Автор: Лаптева Елена Петровна
Должность: руководитель студии дпи
Учебное заведение: МБУК "СДК Юловского с.п."
Населённый пункт: п.Юловский,Сальский район,Ростовская область
Наименование материала: Программа студии декоративно-прикладного творчества "Поделкино"
Тема: учебная программа по декоративно-прикладному творчеству
Раздел: дополнительное образование
Программа студии декоративно-прикладного творчества
«Поделкино»
Направление: художественно-эстетическое
Возраст детей: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года
Составила руководитель студии
декоративно-прикладного творчества
Лаптева Елена Петровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Не учи безделью, а учи рукоделью".
В.И.Даль
Программа по декоративно-прикладному творчеству, удовлетворяющая
образовательным и творческим потребностям детей, направленная на их
дальнейшую интеграцию в социуме. Программа разработана в соответствии с
требованиями, установленными Стандартом, утверждённым приказом
Министерства культуры.
Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо
интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной
координации.
Занятия по программе направлены на развитие мелкой моторики рук, что
способствует развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к
самостоятельной жизни.
Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической
культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта
в художественно прикладной деятельности, но и применение приобретенных
знаний и навыков в жизни.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа
обеспечивает реализацию следующих принципов:
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системности организации учебно-воспитательного процесса.
В процессе практического освоения различных видов декоративно-
прикладного искусства студийцы учатся создавать красоту своими руками.
Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им
необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то
есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к
выбору профессии.
Работа с природным материалом, бумагой, картоном, бисером,
пластилином - это самые распространенные виды декоративно-
прикладного искусства среди детей. Несложность оборудования, наличие
инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют
заниматься декоративно-прикладным творчеством детям младшего
школьного возраста. Теоретическая часть включает краткие пояснения по
темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких
заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки
материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело
до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда,
приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться
инструментами и хранить их. Особое внимание в работе студии уделено
вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа
предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах
художественно-эстетической деятельности.
Цели кружковой работы
эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создание условий для самореализации в творчестве;
формирование практических трудовых навыков;
развитие индивидуальных творческих способностей.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач
Обучающие:
формировать творческое мышление;
получать знания по различным аспектам декоративно-прикладного
творчества;
развивать самостоятельность суждений при восприятии произведений
искусства;
уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы,
композиции;
развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство
красоты и пропорций.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного
искусства;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству художника, дизайнера;
формировать творческие способности, духовную культуру;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
прививать любовь к родине, родной природе, народным
традициям.
формировать аккуратность в работе и трудолюбие;
развивать уверенность в себе;
развивать коммуникативные навыки культуры общения со
сверстниками.
Первостепенными задачами работы по программе являются
воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать
формированию социальной компетентности ребят и их успешности в
самостоятельной взрослой жизни. С этой целью часть занятий по программе
проводится в форме коллективно-творческих дел, на которых у кружковцев,
помимо практических навыков, формируются умения работать в коллективе,
развиваются коммуникативные навыки, умения соотносить свои действия с
действиями других людей. Теоретические основы органично вплетаются в
процесс практического освоения техник декоративно-прикладного
творчества.
Труд детей способствует развитию их восприятия, мышления, играет
большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной
подготовки. Творческие работы, проектная деятельность и другие
технологии, используемые в системе работы студии, должны быть основаны
на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Формы и методы обучения.
В процессе реализации программы используются различные формы занятий:
традиционные;
теоретические занятия;
практические занятия;
праздники;
конкурсы;
игры;
выставки работ.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный: устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.;
- наглядный: показ рабочих материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) и др.;
- практический: выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
шаблонам
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – кружковцы воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с руководителем;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-9 лет. В
студию принимаются все желающие без специального отбора. Занятия
проводятся 3 часа в неделю, что составляет 100 часов в год,200 часов за 2
года соответственно. Занятия проводятся в группе по13- 15 человек. Срок
реализации программы 2 года.
Режим работы студии – 3 занятия в неделю по 1 часу.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих
работ, основой которых является индивидуальное и коллективное
творчество. В основном вся практическая деятельность основана на
изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение
практических работ, которые способствуют формированию умений
осознанно применять полученные знания на практике. На учебных занятиях
в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности
труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего
места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе
изготовления художественных изделий.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями
народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся
личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными
наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения
природных материалов в прекрасные изделия.
Требования к уровню подготовки студийцев
В процессе занятий руководитель направляет творчество детей не только на
создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего
"Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дети могли осознать
собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие.
Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие
способности. В результате обучения в студии по данной программе
предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и
умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно
контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими
инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами
изготовления простых поделок, расширение кругозора в области
природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Ожидаемый результат:
В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети
должны:
знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления
поделок;
уметь работать с различными видами бумаги;
уметь работать с природными материалами;
знать основы бисероплетения;
уметь работать с пластилином;
планировать работу над изделием;
соотносить параметры частей изделия;
выполнять объёмные работы.
.
У детей должно быть развито:
желание самостоятельно что–то создавать, творить;
мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие,
аккуратность,
умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.
В процессе реализации программы по окончании 2 года обучения дети
должны:
пополнять знания о разнообразии материалов и уметь его применять
для изготовления поделок;
знать способы крепления материалов;
уметь работать с пластилином, создавать более сложные
художественные композиции;
самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
создавать более сложные композиции из бисера;
уметь творчески использовать природный материал.
У детей должно быть развито:
желание самостоятельно уметь фантазировать;
совершенствуется моторика рук.
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие;
аккуратность;
умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности;
чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный
труд;
эстетическое чувство.
Структура занятия:
Показ и объяснение руководителя.
Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога.
Самостоятельная творческая работа детей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ детей:
– в доме культуры,
– в школе.
3. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.
4. Участие в районных и областных конкурсах, выставках детского
декоративно - прикладного творчества.
5. Участие во всероссийских и международных конкурсах, фестивалях,
интерактивных (интернет) конкурсах
.
Тематическое планирование кружка
1 год обучения
2
год
обучения
й план
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
Всего
1
2
3
4
5
Работа с бумагой
Аппликация
Квиллинг
2
10
12
Папье-маше
Тарелка
Ваза
2
8
10
Декупаж
Основы декупажа
1
4
5
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
Всего
1
2
3
4
5
Работа с
цветной
бумагой и
картоном
Аппликация
Квиллинг
Бумагопластика
2
15
17
Работа с
природными
материалами
Шишки
Листья
Каштаны
Аппликация из гербария
Семечки, семена
2
14
16
Рисование
Карандаш
Акварель
Гуашь
Мелки
Пастель
2
12
14
Работа с
бисером
Изготовление бабочки
Фенечки
Листья, цветы
2
8
10
Работа с
пайетками
Основы плетения
Ветки для дерева
1
5
6
Лепка
Игрушка
Торцевание
Аппликация
1
4
5
Различные
материалы
Макароны
Крупы
Вата
Ватные диски
Салфетки
Одноразовая посуда
2
12
14
Шерсть
(нарезка)
Аппликация
1
4
5
Гофрированная
бумага
Крокусы
Розы
Гиацинт
1
5
6
Торцевание
аппликация
1
6
7
Декор
Декор бутылок
Декор поделок
1
6
7
Витраж
Основы витража
Съемные аппликации
2
5
7
Торцевание
Аппликация
Коллективная работа
1
7
8
Природные
материалы
Аппликации
1
12
13
Оригами
Лебедь
1
5
6
Работа с бисером,
пайетками
Аппликация
1
11
12
Различные
материалы
1
12
13
Лепка
1
6
7