с музыкой разных стилей и эпох,

исполнять

вокальные

и

оркестровые

произведения,

аккомпанировать,

участвовать

в

ансамблевом

музицировании.

В

процессе

учебы

владение

фортепиано

оказывает

неоценимую

помощь

при

изучении

целого

ряда

специальных предметов.

К истории вопроса. 1862, 1866 годы. Замечательные педагоги,

основатели первых русских консерваторий – петербургской и московской –

братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны придавали курсу фортепиано серьезное

значение

в

воспитании

отечественных

музыкантов.

Н.Г.

Рубинштейн

внимательно следил за развитием навыков фортепианной игры у учащихся

других

специальностей.

Уже

в

1867

году

он

возглавил

комиссию

по

разработке программы курса, рассчитанного на пять лет обучения. В те

времена предметы подразделялись на обязательные и добровольные. Курс

был определен в учебных планах как обязательный предмет и занял первое

место после основной специальности. Преподавание курса вели известные

педагоги-пианисты

Н.С.

Зверев,

Н.Д.

Кашкин,

К.Ф.

Вильшау.

Экзамены

принимал

сам

Н.Г.

Рубинштейн.

С

увеличением

числа

учащихся

курс

фортепиано

был

выделен

в

«Класс

фортепиано

для

всех».

Произошло

разделение преподавателей на ведущих специальный курс и «фортепиано для

всех. Следует заметить, что педагоги не делились на лучших и худших.

Преподавание

этого

курса

проводилось

музыкантами,

не

только

окончившими учебное заведение по классу специального фортепиано, но и

одновременно прошедшими курс композиции, органа, или чтения партитур и

т.п. В силу этого преподаватели имели более широкий круг знаний и навыков.

От учащихся требовалось умение транспонировать, играть импровизации,

аккомпанировать,

бегло

читать

с

листа.

С

годами

отношение

к

курсу

фортепиано менялось, снижались требования. Особенно это проявилось в

отношении развития навыков чтения с листа и транспонирования.

На примере истории столичных вузов видно, что этот курс прошел не

простой путь. Его названия неоднократно менялись: фортепиано (как предмет

обязательного

прохождения),

фортепиано

для

всех,

дополнительное

фортепиано, общее фортепиано и др. На протяжении ста с лишним лет

существования

курс

подвергался

постоянным

изменениям,

связанным

с

поисками наиболее оптимальных форм преподавания его студентам разных

специальностей.

Возникали и вопросы по уровню довузовской подготовки, по развитию в

школе и училище соответствующих навыков учащихся, необходимых для

успешного

обучения

в

вузе.

Проблема

преемственности

в

трехзвенной

структуре

музыкального

образования:

школа-училище-вуз

особенно

актуальна в последние десятилетия. На первый курс в колледж (2-е звено)

приходит разношерстный контингент. Есть с подготовкой, но разного уровня

от одного года до трех лет обучения, а есть совершенно неподготовленные. В

практике

школ

фортепиано

как

дополнительный

инструмент

являлся

не

обязательным многие годы.

Необходимо отметить положительное в том, что учебный предмет

«Фортепиано»

находится

в

обязательной

части

учебного

плана

предпрофессиональных программ.

Изучение универсального инструмента

учащимися разных специальностей стало обязательной нормой, отражающей

специфику деятельности ДШИ (ДМШ). Еще раз подчеркивая положительное

для учебного предмета «Фортепиано» расположение его в обязательной части

учебного плана не могу не отметить разницу по срокам обучения и объемам

учебного времени, рекомендованным на разных отделениях (на духовом,

народном отделении значительно меньше, чем на струнном).

Что можно сделать? Изучать ФГТ, использовать возможности, которые есть в

этом

документе,

активно

участвовать

в

разработке

образовательных

программ,

вариативная

часть

дает

возможность

углубления

подготовки,

получения

дополнительных

знаний,

умений

и

навыков,

обучающихся

по

предметам обязательной части, в том числе и фортепиано.

С ФГТ все только начинается! Многое еще будет обновляться, меняться, о

чем свидетельствуют новые документы, появившиеся в последнее время.

Список литературы.

О

р е а л и з а ц и и

д о п ол н и т е л ь н ы х

п р е д п р о ф е с с и о н а л ь н ы х

общеобразовательных

программ

в

области

искусств

(сборник

материалов для детских школ искусств), Автор-составитель:

А.О. Аракелова. М., 2012 – 240 с.

Казурова А.С. Проблемы государственного образовательного стандарта

высшего

профессионального

музыкального

образования:

опыт

и

перспективы.

/методологический

семинар

«Россия

в

Болонском

процессе: проблемы, задачи, перспективы/ М., 2005 – 93 с.

Федеральные

государственные

требования

к

дополнительным

предпрофессиональным общеобразовательным программам в области

музыкального

искусства,

утвержденные

приказом

Министерства

культуры от 12.03.2012 г.:

«Струнные инструменты» № 164, 23 с.;

«Народные инструменты» № 162, 24 с.;

«Духовые и ударные инструменты» № 165, 25 с.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №

273 ФЗ «Об образовании в РФ»



В раздел образования