Напоминание

учебная программа по декоративно-прикладному творчеству


Автор: Лаптева Елена Петровна
Должность: руководитель студии дпи
Учебное заведение: МБУК "СДК Юловского с.п."
Населённый пункт: п.Юловский,Сальский район,Ростовская область
Наименование материала: Программа студии декоративно-прикладного творчества "Поделкино"
Тема: учебная программа по декоративно-прикладному творчеству
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа студии декоративно-прикладного творчества

«Поделкино»

Направление: художественно-эстетическое

Возраст детей: 7-9 лет

Срок реализации: 2 года

Составила руководитель студии

декоративно-прикладного творчества

Лаптева Елена Петровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Не учи безделью, а учи рукоделью".

В.И.Даль

Программа по декоративно-прикладному творчеству, удовлетворяющая

образовательным и творческим потребностям детей, направленная на их

дальнейшую интеграцию в социуме. Программа разработана в соответствии с

требованиями, установленными Стандартом, утверждённым приказом

Министерства культуры.

Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо

интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной

координации.

Занятия по программе направлены на развитие мелкой моторики рук, что

способствует развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к

самостоятельной жизни.

Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической

культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта

в художественно прикладной деятельности, но и применение приобретенных

знаний и навыков в жизни.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи

формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно

добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа

обеспечивает реализацию следующих принципов:

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системности организации учебно-воспитательного процесса.

В процессе практического освоения различных видов декоративно-

прикладного искусства студийцы учатся создавать красоту своими руками.

Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им

необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то

есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к

выбору профессии.

Работа с природным материалом, бумагой, картоном, бисером,

пластилином - это самые распространенные виды декоративно-

прикладного искусства среди детей. Несложность оборудования, наличие

инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют

заниматься декоративно-прикладным творчеством детям младшего

школьного возраста. Теоретическая часть включает краткие пояснения по

темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких

заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки

материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело

до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда,

приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться

инструментами и хранить их. Особое внимание в работе студии уделено

вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа

предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах

художественно-эстетической деятельности.

Цели кружковой работы

эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

создание условий для самореализации в творчестве;

формирование практических трудовых навыков;

развитие индивидуальных творческих способностей.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач

Обучающие:

формировать творческое мышление;

получать знания по различным аспектам декоративно-прикладного

творчества;

развивать самостоятельность суждений при восприятии произведений

искусства;

уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы,

композиции;

развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство

красоты и пропорций.

Развивающие:

пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного

искусства;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к

творчеству художника, дизайнера;

формировать творческие способности, духовную культуру;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Воспитательные:

изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;

прививать любовь к родине, родной природе, народным

традициям.

формировать аккуратность в работе и трудолюбие;

развивать уверенность в себе;

развивать коммуникативные навыки культуры общения со

сверстниками.

Первостепенными задачами работы по программе являются

воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать

формированию социальной компетентности ребят и их успешности в

самостоятельной взрослой жизни. С этой целью часть занятий по программе

проводится в форме коллективно-творческих дел, на которых у кружковцев,

помимо практических навыков, формируются умения работать в коллективе,

развиваются коммуникативные навыки, умения соотносить свои действия с

действиями других людей. Теоретические основы органично вплетаются в

процесс практического освоения техник декоративно-прикладного

творчества.

Труд детей способствует развитию их восприятия, мышления, играет

большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной

подготовки. Творческие работы, проектная деятельность и другие

технологии, используемые в системе работы студии, должны быть основаны

на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.

Формы и методы обучения.

В процессе реализации программы используются различные формы занятий:

традиционные;

теоретические занятия;

практические занятия;

праздники;

конкурсы;

игры;

выставки работ.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный: устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.;

- наглядный: показ рабочих материалов, иллюстраций,

наблюдение, показ (выполнение) и др.;

- практический: выполнение работ по инструкционным картам, схемам и

шаблонам

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают

готовую информацию;

- репродуктивный – кружковцы воспроизводят полученные знания и

освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с руководителем;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-9 лет. В

студию принимаются все желающие без специального отбора. Занятия

проводятся 3 часа в неделю, что составляет 100 часов в год,200 часов за 2

года соответственно. Занятия проводятся в группе по13- 15 человек. Срок

реализации программы 2 года.

Режим работы студии – 3 занятия в неделю по 1 часу.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих

работ, основой которых является индивидуальное и коллективное

творчество. В основном вся практическая деятельность основана на

изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение

практических работ, которые способствуют формированию умений

осознанно применять полученные знания на практике. На учебных занятиях

в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности

труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего

места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе

изготовления художественных изделий.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями

народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся

личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными

наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения

природных материалов в прекрасные изделия.

Требования к уровню подготовки студийцев

В процессе занятий руководитель направляет творчество детей не только на

создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего

"Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дети могли осознать

собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие.

Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие

способности. В результате обучения в студии по данной программе

предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и

умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно

контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими

инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами

изготовления простых поделок, расширение кругозора в области

природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Ожидаемый результат:

В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети

должны:

знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления

поделок;

уметь работать с различными видами бумаги;

уметь работать с природными материалами;

знать основы бисероплетения;

уметь работать с пластилином;

планировать работу над изделием;

соотносить параметры частей изделия;

выполнять объёмные работы.

.

У детей должно быть развито:

желание самостоятельно что–то создавать, творить;

мелкая моторика рук;

У детей должно быть воспитано:

трудолюбие,

аккуратность,

умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

В процессе реализации программы по окончании 2 года обучения дети

должны:

пополнять знания о разнообразии материалов и уметь его применять

для изготовления поделок;

знать способы крепления материалов;

уметь работать с пластилином, создавать более сложные

художественные композиции;

самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;

создавать более сложные композиции из бисера;

уметь творчески использовать природный материал.

У детей должно быть развито:

желание самостоятельно уметь фантазировать;

совершенствуется моторика рук.

У детей должно быть воспитано:

трудолюбие;

аккуратность;

умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности;

чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный

труд;

эстетическое чувство.

Структура занятия:

Показ и объяснение руководителя.

Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога.

Самостоятельная творческая работа детей.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы

1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ детей:

– в доме культуры,

– в школе.

3. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.

4. Участие в районных и областных конкурсах, выставках детского

декоративно - прикладного творчества.

5. Участие во всероссийских и международных конкурсах, фестивалях,

интерактивных (интернет) конкурсах

.

Тематическое планирование кружка

1 год обучения

2

год

обучения

й план

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Теория

Практика

Всего

1

2

3

4

5

Работа с бумагой

Аппликация

Квиллинг

2

10

12

Папье-маше

Тарелка

Ваза

2

8

10

Декупаж

Основы декупажа

1

4

5

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Теория

Практика

Всего

1

2

3

4

5

Работа с

цветной

бумагой и

картоном

Аппликация

Квиллинг

Бумагопластика

2

15

17

Работа с

природными

материалами

Шишки

Листья

Каштаны

Аппликация из гербария

Семечки, семена

2

14

16

Рисование

Карандаш

Акварель

Гуашь

Мелки

Пастель

2

12

14

Работа с

бисером

Изготовление бабочки

Фенечки

Листья, цветы

2

8

10

Работа с

пайетками

Основы плетения

Ветки для дерева

1

5

6

Лепка

Игрушка

Торцевание

Аппликация

1

4

5

Различные

материалы

Макароны

Крупы

Вата

Ватные диски

Салфетки

Одноразовая посуда

2

12

14

Шерсть

(нарезка)

Аппликация

1

4

5

Гофрированная

бумага

Крокусы

Розы

Гиацинт

1

5

6

Торцевание

аппликация

1

6

7

Декор

Декор бутылок

Декор поделок

1

6

7

Витраж

Основы витража

Съемные аппликации

2

5

7

Торцевание

Аппликация

Коллективная работа

1

7

8

Природные

материалы

Аппликации

1

12

13

Оригами

Лебедь

1

5

6

Работа с бисером,

пайетками

Аппликация

1

11

12

Различные

материалы

1

12

13

Лепка

1

6

7



В раздел образования