Автор: Ямчук Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: город Котлас, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный образовательный маршрут педагога"
Раздел: среднее образование
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Одной из технологий профессионального развития педагога служит
индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся
характерными
признаками
путь
следования,
который представляет
собой
целенаправленно
проектируемую
дифференцированную
образовательную
программу,
обеспечивающую
педагогу
разработку
и
реализацию
личной
программы профессионального развития при осуществлении методического
сопровождения.
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения
индивидуального образовательного маршрута являются:
изменения, происходящие в образовании;
запросы и потребности участников образовательного процесса.
Алгоритм
разработки
индивидуального
образовательного
маршрута
педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
-
составление
на
основе
полученных
результатов
индивидуального
образовательного маршрута;
- реализацию маршрута;
-
рефлексивный
анализ
эффективности
индивидуального
образовательного
маршрута.
Структура индивидуального маршрута
профессионального развития педагога
Титульный лист
Название ОУ
ИОМП
Ф.И.О. педагога:
Город , год создания
Информационная справка об авторе ИОМ
Ф.и.о.
Занимаемая должность:
Образование:
Дата прохождения аттестации:
Квалификационная категория:
Дата прохождения курсов повышения квалификации:
Педагогический стаж:
Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)
• Методическая тема школы
• Тема работы МО
• Индивидуальная тема по самообразованию
• Цель
• Задачи
• Форма самообразования
• Предполагаемый результат (для учителя, для обучающихся)
• Сроки работы над проблемой
• Форма отчета о проделанной работе
При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы,
ее
научно-теоретическое
и
практическое
значение,
степень
освещенности
данного
вопроса
в
литературе,
взаимосвязь
выбранной
темы
с
единой
методической темой школы и методического объединения.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти
лет
в
зависимости
от
выявленных
затруднений,
конкретной
ситуации
в
образовательном
учреждении
и
локальных
задач
(например,
подготовки
к
аттестации или реализации конкретных образовательных линий).
Формы самообразования педагога
Индивидуальная
форма,
инициатором
которой
является
сам
педагог.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров,
практикумов, курсов повышения квалификации.
В индивидуальном образовательном маршруте отражаются следующие
направления деятельности:
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• информационно-компьютерные технологии
• здоровьесберегающие технологии
Что может включать каждое направление?
Профессиональное
1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
2.Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.
3.
Разработать
рабочие
программы
по
своим
предметам
в
соответствии
требований ФГОС.
4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные
издания и Интернет.
5.
Плановое
повышение
квалификации
на
курсах
для
учителей
начальных
классов.
6.Плановая
аттестация
на
подтверждение
высшей
квалификационной
категории.
7. Профессиональные публикации, брошюры.
8. Участие в конкурсах профессионального мастерства
Психолого-педагогическое
1.Изучение
и
систематизация
материалов
методической,
педагогической
и
психологической литературы.
2.
Повышение
педагогической
квалификации,
переосмысление
содержания
своей работы в свете инновационных технологий обучения
Методическое
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся
по начальному курсу обучения.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3.
Повышение
своего
уровня
педагогического
мастерства
для
продолжения
работы в качестве руководителя МО.
4. Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках аттестации учителей).
5.
Организовать
работу
с
одарёнными
детьми
и
добиться
активного
и
результативного
участия
обучающихся
во
всех
творческих
конкурсах
и
олимпиадах разного уровня.
6. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, региона через
Интернет.
7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
8. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
9. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов
и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.
10. Совершенствовать структуру самоанализа урока.
11. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний учащихся.
12. Представлять опыт работы через открытые уроки на школьном и городском
уровне.
13. Участие в олимпиадах, конкурсах.
14. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах,
конференциях.
15. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Информационно-компьютерные технологии
1.
Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в учебный
процесс.
2.
Совершенствовать навыки работы на компьютере.
3.
Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
4.
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
5.
Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).
6.
Составление
мультимедийных
презентаций
о
работе
в
качестве
учителя,
классного руководителя, руководителя МО.
7.
Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и
психологии.
8.
Разработать
комплект
сценариев
уроков
с
применением
информационных
технологий и формировать копилку методических материалов
9.
Разработать пакет тестового материала в электронном виде.
10. Разработать
комплект
тематических
занятий,
родительских
собраний,
внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать
их в процессе воспитательной работы с классным коллективом
11.
Участие в конкурсах в Интернете.
12. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
По каждому направлению определяются показатели, виды деятельности и
сроки исполнения.
Разделы ИОМ:
•
Изучение литературы, связанной с темой самообразования
•
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
•
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
•
Участие в системе школьной методической работы
•
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
•
Руководство повышением квалификации других учителей
Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по месяцам,
семестрам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из
направлений деятельности.
Формы самообразовательной деятельности учителя по программе:
-курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации
и переподготовки работников образования;
-методические практикумы в школах;
-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
-подготовка к аттестации;
- научно-практические конференции;
-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;
- освоение информационных технологий образования и воспитания;
-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и
личностно-профессионального развития учителя;
-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования
на заседаниях методического совета, методических объединений учителей, в
проблемных группах;
- работа творческих мастерских учителей-исследователей;
- проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.
Ожидаемые результаты:
• повышение качества преподавания
•
разработанные
и
изданные
методические
пособия,
статьи,
программы,
сценарии и др.
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, инновационным
технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по
исследуемой проблеме.
Формы представления результатов педагогической деятельности учителя
Серия учебных занятий
Методическая продукция
Портфолио
Творческий отчет
Мастер-класс
Творческая мастерская
Педагогический проект
Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы
Презентация опыта работы по выявленной проблеме
В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год,
фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде
конкретного
педагогического
продукта
(сценария
праздника,
пакета
педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей,
разработок занятий и т. д.);
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса
достижения
и
достигнутого
результата
по
каждому
из
направлений
деятельности в виде самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с
указанием места и времени презентации.
Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие
правила:
не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа —
пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;
не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите, прежде
всего, то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете
в большей степени;
стремитесь
быть
достоверным
при
оценке
своего
труда,
не
забывайте,
что
именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления
профессиональной деятельности.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года
проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение
полученных
результатов
с
раннее
поставленными
целями
и
задачами,
что
служит
основой
корректировки
индивидуального
маршрута
педагога
на
следующий период.
В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том,
что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при
условии целенаправленной работы над собой.
«Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный
мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным
мастером педагог... И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если
не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от
собственного напора».