Напоминание

"Знакомство с огнем"


Автор: Щавелева Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №41"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Тема: "Знакомство с огнем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с

элементами экспериментирования в подготовительной

группе №37 ГБОУ «школа №41»

Тип занятия: по ознакомлению с окружающим миром с элементами

экспериментирования.

Тема: “Знакомство с огнем”.

Программное содержание:

1.

Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в

жизни человека, пользой и опасностью.

2.

Через эксперименты с разными предметами учить детей понимать красоту,

пользу огня и его опасность.

3.

Формировать у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной

безопасности в условиях дома и улицы.

4.

Воспитывать понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя.

Словарная работа: сквозняк, холодно-теплее-горячо.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о пожаре, об

электроприборах, чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц и поговорок.

Материал:

Демонстрационный: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для

тушения огня, спички, аудиозапись звуков явлений природы и животных

Раздаточный: сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый

картон, гвоздики, металлические палочки, цепочки

Рассказ Б. Жидкова “Дым”. Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и

стихи из серии “Чтобы не было беды”.

Ход занятия

(Дети садятся на пол вокруг “круга безопасности” (обруч). В центре круга, на

маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель

обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину и т.д. Дети сравнивают ее со

свечами, которые они уже видели, используя элементы припоминания, сравнивают

свечи между собой, выделяя сходства и различия. Воспитатель зажигает свечу,

комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).

Воспитатель: Мы зажгли свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают

медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дуновении

ветра). Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он

помнит о том, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него.

Человек всегда думает, даже когда ни о чем не думает. И только тогда он может не

думать, когда смотрит на огонь или на воду. В движении воды и в трепете огня течет

само Время.

В воде и огне живет великая тайна рождения человечества, которое вышло из моря и

уселось греться у костра. За миллионы лет, что прошли с тех пор, изменилось всё:

змеи и птицы, звери и рыбы, цветы и деревья, изменился сам человек, изменилась

земля и даже звезды! И только огонь и вода остались неизменны.

Давайте возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети

любуются огнем)

А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют

несколько раз).

– Какие у вас ощущения, что вы увидели? (Дети обмениваются: кто видит

солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня. Воспитатель тушит свечу, задув

ее.)

Упражнение “Ветерок”:

– Ребята, а как еще можно затушить свечу? (Дети отвечают: закрыть колпачком,

залить водой. Воспитатель демонстрирует способы. Затем предлагает детям задуть

свечу. Дети по очереди задувают свечу, совершая вдох носом, выдох ртом)

– Почему не все смогли сразу потушить огонь? Дети отвечают)

Правильно, для этого необходим резкий и сильный выдох. Давайте подуем на огонь

так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось. (Дети дуют)

Ребята, вы увидели и почувствовали результаты разной силы выдоха. И чтобы

потушить огонь, нужен сильный выдох.

Продолжим наше знакомство с огнем.

Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди.

Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу

прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его

в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей

свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из

палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого.

Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.

Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь

стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные

кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.

А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150

лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь

спички делают из дерева.

Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.

Он верно служит в быту людям.

– Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)

Огонь стал таким привычным, обыкновенным. А раньше к нему относились по-

другому. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а

то грозной стихией, уничтожающей всё на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и

отнимал ее. Его уважали и боялись, любили и почитали.

Знают взрослые, знают дети

В самых дальних концах земли:

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели, -

Всемогущий горячий огонь.

И хоть тысячи лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он.

Ведь издревле до нашего века

Он – помощник и друг человека.

Упражнение “Горячо-холодно”: (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку

к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно,

ниже – теплее, низко – горячо.)

– Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет

ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют

выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и

трогать его нельзя).

– Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно.

Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь

видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится

коричневое пятно, затем пламя)

Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню

предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной

пожара.

Физкультминутка: Дети под музыку имитируют пламя костра.

Сила у огня большая-пребольшая. И если с этой силой обращаться неумело и

неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным. Он уносит миллионы

человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни.

Горят дома, больницы, поля, заводы, сады, поезда. Гибнут люди.

Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили!

Но бывает огонь и другим -

Но согрет ладошек он ваших,

Превращает все в пепел и дым,

И жесток он, и грозен, и страшен.

Будьте с огнем осторожны, дети,

Твердо запомните правила эти.

Упражнение “Горит – не горит”: (Воспитатель предлагает детям ряд предметов:

сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон,

металлическую палочку, цепочку.)

Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.

– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние)

-Как вы думаете, предмет который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы

детей)

А теперь проверим…

(Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все

загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от

плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом

задувания будет невозможно)

– Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)

– Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)

– Что надо делать, если предмет горит, чем тушить, если горят большие предметы?

(ответы детей)

– А теперь, кто сможет мне назвать пословицу или поговорку об огне?

Царь – огонь, царица – вода.

От искры пожар рождается.

С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.

С огнем, да водой не поспоришь.

Не имей привычки носить в кармане спички.

Человеку друг огонь, только ты его не тронь.

Пожар слезами не зальешь.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

Умному, огонь – тепло, глупому – ожог.

Не трогай огня – не обожжешь руку.

Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.

“От маленькой искорки – большое горе”,

“Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла”.

Воспитатель: Молодцы. Много поговорок и пословиц об огне знаете.

– А кто ответит, почему возникает пожар? (Ответы детей: это могут быть спички,

электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)

Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре сообщить.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? (Ответ: набрать

номер 01, У нас в доме пожар. Адрес: Юности, дом.21, квартира 6 ).

– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? (ответ:

попытаться потушить пожар набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое

покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю,

ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на

помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть

помещение)

Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть

доступ кислорода.

– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через

мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

не играй со спичками

выключай электроприборы

не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили?

Чем полезен огонь для человека и в быту? Чем опасен огонь? Куда звонить, если

пожар? Какие правила нужно знать и выполнять?

Воспитатель: Щавелева С.И.

15 мая 2017г.



В раздел образования