Напоминание

Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте


Автор: Мануилина Евгения Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№14"
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте
Раздел: начальное образование





Назад




Психолого-педагогическая характеристика

одаренных детей в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления зна-

ний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важ-

ной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей

этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчи-

вость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с

чем

они

сталкиваются.

У

младших

школьников

каждая

из

отмеченных

способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и

это неповторимое своеобразие данного возраста.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными пара-

метрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и

физическими данными.

Познание. Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впиты-

вают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу.

Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружаю-

щий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на

свои исследования.

Как пишет И.В. Дубровина, «по мнению Ж. Пиаже, функция интеллекта

заключается в обработке информации и аналогична функции организма по

переработке пищи. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых де-

тей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренные

дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней

речи, и абстрактном мышлении».

Их отличает способность классифицировать и категоризировать инфор-

мацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их

склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым

увлечением, свойственным одаренным детям, – коллекционированием. Много

радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематиза-

ция и реорганизация предметов коллекции.

Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их

целью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтакси-

ческими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают

внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с

удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, долж-

ные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые собы-

тия, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Как отмечает А.М. Матюшкин, «талантливые дети легко справляются с

познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их

отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные за-

дания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заклю-

чается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной

школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть

предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не

смогут найти правильный ответ)».

Как указывает Н.С. Лейтес, «одаренного ребенка отличает и повышен-

ная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в

сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погружен-

ности в задачу».

Психосоциальные аспекты. В сфере психосоциального развития одарен-

ным детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство спра-

ведливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у ода-

ренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную не-

справедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и

живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Другая особенность одаренных детей – соревновательность. Склонность

одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи

(В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич и др.). Соревновательность, конкуренция –

важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера.

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллекту-

альных, художественных, спортивных состязаний детей, чрезвычайно важен

для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца,

не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формиру-

ет собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, при-

обретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый

опыт «разумного авантюризма».

Сверхчувствительность

к

проблемам.

Как

отмечает

А.М.

Матюшкин,

«способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей,

– одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от «посред-

ственного»

человека.

Среди

качеств,

свойственных

одаренному

ребенку,

сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих

мест».

Перфекционизм, как указывает А.И. Савенков, «это стремление доводить ре-

зультаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким тре-

бованиям, эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным и др.)

Это качество тесно связанно со способностью к оценке, выражено в стремле-

нии ребенка к совершенству. Внутренняя потребность в совершенстве про-

дуктов собственной деятельности характерна для одаренных детей уже на са-

мых ранних возрастных этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув

максимально высокого уровня».

Одаренные дети так же как и их нормальные сверстники, часто не понимают,

что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в

мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это свойственно и взрослым, но если

эгоцентризм взрослого в значительной мере – производное эгоизма, то эго-

центризм ребенка имеет иную природу и определяется его неспособностью

встать на позиции другого человека, «децентрироваться», связанную с огра-

ниченностью его опыта.

Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социаль-

ного неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное

восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее

полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства

полноценности, как отмечает Н.С. Лейтес, «является общение с такими же

одаренными детьми, причем с самого нежного возраста. Семьи, где принято

помогать друг другу и где родители, братья и сестры вместе занимаются все-

ми делами, также укрепляют позитивное самовосприятие каждого ребенка. В

этой связи грустно заметить, что родители одаренных детей стремятся иметь

гораздо меньше детей, чем средняя семья».

Физические характеристики одаренности.

Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик

одаренных

детей.

Первый

это

тощий,

маленький,

бледный

«книжный

червь» в очках. Другой же, выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их

ординарные сверстники. Хотя другой образ предпочтительнее первого, оба

они достаточно далеки от истины. Нет никакого смысла делать стереотипные

обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных де-

тей. Они достаточно привлекательны и широки своим разнообразием.

Главным, как пишет А.И. Савенков, «является то, что дети с общей ин-

теллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагаю-

щим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразви-

тые способности переработки информации позволяют им преуспевать во

многих областях знаний».

Несколько иной характер, как указывает Н.С. Лейтес, «имеет академиче-

ская

одаренность,

которая

проявляется

в

успешном

обучении

отдельным

учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в

этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глу-

бине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике

или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам,

которые воспринимаются ими не так легко».

Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой обла-

сти создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают не-

довольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам,

отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности

для поддержки и развития специального дарования. Как пример академиче-

ской одаренности можно назвать широко известную математическую одарен-

ность.

Вундеркинды – крайние случаи раннего развития и одновременно богат-

ства начальных проявлений способностей. Об относительном значении при-

мет общих способностей в детском возрасте и очень важной роли именно

возрастных особенностей красноречиво свидетельствует бурный подъем об-

щих способностей у таких детей в дошкольные и младшие школьные годы,

нередко сменяющийся в дальнейшем разочаровывающим спадом.

По-видимому, даже и наиполноценнейшее развитие у ребенка достоинств

только данного периода детства, не говоря уже об ограниченности значения

такого развития для будущего, не может объяснить того удивительного богат-

ства возможностей, которым блещут в определенном возрасте некоторые

дети. При этом, как указывает Н.С. Лейтес, «но опережение возраста может

стать условием особого расцвета способностей лишь в случаях, когда при

этом сохраняются, развиваются и достоинства пройденного возрастного пе-

риода. Необычайные возможности некоторых детей – результат суммирова-

ния предпосылок способностей двух или нескольких возрастных периодов».

Весьма показательны в указанном отношении материалы о выдающих-

ся младших школьниках. Резкое опережение сверстников обнаруживается у

них не только в достоинствах логики и необычайном объеме знаний и уме-

ний, но и в таком подъеме деятельной энергии, самостоятельности и активно-

сти, которые обычно присущи уже подростковому периоду; вместе с тем у

этих детей в высокой мере сохраняются детские черты их возраста.

Как пишет А.И. Савенков, «подлинные черты своего возраста, возраста

младшего школьника, у учеников, которые по умственному развитию уже до-

стигли или даже превосходят учеников средних классов, проявляются в самой

впечатлительности их, в чрезвычайной готовности воспринимать и усваивать,

в наивно-игровом отношении к познанию. Совмещение у выдающихся детей

свойств своего возраста и последующего создают характерную двойствен-

ность и противоречивость их психологического облика».

Сочетание возрастных факторов, идущих от разных периодов детства,

обусловливает как бы удвоение, а может быть и многократное усиление пред-

посылок общего развития. Так, деятельная энергия и настойчивость под-

ростков, по-видимому, обретают особую силу, если они становятся присущи-

ми детям более младшего возраста с их повышенной восприимчивостью и

наивной серьезностью. Н.С. Лейтес отмечает, что «в возрасте младших

школьников, когда еще не вступили в права новые интересы, связанные с по-

ловым созреванием, когда умственная впечатлительность, готовность усваи-

вать, подражание старшим составляют саму жизнь, — в этом возрасте бы-

стрый подъем жизненной энергии и самостоятельности могут до крайности

напрячь и сосредоточить усилия развивающегося ума, выступить как все-

поглощающая склонность к умственной работе».

Таким образом, одаренные дети в младшем школьном возрасте характе-

ризуются повышенной способностью классифицировать и категоризировать

информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями,

повышенной концентрацией внимания на чем-либо, упорство в достижении

результата в сфере, которая ему интересна, соревновательностью, сверхчув-

ствительностью к проблемам, перфекционизмом.



В раздел образования