Напоминание

Анализ результатов педагогической опытной работы со старшеклассниками на уроках математики при решении физических задач


Автор: Бородина Ольга Александровна
Должность: студентка магистратуры факультета физики, математики и информатики
Учебное заведение: Курский государственный университет
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Анализ результатов педагогической опытной работы со старшеклассниками на уроках математики при решении физических задач
Раздел: среднее образование





Назад




АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ СО

СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ

ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Бородина О. А., студентка магистратуры 2 курса

Направление подготовки: Педагогическое образование

Магистерская программа: математическое образование

Курский государственный университет,

305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33, e-mail: 79066910105@yandex

Аннотация: В

статье

обоснована

актуальность

формирования

познавательных

универсальных

учебных

действий

на

уроках

математики

при

помощи

задач

физического

содерж ания, проанализированы

результаты

педагогической

опытной

работы

со

старшеклассниками и ход проведения краткосрочного элективного курса, даны методические

рекомендации по его реализации. Статья предназначена для учителей математики и физики

профильных и универсальных классов.

Ключевые

слова:

формирование

познавательных

универсальных

учебных

действий

(УУД), Федеральные Государственные Стандарты второго поколения (ФГОС), межпредметные

связи математики и физики, задачи физического содержания, краткосрочный элективный курс,

методические рекомендации, элективный курс, педагогическая опытная работа.

Стандарты

нового

поколения,

учитывая

и

сохраняя

продуктивные

идеи

традиционного

обучения,

предлагают

способ

достижения

современной

цели

образования, который связан не с усвоением и запоминанием готовых знаний, а с

раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка

на основе освоения универсальных способов деятельности.[1]

Перед обучающимися же встает вопрос о том, как среди всего множества

информации правильно сориентироваться и найти то, что нужно. Еще более

актуальна проблема у современных школьников – это как развить свое умение

учиться,

самостоятельно

добывать

знания,

и

одновременно

как

остаться

заинтересованным и обращать внимание на важные тонкости. В Федеральных

Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС) второго поколения этой

проблеме

посвящен

особый

раздел

формирование

познавательных

универсальных учебных действий (УУД).

В

современной

педагогике

формирование

познавательных

УУД

рассматривается в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения

системы

учебных

предметов

и

дисциплин,

а

также

в

межпредметной

деятельности. Одним из наиболее ярких примеров может служить межпредметная

связь математики и физики.

Проблеме

о

реализации

связи

между

такими

учебными

предметами

как

математика

и

физика

в

настоящее

время

придается

большое

значение.

Над

решением

этой

проблемы

работали

С.

Г.

Первухина,

А.

С.

Сергеева,

А.

Тажмагамбетов, И. Н. Шаповал, Х. А. Валиев и др.

Многие авторы сообщают о неудовлетворительном состоянии использования

математических

знаний

при

решении

физических

задач.

Таким

образом,

разработка

методических

путей

переноса

математических

умений

в

сферу

решения физических задач является актуальной проблемой в условиях среднего

общего образования.

Данная

статья

будет

посвящена

анализу

результатов

проведенной

педагогической

опытной

работы,

целью

которой

являлась

разработка

методических рекомендаций по формированию познавательных УУД на уроках

математики при решении задач физического содержания в профильных классах.

Опытная работа проводилась в МБОУ «Лицей-интернат №1» города Курска в

10В классе (профиль – физико-математический) в период с 23 января по 6 марта

2017 года.

Эксперимент состоял из четырех частей. В первую очередь было проведено

анкетирование,

цель

которого

выявить

комплекс

психолого-педагогических

условий эффективного формирования познавательных УУД старшеклассников и

их отношение к внедрению в уроки математики задач физического содержания.

Затем состоялось внеклассное математическое мероприятие «Математика в

звуке». И на основе выявленных интересов учащихся (опросник и отзывы о

внеклассном

математическом

мероприятии)

был

разработан

краткосрочный

элективный

курс

(подобраны

задачи,

физические

понятия

и

определения,

подготовлены презентации к занятиям, прописан полный подробный ход каждого

занятия).

По

пройденному

материалу

ученикам

после

каждого

занятия

предлагалось выполнить домашние задания, которые проверялись учителем и

расценивались,

как

контроль

усвояемости

приобретенных

знаний.

Также

проверялась

и

классная

работа

для

контроля

правильного

выполнения

(или

выполнения вообще) указаний и замечаний учителя.

В завершении работы учащимся был предложен ряд теоретических вопросов с

целью

определить

влияние

решений

физических

задач

на

формирование

познавательных УУД старшеклассников.

По итогам проведенного анкетирования был выявлен комплекс психолого-

педагогических

условий эффективного

формирования

познавательных

УУД

старшеклассников

и

их

отношение

к

внедрению

в

уроки

математики

задач

физического содержания. Выяснилось, что большая часть класса (60% учеников)

оценивает свое умение учиться выше среднего уровня. Также выяснилось, что

основная

часть

класса

считает,

что

владеет

навыками

самостоятельного

приобретения новых знаний на уровне выше среднего. Достоверность их мнения

подтверждает тот факт, что 60% учащихся дали правильные определения таких

понятий

как

анализ

и

синтез,

индукция,

дедукция,

и

указали

способность

анализировать

явления

и

события

природного,

техногенного

и

социального

характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия на

уровне выше среднего. Так стало понятно, что в элективный курс можно включать

задачи

повышенной

сложности,

и

возможности

проведения

педагогической

опытной работы таким образом расширяются.

Из

ответов

учащихся

можно

было

увидеть,

что

75%

опрошенных

заинтересованы в предложении решать задачи физического содержания, причем

эти упражнения должны соответствовать материалу, который они изучают по

математике. Также у 90% респондентов имеется большой интерес к познанию

окружающего мира. Это еще раз подтверждало гипотезу о том, что в данном

классе

очень

важно

было

ввести

физические

задачи

в

уроки

математики,

и

обязательно связать их решение с пройденным недавно материалом.

Перед

классом

встал

вопрос:

«Как

Вы

думаете,

повлияет

ли

внедрение

физических задач в элективный курс по математике на Ваше умение учиться?» В

итоге оказалось, что 70% учащихся отметили положительное влияние подобного

опыта. На диаграмме наглядно показаны мнения учащихся (см. рис. 1).

Положительно

повлияет

Никак не по-

влияет

Плохо повлияет

Рисунок 1. Диаграмма мнений учащихся по поводу внедрения физических

задач в уроки математики

Стало

понятно,

что

основная

часть

класса

отмечает

особую

важность

межпредметной связи математики и физики. Таким образом, проанализировав все

результаты опроса, следовало предположить, что внедрение физических задач

приведет

к

улучшению

уровня

сформированности

познавательных

УУД

у

учащихся данного класса, повысит их способность учиться и самостоятельно

добывать нужные знания.

Акцентируем

же

теперь

внимание

на

элективном

курсе

и

отметим

некоторые выводы, сделанные в ходе его проведения и в результате анализа

ответов учащихся на теоретические вопросы.

Данный

краткосрочный

курс

состоял

из

трёх

занятий,

которые

были

взаимосвязаны друг с другом по смысловой последовательности. Хотелось бы

отметить, что темы каждого занятия имели оригинальное название, максимально

отражающее суть урока и способное заинтересовать учащегося и пробудить в нём

активность. Это было видно по реакции учащихся и их действиям с самого начала

занятия.

На каждом из проведенных занятий элективного курса учитель объяснял

теоретический материал, на основе которого затем решались физические задачи.

Также

в

своих

тетрадях

учащиеся

по

указаниям

учителя

перед

очередным

упражнением записывали перечень опорных математических знаний, которыми

они должны руководствоваться при его выполнении. Практически все учащиеся

выполнили

подобные

указания

учителя,

что

подтверждают

результаты

теоретических

заданий

по

завершении

элективного

курса,

а

также

проверка

тетрадей

(см.

рис.

2).

Большинство

учащихся

указали

все

опорные

математические знания, которыми они пользовались при решении физических

задач.

Следует отметить, что на первом и втором занятиях учитель в качестве

домашнего задания давал и упражнения из КИМов ЕГЭ (задача В12), решение

которых

дополняло

полную

картину

изученной

темы,

а

также

мотивировало

посещение данного курса.

Рисунок 2. Вариант записи учащимися опорных математических знаний

перед задачей

Так, можно говорить, что у школьников формировалось представление о

межпредметной связи математики и физики, и такие познавательные УУД, как

установление причинно-следственных связей, анализ объектов с целью выделения

признаков,

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание

с

восполнением

недостающих

компонентов,

познание

явлений

окружающего мира.

Чтобы выяснить личное отношение старшеклассников к пройденному курсу

учитель включил в перечень заданий и вопрос о влиянии решений физических

задач на формирование познавательных УУД старшеклассников. Как показали

результаты,

учащиеся отозвались

положительно

о

пройденном

курсе

и

обнаружили в себе улучшение способности учиться.

Можно сделать вывод о том, что в вопросах, ответы на которые школьники

изучали вместе с учителем и конспектировали в тетрадь, большая часть класса

дала полный ответ, что говорит о положительном влиянии пройденного курса на

общий

кругозор

учащихся.

Также

хотелось

бы

указать,

что

старшеклассники

отметили

пользу

предоставленной

им

информации

и

заинтересованности

в

дальнейшем решать физические задачи и узнавать много нового.

Итоги опытной работы, проведенной в 10В классе физико-математического

профиля, частично подтвердили предположение о том, что внедрение в учебный

процесс разработанного элективного курса позволяет реализовать интеграцию

таких предметов, как Физика и Математика, а также способствует повышению

уровня сформированности познавательных УУД. Для выявления полного влияния

требуется больший промежуток времени, отведенный на проведение опытной

работы, и более широкий круг испытуемых.

В заключении хотелось бы уделить внимание методике преподавания и дать

некоторые рекомендации при реализации данного элективного курса. По моему

мнению, очень важно подкреплять физические задачи не только теоретическим

материалом, но также и показывать наглядно (в действии) их схематическую,

графическую интерпретацию. Так у учащихся формируется полная картина о том,

что происходит во время занятия, и зачем это им нужно вообще. Обязательно при

этом

и

вести

диалог

с

учениками,

задавать

попутные

вопросы,

позволяя

им

поучаствовать в процессе открытия для них чего-то нового, опирающегося на уже

изученные понятия. Это вызывает ощущение удовлетворения, что «не зря всё

изучалось» и «так вот где это нужно!». Примером такого «открытия» у учащихся

10В класса послужил закон

Вебера-Фехнера, психофизиологический закон о

слуховых

ощущениях:

0

l

g

P

S

k

P

=

,

аналитическую

формулировку

которого

позволяет привести изучаемое на уроках алгебры свойство логарифмов (логарифм

произведения равен сумме логарифмов).

По моему мнению, даже не особенно важно включать в урок различные

инновационные технологии, т. к. где-то это будет даже излишним и не принесет

ученику

никакой

пользы.

Важнее

создать

такую

атмосферу

в

классе,

чтобы

каждый

ученик

был

заинтересован,

чувствовал

потребность

в

приобретении

новых знаний, участвовал в дискуссиях, был активным, не стеснялся высказывать

свое мнение, запоминал информацию и мог применить ее на практике. Именно в

этом

состоит

главная

задача

учителя.

На

посещенных

мною

уроках

часто

встречались такие ситуации, когда учитель применял всевозможные технологии и

средства, но учащиеся его не слышали, а некоторые на задних партах даже спали.

И дело не в том, что у учителя плохо получалось, а в том, что он не успевал из-за

всех поставленных перед собой задач уследить за классом, как будто он это делал

только для себя. Были даже и такие моменты, когда учитель не отвечал на вопросы

своих учеников из-за нехватки времени. Так, учащиеся угасали, и к концу урока

совсем не понимали, что происходит.

Поэтому,

считаю,

что

современные

учителя

должны

в

первую

очередь

сфокусировать свое внимание на учащихся и на том, как сделать так, чтобы они

услышали, заинтересовались, открылись. Тем более, сейчас это очень актуально,

потому что в мире не хватает душевности, всё очень сильно формализовано, а во

все времена основной целью каждого учителя было «сеять разумное, доброе,

вечное».

ЛИТЕРАТУРА

1.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система

заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.: Просвещение,

2010. — 160 с.

2.

Шаповал И. Н. Влияние межпредметных связей в перподавании математики

и физики на развитие у учащихся старших классов интереса к ануке. Автореф.

дисс. канд. пед. наук/ Киевский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. Киев, 1971.

3.

Епишева О.Б., В.И.Крупич. Учить школьников учиться математике.

Формирование приемов учебной деятельности. – М. Просвещение, 1990.



В раздел образования