Применение современных технологий в обучении предметов обществоведческого цикла
Автор: Никитенко Зоя Александровна Должность: учитель истории Учебное заведение: МАОУ г. Иркутска СОШ №63 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Применение современных технологий в обучении предметов обществоведческого цикла Раздел: среднее образование
Применение современных технологий в обучении предметов
обществоведческого цикла
Учитель истории и обществознания
МАОУ города Иркутска СОШ №63
Никитенко Зоя Александровна
В современном мире, когда информационные технологии занимают все
более и более значимое место в жизни и трудовой деятельности людей,
педагоги,
которые
занимаются
очень
важным
делом
воспитанием
и
образованием подрастающего поколения, не могут стоять в стороне, и не
использовать их.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием – акцент
переносится с «усвоения знаний» на формирование свободной, мобильной,
всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном
обществе. Обучение становится личностно-ориентированным, и применение
современных информационных технологий, как нельзя лучше могут помочь
учителю спланировать свою работу в этом направлении.
Современные
информационные
технологии
позволяют
решить
несколько
задач:
- повысить учебную мотивацию у учащихся, т.к. применение современных
технологий это всегда интересно для учащихся
- разнообразить формы и методы работы учителя и учащихся
- позволяют объективно оценивать знания, умения, навыки учащихся
- позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся
-
позволяют
расширить
информационную
базу
при
изучении
нового
материала
Система
современного
образования
имеет
разные
технологические
возможности для реализации этих задач: ПК, проектор, компьютерные сети,
ноутбуки, интерактивные классные доски, карманные устройства и Интернет.
За
рубежом
широко
используются
все
эти
современные
технологии,
но
непосредственно в наших школах есть возможность пока использовать только
компьютер,
проектор
или
компьютерный
класс.
Несмотря
на
это,
уже
несколько школ города Иркутска и два ВУЗа участвуют в эксперименте по
проведению
внутри
сетевых
уроков,
создавая
«единое
образовательное
пространство».
В
педагогической
и
методической
литературе
выделяются
несколько
направлений применения информационных технологий в образовании, среди
них востребованы в школьной учебной практике – четыре основных:
- компьютер как средство контроля знаний
- лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования
- мультимедиа технологии, как иллюстративное средство при объяснении
нового материала
-персональный компьютер, как средство самообразования
Для достижения положительного эффекта от применения информационных
технологий необходимо соблюдение определенных условий:
1)
Каждый предмет школьной программы имеет свои организационно-
методические
и
содержательные
особенности,
в
соответствии
с
которыми
должен
быть
выбран
момент
«включения»
в
него
информационных технологий.
2)
Техническая
обеспеченность
школы,
доступ
всех
учителей
к
компьютерным классам.
3)
Учитель
должен
сам
уметь
пользоваться
компьютером
или
иметь
квалифицированного
помощника,
например
в
лице
учителя
информатики.
При
соблюдении
этих
условий,
по
оценкам
специалистов,
современные
информационные технологии могут служить действенным дидактическим
средством.
Необходимо выделить ступени,
которые должен пройти учитель для
успешного использования и применения современных информационных
технологий:
1.
Набор
текста,
подготовка
печатного
материала
для
урока,
печать
отчетных документов.
2.
Использование
готовых
учебных
пособий,
для
проведения
мультимедийных уроков.
3.
Подготовка зачетных тестов, для проведения зачета в компьютерном
классе.
4.
Создание собственных презентаций и мультимедийных уроков.
5.
Участие в телекоммуникационных проектах, интернет конкурсах.
6.
Проведение исследований.
7.
Участие в интернет - конференциях и педсоветах.
8.
Публикация своих работ на сайте.
Лишь пройдя все эти ступени, учитель может утверждать, что он в полной
мере владеет современными информационными технологиями, и успешно
применяет их в своей трудовой деятельности.
Структуру деятельности учителя, в рамках использования СИТ (современных
информационных технологий) можно представить следующей схемой.
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Структура деятельности учителя
Научно- методическая
Научно- исследовательская
деятельность
деятельность
Рассмотрим эту схему подробнее:
а) Урочная деятельность.
Урочная деятельность учителя включает в себя следующие возможности
использования СИТ.
-обычный урок с использованием дидактических и контрольно-
измерительных пособий
- урок – презентация нового материала
-выход в компьютерный класс для проведения урока или тестирования
- проектные задания для учащихся предусматривающие использования
компьютерной техники
б) Внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность учителя включает в себя следующие возможности
использования СИТ:
- участие в телекоммуникационных проектах
- участие в конкурсах,
проводимых в сети Интернет и дистанционных
олимпиадах
- проведение классных часов с использованием СИТ
- проведение классных и школьных мероприятий
в) Научно – методическая деятельность.
Для научно – методической деятельности учителя СИТ можно использовать в
следующих направлениях:
- проведение диагностик и анализа ЗУН учащихся (графики, диаграммы)
- создание документов отчетности учителя, методических служб
- подготовка дидактического материала для проведения урока
- создание программ, элективных курсов
- изучение школьной медиатеки
г) Научно- исследовательская деятельность.
В
научно
–
исследовательской
деятельности
можно
применять
СИТ
в
следующих направлениях
- научное руководство научной деятельностью учащихся
- проведение исследований, публикация своих работ в различных научных
сборниках
- развитие дистанционного обучения, участие в интернет – конференциях и
педсоветах
Таким образом, можно сделать вывод, что современные информационные
технологии учитель может использовать не только на уроках, но и в своей
методической,
исследовательской
деятельности,
а
также
в
работе
с
учащимися во внеурочное время.
Успешное применение информационных технологий в образовательном
процессе
невозможно
без
соблюдения
определенных
условий.
Проблемы
применения компьютерных средств в процессе обучения во многом связаны с
недостаточным уровнем компьютерной грамотности современного учителя.
Средний возраст современных педагогов составляет примерно 40-45 лет, а
это значит, что большинство педагогов не изучали информатику не в школе
не в ВУЗе. Поэтому в основном применяют информационные технологии
молодые
педагоги,
либо
те
педагоги,
которые
овладевали
компьютером
самостоятельно, либо на курсах.
Еще одна проблема, которую хотелось бы выделить, это техническое
оснащение школ современной компьютерной техникой. На данном этапе
почти
все
школы
города
и
многие
сельские
школы
имеют
в
своем
распоряжении компьютерный класс. Но имеют ли учителя школ доступ в эти
кабинеты, ведь нужно учитывать и такие факторы как занятость кабинета
информатики,
загруженность
или
нежелание
учителей
информатики
оказывать
помощь
своим
коллегам
в
подготовке
и
проведении
уроков
и
других мероприятий.
Еще одна проблема это подбор материала для урока, не всегда готовые
пособия для проведения уроков отвечают требованиям программы и поэтому
учитель
должен
сам
уметь
найти,
отобрать
материал
и
оформить
для
проведения урока.
Учитель должен знать какую долю учебного материала,
и в каком виде
представить
учащимся
для
реализации
поставленных
педагогических
и
дидактических задач.
Важно
это
делать
так,
чтобы
учащиеся
не
перенасытились,
чтобы
современные технологии из средства повышения мотивации не превратились
в обыденность и повседневный способ обучения.
Так
же
важно
помнить,
что
компьютер
не
может
заменить
учителя
и
выполнять его функции, необходимо живое общение между учащимися и
учителем.
Современные
информационные
технологии
прочно
вошли
в
нашу
жизнь.
Мы
педагоги,
выполняющие
важную
миссию
-
образование
и
воспитание
подрастающего
поколения,
не
можем
от
этого
поколения
отставать. Уроки, проводимые с помощью современных информационных
технологий,
становятся
более
интересными,
наглядными.
Ученики
по
достоинству
оценят
современный
способ
подачи
материала.Очень
важно
применять
компьютер
для
проведения
зачетов
и
экзаменов.
Компьютер
объективен, непредвзят, нет возможности списать, подсмотреть. На лицо
истинные знания детей.За новыми информационными технологиями будущее
и педагогам в нем есть место.
Литература:
1.
Додока С.Н. «Информационные и телекоммуникационные технологии в
образовании». Под редакцией Михина С.Ю.- М.; Центр, 1999 г.
2.
Матрос
Д.
«Управление
качеством
образования
на
основе
новых
информационных
технологий
и
образовательного
мониторинга»
//Народное образование. 2000 год.- №8.- стр. 75-85
3.
Нефедьева
М.А.
Основы
работы
в MS
Power
Point.
Методическое
пособие.- Иркутск., ИПКРО ОРЦ, 2006 г.
4.
Intel «Обучение для будущего». Учебное пособие. Под ред. Ястребцевой
Е.Н., Быховского Я.С., - М.; «Русская редакция», 2004 год.