Напоминание

Организация самостоятельной работы студентов ветеринарного отделения в СПО


Автор: Нагибина Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель ветеринарных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский полярный агроэкономический техникум"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной работы студентов ветеринарного отделения в СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация самостоятельной работы студентов ветеринарного отделения в СПО

Мои ученики будут узнавать новое

не от меня, они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им

раскрыться, развить собственные идеи.

И. Песталоцци

Сегодня подготовка квалифицированных кадров и специалистов среднего звена

нацелена на выпускников, способных к самообразованию, саморазвитию, что становится в

условиях

информационного

общества

главным

фактором

его

эффективной

профессионализации, делового успеха, а также карьерного роста.

Важное место в системе СПО занимает самостоятельная работа. Самостоятельная

работа

способствует

проявлению

инициативы,

создает

возможность

действовать

без

руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать.

Без

активной

деятельности

самой

личности

невозможен

процесс

целенаправленного

становления будущего грамотного работника.

Самостоятельная

работа

студентов

важное

звено

в

подготовке

будущего

ветеринарного

работника.

Это

первые

шаги

в

становлении

самостоятельности,

без

которой

не

может

состояться

квалифицированный

специалист.

Самостоятельность

вырабатывается в течение всего обучения в техникуме, и на ее формирование нужно

обратить самое серьезное внимание при подготовке студента.

Своеобразной

формой

организации

обучения

являются

внеаудиторные

самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение

аудиторных

занятий,

проводятся

по

заданию

преподавателя,

который

инструктирует

студентов и устанавливает сроки выполнения заданий. Затраты времени на выполнение

этой работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам

обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от

него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

Самостоятельная

работа

студентов

проводится

с

целью:

систематизации

и

закрепления

полученных

теоретических

знаний

и

практических

умений

студентов;

углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать

нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития

познавательных

способностей

и

активности

студентов:

творческой

инициативы,

самостоятельности,

ответственности

и

организованности;

формирования

самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и

самореализации; развития исследовательских умений.

Самостоятельная

работа,

особенно

творческая,

сама

по

себе

считается

эффективным

источником

развития

познавательного

интереса.

Студент

с

высоким

уровнем

познавательного

интереса

способен

самостоятельно

осуществить

все

этапы

решения задачи - от постановки цели до распространенного полученного знания

В

процессе

самостоятельной

работы

обучающийся

приобретает

навыки

самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, само рефлексии и становится активным

самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов,

способствует

развитию

самостоятельности,

ответственности

и

организованности,

творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

уровень

освоения

обучающимся

учебного

материала;

обоснованность

и

четкость

изложения ответа; умения студента использовать теоретические знания при выполнении

практических заданий; оформление материала в соответствии с требованиями.

Каждое внеаудиторное задание должно стать логическим звеном в системе заданий

для самостоятельной работы, главный итог которых – формирование всех очерченных

программой

умений

и

знаний,

создание

условий

для

формирования

общих

и

профессиональных компетенций.

Следует отметить, что с введением федеральных государственных образовательных

стандартов

значение

самостоятельной

работы

существенно

возрастает,

поскольку

необходимым

условием

формирования

компетенций

выступает

включение

обучающихся/студентов

в

профессиональную

деятельность.

В

таких

ситуациях

обучающийся должен реализовать целостный цикл самоуправления деятельностью: от

постановки (или принятия) еѐ цели на основе анализа ситуации до выбора способов

осуществления

деятельности

и

оценки

еѐ

результатов.

Субъективная

позиция

обучающегося в обучении является главным условием формирования опыта практической

деятельности

и

на

его

основе

овладения

компетенциями.

Таким

образом,

самостоятельная

учебно-познавательная

деятельность

студентов

становится

не

просто

важной формой организации образовательного процесса, а его основой.

Самостоятельная

работа

студентов

это

планируемая

учебная,

учебно-

исследовательская, научно- исследовательская работа студентов, выполняемая по заданию

и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса

обучения в колледже и направлена на решение следующих задач:

-

мотивация

студентов

к

освоению

учебных

программ;

-

повышение

ответственности студентов за свое обучение;

- развитие общих и профессиональных компетенций студентов;

- создание условий для формирования способности студентов к самообразованию,

самоуправлению и саморазвитию.

-

закрепление,

расширение

и

углубление

знаний,

полученных

студентами

на

аудиторных занятиях с преподавателями;

- приобретение новых знаний;

- развитие собственных приемов и методов познания;

- приобретение устойчивых профессиональных умений и навыков;

- развитие у студентов творческого мышления;

-

воспитание

у

студентов

стремления

к

познанию,

поиску,

интереса

к

специальности.

Наличие

определенных

условий

для

организации

самостоятельной

работы

позволит организовать более эффективную самостоятельную работу:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- мотивация получения знаний;

- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного

материала;

-

система

регулярного

контроля

качества

выполненной

самостоятельной

работы;

- консультационная помощь преподавателя.

Самостоятельную

работу

можно

считать

формой

обучения,

но

поскольку

она

позволяет

формировать

необходимые

студенту

учебные

умения

и

навыки,

ее

можно

рассматривать и как средство обучения. Самостоятельная работа студентов является одним

из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее

можно рассматривать и как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Она завершает задачи всех других видов учебного процесса и может осуществляться на

лекциях,

семинарах,

практикумах,

лабораторных

занятиях,

консультациях.

В

данном

случае она выступает как метод обучения. Как форма организации учебного процесса

самостоятельная

работа

студентов

представляет

собой

целенаправленную

систематическую

деятельность

по

приобретению

знаний,

формированию

профессиональных и общих компетенций, осуществляемую вне аудитории.



В раздел образования