Автор: Соломатина Эльвира Разетдиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: п.Ванино
Наименование материала: Факультативный курс
Тема: "Наглядная геометрия"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района
Хабаровского края
Методическая разработка
факультативного курса по математике для
5-6 классов
«Наглядная геометрия»
Автор - составитель:
Соломатина Эльвира Разетдиновна
,
учитель математики
п. Ванино
2015 год
Я думаю, что никогда до настоящего времени
мы не жили в такой геометрический период.
Все вокруг – геометрия.
Французский архитектор
Ле Корбюзье, начало ХХ века.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультативного курса ориентирована на учащихся 6
классов
и
реализуется
на
основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования, авторской программы «Математика 5-6 класс.
Сборник рабочих программ ФГОС», автор Бурмистрова Т.А. М: Просвещение, 2014 г.
Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику Шарыгин, И.Ф.
Наглядная геометрия. 5-6 кл.: М.: Дрофа, 2011. Основой данной рабочей программы по
наглядной
геометрии
для
5-6-х
классов
является
авторская
программа
Т.Г.Ходот
и
А.Ю.Ходот (С.-Петербург).
Актуальность темы.
В основе программы факультатива «Наглядная геометрия» лежит максимально
конкретная,
практическая
деятельность
ребенка,
связанная
с
различными
геометрическими объектами. В ней нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют
такие
темы
и
задания,
которые
стимулируют
учащегося
к
проведению
несложных
обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Данный курс дает учащимся 6
класса возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств
важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего
мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической
структуры
геометрии
не
только
обеспечивает
разностороннюю
пропедевтику
систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к.
позволяет
использовать
в
индивидуальном
познавательном
опыте
ребенка
различные
составляющие его способностей.
Новизной
данной
программы
является
то,
что
она
основана
на
активной
деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую
систематизацию
геометрической
информации,
что
не
представляется
возможным
на
обычном уроке математики. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в
систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически
стройной
системы
понятий
и
фактов.
Но
пониманию
необходимости
дедуктивного
построения
геометрии
предшествовал
долгий
путь
становления
геометрии,
начало
которого
было
связано
с
практикой.
Кроме
того,
изучение
систематического
курса
геометрии
начинается
в
том
возрасте,
когда
интенсивно
должно
развиваться
математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических
абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса
геометрии
с
учащимися
необходимо
проводить
большую
подготовительную
работу,
которая и предусмотрена программой «Наглядная геометрия». Обучение геометрии
в 7 классе затрудняется тем, что каждому ребенку необходимо приспособиться к новому
предмету и новым уровням требований. Особенно много трудностей возникает у учащихся
при доказательстве теорем и решении практических задач. Многое зависит от того, как
поставит работу учитель в 6 классе, насколько он увлечет учащихся новым предметом.
Однако
одних
уроков
для
этого
недостаточно,
откуда
и
появилась
потребность
в
систематических факультативных занятиях.
Общая характеристика учебного курса
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой
стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и
практическая
применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое
мышление
ребенка
любого
возраста,
воспитывать
у
него
навыки
познавательной,
творческой и практической деятельности.
Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей
непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса
должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства,
накапливая
и
связывая
между
собой
геометрические
представления,
и
овладевать
геометрической
терминологией,
приобретать
навыки
доказательства
утверждений,
сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном
языке. Поэтому разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению
школьниками
геометрии.
Одним
из
способов
такого
разделения
является
двукратное
изучение курса геометрии.
Первая
стадия
изучения
— интуитивная
—
основана
на
системе
общих
представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно
рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений – как набор образов,
готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности,
в частности в дальнейших более серьезных занятиях геометрией. Это — ядро, сердцевина
геометрического образования, формируемое вне зависимости от программы, учителя,
отношения ученика к предмету.
Основы
системы
геометрических
представлений
заложены
в
человеке
самой
природой и развиваются, начиная с первых дней его жизни. Школьная геометрия может и
должна
укрепить
это
ядро,
заполнив
пустоты
в
системе
представлений,
сделав
ее
универсально функциональной, непротиворечивой, пополняемой в процессе продолжения
образования. В школе это ядро наращивается за счет остаточных знаний при изучении
предмета, а в дальнейшем – за счет бытовых и профессиональных навыков и опыта,
являясь существенным элементом общей образованности и культуры.
Вторая
стадия
— логическая,
опирающаяся
на
первую,
построена
на
системе
абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и о
логических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту ступень
геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без
предварительного уверенного “взятия” первой ступени), и зачастую не столько из-за
отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее
преодолении.
Сегодня
в
школе
геометрия
обрушивается
на
учащегося
лавиной
совершенно
чуждых его «гуманитаризированному» сознанию терминов и логических конструкций,
вызывая
мотивационный
вакуум.
Интуитивная
геометрическая
база
среднего
ученика
настолько скудна и бессвязна, что в целом можно говорить о «геометрическом коллапсе»,
наблюдающемся
в
российской
школе.
В
итоге
после
ее
окончания
уровень
общих
геометрических представлений ученика почти не меняется по сравнению с дошкольным, а
пополняется лишь обрывками знаний, относимых нами ко второй ступени.
Выделение
особого
«интуитивного»
пропедевтического
курса
геометрии,
нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений,
решает
основные
проблемы.
С
одной
стороны,
это
способствует
предварительной
адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить
достаточный
уровень
геометрических
знаний
в
гуманитарном
секторе
школьного
образования,
давая
возможность
в
дальнейшем
высвободить
часы
для
углубленного
изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Цели курса «Наглядная геометрия»
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую
деятельность учащихся, направленную на:
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно
графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать
трудности при решении математических задач, геометрической интуиции,
познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной
геометрической речи;
формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств
личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность,
усидчивость).
Задачи курса «Наглядная геометрия»
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений,
необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить
учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение
свойств
на
уровне
практических
исследований,
применение
полученных
знаний
при
решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение,
конструирование, эксперимент.
Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном,
соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих
задач, как правило, «в картинках».
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок,
занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у
ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их
самостоятельной
деятельности.
Среди
задачного
и
теоретического
материала
акцент
делается
на
упражнения,
развивающие
«геометрическую
зоркость»,
интуицию
и
воображение
учащихся.
Уровень
сложности
задач
таков,
чтобы
их
решения
были
доступны большинству учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
простейшие
геометрические
фигуры
(прямая,
отрезок,
луч,
многоугольник,
квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических
фигур.
УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие
фигурки
–
оригами,
измерять
длины
отрезков,
находить
площади
многоугольников,
находить объемы многогранников, строить развертку куба.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Данная программа
рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения факультативного курса
В результате изучения курса наглядной геометрии 6-го класса учащиеся должны
овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:
в личностном направлении:
Ученик научиться:
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл
поставленной
задачи,
выстраивать
аргументацию,
приводить
примеры
и
контрпримеры;
критичности
мышления,
умению
распознавать
логически
некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
получит представление о математической науке как сфере человеческой деятельности,
об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
положительного
отношения
к
образовательному
учреждению,
понимания
необходимости
учения,
выраженного
в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
в метапредметном направлении:
Ученик научиться:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
в предметном направлении:
Ученик научиться:
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей
обстановке основные пространственные тела;
• в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
• вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по
формулам.
•
Ученик получит возможность научиться:
Строить симметричные точки на плоскости
Строить проекции геометрических фигур
Конструировать геометрические тела
Контроль знаний учащихся осуществляется через ряд практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1.
Введение. (5 часов)
Основная цель: познакомить учащихся с новым предметом – геометрия, обобщить и
систематизировать
знания
учащихся
о
простейших
геометрических
фигурах,
которые
рассматривались в начальной школе.
Первые шаги в геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Пространство и
размерность.
Параллелепипед.
Трехмерное
пространство.
Двухмерное
пространство.
Одномерное пространство. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок,
многоугольник. Углы, их построение и измерение. Вертикальные углы. Биссектриса угла.
Треугольник, Виды треугольников. Построение треугольников. Пирамида. Квадрат.
2. Фигуры на плоскости (5 часов)
Основная цель: познакомить ребят с заданиями и объяснениями, которые опираются на
конструирование из палочек, бумаги, картона и пр.
Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни
и
отрежь»,
«рамки
и
вкладыши
Монтессори»,
«край
в
край».
Танграм.
Пентамино.
Гексамино. Конструирование из Т. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки.
Паркеты, бордюры.
3.
Фигуры в пространстве (9 часов)
Основная
цель: познакомить
с
понятием
многогранник,
сформировать
динамические
представления через использование серий картинок для изображения действий, процессов,
преобразований, классов фигур.
Многогранники, их элементы. Куб, его свойство. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их
частей. Движение кубиков. Уникуб. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом.
Оригами.
4.
Измерение геометрических величин (5 часов)
Основная
цель: сформировать
у
учащихся
представления
об
общих
идеях
теории
измерений.
Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда.
Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда
5.
Топологические опыты (3 часа)
Основная
цель: познакомить
с
понятием
топология,
провести
некоторые
опыты,
связанные с топологией.
Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.
6. Замечательные кривые (4 часа)
Основная цель: познакомить поистине с замечательными кривыми, населяющими мир
геометрии.
Замечательные кривые. Кривые Дракона. Задачи, головоломки, игры. Геометрические
головоломки
7. Занимательная геометрия (6 часов).
Основная цель: закрепить навыки образного мышления, графических умений, приемов
конструктивной
деятельности,
умений
преодолевать
трудности
при
решении
математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся,
развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи.
Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение
1.
Федеральный компонент государственного основного общего образования по математике
2.
Авторская программа «Математика 5-6 класс. Сборник рабочих программ ФГОС», автор
Бурмистрова Т.А. М: Просвещение, 2014 г.
3.
Учебник Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: М.: Дрофа, 2014.
Пособия для учителя:
1. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных
учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. –
189 с.
2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл.
общеобразовательных
учреждений
/
И.Ф.Шарыгин,
А.В.
Шевкин.
–
5-е
изд.
–
М.:
Просвещение, 2000. – 95 с.
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Панчищина В.А. Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике для 5 и
для 6 класса. Наглядная геометрия (учебное пособие для 5–6 классов) Изд-во ТГПУ, 2008
2.
Рослова
Л.О.
Методика
преподавания
наглядной
геометрии
учащихся
5-6
классов. М.: Издательский дом «Первое сентября». Еженедельная газета «Математика»,
№19-24, 2009.
3. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО «Школьная
пресса». Журнал «Математика в школе», №7, 2006.