Автор: Мануилина Евгения Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№14"
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте
Раздел: начальное образование
Психолого-педагогическая характеристика
одаренных детей в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления зна-
ний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важ-
ной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей
этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчи-
вость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с
чем
они
сталкиваются.
У
младших
школьников
каждая
из
отмеченных
способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и
это неповторимое своеобразие данного возраста.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными пара-
метрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и
физическими данными.
Познание. Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впиты-
вают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу.
Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружаю-
щий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на
свои исследования.
Как пишет И.В. Дубровина, «по мнению Ж. Пиаже, функция интеллекта
заключается в обработке информации и аналогична функции организма по
переработке пищи. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых де-
тей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренные
дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней
речи, и абстрактном мышлении».
Их отличает способность классифицировать и категоризировать инфор-
мацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их
склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым
увлечением, свойственным одаренным детям, – коллекционированием. Много
радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематиза-
ция и реорганизация предметов коллекции.
Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их
целью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтакси-
ческими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают
внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с
удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, долж-
ные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые собы-
тия, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Как отмечает А.М. Матюшкин, «талантливые дети легко справляются с
познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их
отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные за-
дания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заклю-
чается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной
школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть
предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не
смогут найти правильный ответ)».
Как указывает Н.С. Лейтес, «одаренного ребенка отличает и повышен-
ная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в
сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погружен-
ности в задачу».
Психосоциальные аспекты. В сфере психосоциального развития одарен-
ным детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство спра-
ведливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у ода-
ренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную не-
справедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и
живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Другая особенность одаренных детей – соревновательность. Склонность
одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи
(В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич и др.). Соревновательность, конкуренция –
важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера.
Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллекту-
альных, художественных, спортивных состязаний детей, чрезвычайно важен
для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца,
не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формиру-
ет собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, при-
обретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый
опыт «разумного авантюризма».
Сверхчувствительность
к
проблемам.
Как
отмечает
А.М.
Матюшкин,
«способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей,
– одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от «посред-
ственного»
человека.
Среди
качеств,
свойственных
одаренному
ребенку,
сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих
мест».
Перфекционизм, как указывает А.И. Савенков, «это стремление доводить ре-
зультаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким тре-
бованиям, эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным и др.)
Это качество тесно связанно со способностью к оценке, выражено в стремле-
нии ребенка к совершенству. Внутренняя потребность в совершенстве про-
дуктов собственной деятельности характерна для одаренных детей уже на са-
мых ранних возрастных этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув
максимально высокого уровня».
Одаренные дети так же как и их нормальные сверстники, часто не понимают,
что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в
мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это свойственно и взрослым, но если
эгоцентризм взрослого в значительной мере – производное эгоизма, то эго-
центризм ребенка имеет иную природу и определяется его неспособностью
встать на позиции другого человека, «децентрироваться», связанную с огра-
ниченностью его опыта.
Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социаль-
ного неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное
восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее
полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства
полноценности, как отмечает Н.С. Лейтес, «является общение с такими же
одаренными детьми, причем с самого нежного возраста. Семьи, где принято
помогать друг другу и где родители, братья и сестры вместе занимаются все-
ми делами, также укрепляют позитивное самовосприятие каждого ребенка. В
этой связи грустно заметить, что родители одаренных детей стремятся иметь
гораздо меньше детей, чем средняя семья».
Физические характеристики одаренности.
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик
одаренных
детей.
Первый
–
это
тощий,
маленький,
бледный
«книжный
червь» в очках. Другой же, выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их
ординарные сверстники. Хотя другой образ предпочтительнее первого, оба
они достаточно далеки от истины. Нет никакого смысла делать стереотипные
обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных де-
тей. Они достаточно привлекательны и широки своим разнообразием.
Главным, как пишет А.И. Савенков, «является то, что дети с общей ин-
теллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагаю-
щим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразви-
тые способности переработки информации позволяют им преуспевать во
многих областях знаний».
Несколько иной характер, как указывает Н.С. Лейтес, «имеет академиче-
ская
одаренность,
которая
проявляется
в
успешном
обучении
отдельным
учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в
этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глу-
бине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике
или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам,
которые воспринимаются ими не так легко».
Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой обла-
сти создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают не-
довольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам,
отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности
для поддержки и развития специального дарования. Как пример академиче-
ской одаренности можно назвать широко известную математическую одарен-
ность.
Вундеркинды – крайние случаи раннего развития и одновременно богат-
ства начальных проявлений способностей. Об относительном значении при-
мет общих способностей в детском возрасте и очень важной роли именно
возрастных особенностей красноречиво свидетельствует бурный подъем об-
щих способностей у таких детей в дошкольные и младшие школьные годы,
нередко сменяющийся в дальнейшем разочаровывающим спадом.
По-видимому, даже и наиполноценнейшее развитие у ребенка достоинств
только данного периода детства, не говоря уже об ограниченности значения
такого развития для будущего, не может объяснить того удивительного богат-
ства возможностей, которым блещут в определенном возрасте некоторые
дети. При этом, как указывает Н.С. Лейтес, «но опережение возраста может
стать условием особого расцвета способностей лишь в случаях, когда при
этом сохраняются, развиваются и достоинства пройденного возрастного пе-
риода. Необычайные возможности некоторых детей – результат суммирова-
ния предпосылок способностей двух или нескольких возрастных периодов».
Весьма показательны в указанном отношении материалы о выдающих-
ся младших школьниках. Резкое опережение сверстников обнаруживается у
них не только в достоинствах логики и необычайном объеме знаний и уме-
ний, но и в таком подъеме деятельной энергии, самостоятельности и активно-
сти, которые обычно присущи уже подростковому периоду; вместе с тем у
этих детей в высокой мере сохраняются детские черты их возраста.
Как пишет А.И. Савенков, «подлинные черты своего возраста, возраста
младшего школьника, у учеников, которые по умственному развитию уже до-
стигли или даже превосходят учеников средних классов, проявляются в самой
впечатлительности их, в чрезвычайной готовности воспринимать и усваивать,
в наивно-игровом отношении к познанию. Совмещение у выдающихся детей
свойств своего возраста и последующего создают характерную двойствен-
ность и противоречивость их психологического облика».
Сочетание возрастных факторов, идущих от разных периодов детства,
обусловливает как бы удвоение, а может быть и многократное усиление пред-
посылок общего развития. Так, деятельная энергия и настойчивость под-
ростков, по-видимому, обретают особую силу, если они становятся присущи-
ми детям более младшего возраста с их повышенной восприимчивостью и
наивной серьезностью. Н.С. Лейтес отмечает, что «в возрасте младших
школьников, когда еще не вступили в права новые интересы, связанные с по-
ловым созреванием, когда умственная впечатлительность, готовность усваи-
вать, подражание старшим составляют саму жизнь, — в этом возрасте бы-
стрый подъем жизненной энергии и самостоятельности могут до крайности
напрячь и сосредоточить усилия развивающегося ума, выступить как все-
поглощающая склонность к умственной работе».
Таким образом, одаренные дети в младшем школьном возрасте характе-
ризуются повышенной способностью классифицировать и категоризировать
информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями,
повышенной концентрацией внимания на чем-либо, упорство в достижении
результата в сфере, которая ему интересна, соревновательностью, сверхчув-
ствительностью к проблемам, перфекционизмом.