Напоминание

"Особенности формирования коммуникативной компетенции учащихся 4-х классов на уроках английского языка"


Автор: Лапшина Татьяна Владимировна
Должность: студентка 5 курса профиль подготовки "начальное образование и английский язык"
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В. И. Вернадского"
Населённый пункт: Республика Крым, г. Ялта
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования коммуникативной компетенции учащихся 4-х классов на уроках английского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Лапшина Татьяна Владимировна

Группа: 51-НОА

Профиль подготовки «Начальное образование и Английский язык»

Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ

им. В. И. Вернадского» в г. Ялте, Российская Федерация

Тема: Особенности формирования коммуникативной компетенции

учащихся 4-х классов на уроках английского языка

Актуальность: На сегодняшний день в системе школьного образования

применяется

гуманистический

подход

к

учащимся

как

развивающимся

личностям, которые нуждаются в понимании и уважении их интересов, прав и

желаний. На первом плане стоит идея создания оптимальных условий для

развития

младших

школьников,

для

формирования

его

активности

и

жизненной позиции. Ребенок младшего школьного возраста должен ощущать

себя

активным

деятелем,

который

постоянно

открывает

что-то

новое

и

приобщается

к

культуре,

сформировавшейся

в

процессе

исторического

развития

социума.

Образовательная

работа

педагога

имеет

своей

целью

создание

таких

условий,

которые

открывают

детям

возможность

самостоятельной деятельности, направленной на освоение окружающего мира.

Степень

изученности:

Изучением

данной

темы

и

внедрением

ее,

занимались отечественные и зарубежные ученые, начиная с 60-70-х годов ХХ

века, в частности Б. В. Беляев, И. Л. Бим, Е. И. Вишневский, П. Б. Гурвич,

О. П. Евтюкова, И. А. Зимняя, Я. М. Колкер, А. А. Леонтьев, Р. П. Мильруд и

И. Р. Максимова, Ю. И. Пассов.

Цель: Выявить основные подходы при формировании коммуникативной

компетенции младших школьников.

Содержание: Важнейшее средство человеческого общения, без которого

невозможны существование и развитие общества – это язык. Качественные

изменения характера международных связей с точки зрения практической и

интеллектуальной

деятельности

человека

предопределяют

реальную

необходимость изучения иностранных языков.

Специфика

предмета

иностранного

языка

предполагает

такую

организацию

учебного

процесса,

чтобы

каждый

его

участник

имел

возможность

активизировать

познавательную

и

речевую

деятельность

и

получить языковую практику, достаточную для формирования необходимых

ему умений и навыков, в том числе путем использования интерактивных

технологий обучения, которые, в свою очередь, дают участникам возможность

принимать участие в «живом» интерактивном диалоге с реальным партнером,

а также обеспечивают активный обмен сообщениями между пользователем и

информационной системой в режиме реального времени.

ФГОС НОО основным назначением иностранного языка как предмета

области школьного обучения определяет содействие в овладении учащимися

коммуникативными

умениями

и

навыками

в

устной

и

письменной

форме

соответственно мотивам, целям и социальным нормами речевого поведения в

различных типичных коммуникативных ситуациях. Формирование у учащихся

коммуникативной

компетенции

является

неотъемлемой

составляющей

структуры

содержания

образования,

базой

для

которой

являются

коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и

навыков.

Современная

система

обучения

иностранным

языкам

дает

возможность применять коммуникативно-деятельностный подход к овладению

языками как важного средства межкультурного общения.

Принимая во внимание идеи Л. С. Выготского о том, что главное условие

развития, обучения и воспитания ребенка – это общение (коммуникация), мы в

данной работе отмечаем, что коммуникативная компетенция – это ключ к

успешной

деятельности,

эффективной

и

благополучной

жизни

ребенка

в

будущем.

Являясь

одной

из

самых

важных

характеристик

личности,

коммуникативная

компетенция,

находит

свое

проявление

в

способности

индивида к речевой коммуникации.

Младший школьный возраст является именно тем возрастным периодом,

который благоприятен для овладения детьми коммуникативными умениями и

навыками, поскольку в данном возрасте учащиеся особенно чутки к языковым

явлениям, проявляют интерес к общению. По этой причине формирование

коммуникативной

компетенции

учащихся

4-х

классов

является

актуальной

задачей процесса обучения в начальной школе. Обязательными умениями,

которые

обеспечивают

коммуникативность

личности,

в

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

(ФГОС)

ставятся

задачи

формирования у учащегося, по окончанию начальной школы, умения слушать

и слышать своего собеседника, обосновывать собственную позицию.

Таким

образом,

актуальность

данной

работы

определена

и

тем,

что

система

школьного

образования

сегодняшнего

дня

ориентируется

на

гуманистический подход к личности ребенка, которая нуждается в понимании

и уважении собственных интересов и прав.

Следует отметить, что понятие «коммуникативность» предусматривает

выделение следующих параметров, которые определяют конкретные признаки

принципа обучения иностранному языку в соответствии с общеевропейскими

р е ком е н д а ц и я м и

я з ы ко в о го

о б р а зо ва н и я :

1 )

с и т у а т и в н о с т ь ;

2)

речемыслительная

деятельность;

3)

новизна;

4)

функциональность;

5) индивидуализация; 6) диалог культур.

Выводы: На основе анализа современной отечественной и зарубежной

психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что проблеме

формирования

и

развития

коммуникативной

компетенции

уделено

значительное внимание. Осмысление результатов исследования трудов ученых

позволяет охарактеризовать коммуникативную компетенцию как структурный

компонент личности школьника, что определяет возможность осуществления

взаимодействия

в

плоскости

«субъект-субъектных»

отношений.

Для

ее

формирования

видим

необходимость

в

разработке

соответствующих

методических

процедур,

которые

позволят

в

полной

мере

восполнить

сформированные компетенции ученика в составе коммуникативной.

На основании представленного анализа коммуникативную компетенцию

мы

будем

понимать,

как

способность

личности

использовать

язык

в

зависимости от ситуации, особое качество речевой личности, приобретенное в

процессе

общения

или

специально

организованного

обучения.

Ее

состав

определяют:

речевая

компетенция

(умение

применять

знания

языка

на

практике, пользоваться языковыми единицами); языковая компетенция (знание

единиц языка и правил их сочетания); предметная компетенция (на основе

активного владения общей лексикой умение воспроизводить картину мира в

сознании);

прагматическая

компетенция

(способность

к

осуществлению

речевой

деятельности,

обусловленной

коммуникативной

целью,

к

выбору

необходимых

форм,

типов

речи,

учет

функционально-стилистических

разновидностей речи).

Эффективность

процесса

обучения

в

младшем

школьном

возрасте

определяют готовность и желание учеников участвовать в межкультурном

общении на языке, который они изучают. Коммуникативно-деятельностный

подход является наиболее эффективным, поскольку обеспечивает действенное,

ориентированное на личность обучение иноязычному общению.

Соблюдение

на

уроках

иностранного

языка

в

начальных

классах

принципов, характерных для коммуникативного подхода, будет способствовать

формированию

и

развитию

практических

навыков

и

умений

общения

на

иностранном языке младших школьников.

Организация

коммуникативного

подхода

к

обучению

иностранному

языку обязательно требует от педагога соблюдения принципа диалога культур,

который

понимается

как:

1)

создание

учебной

среды,

где

постоянно

происходит встреча, знакомство и получение определенных знаний чужого

языка,

культуры,

традиций;

2) внедрение

такого

содержания

учебных

материалов в учебном процессе, который моделирует межкультурный диалог;

3) организация межкультурного общения с носителями чужой культуры и

языка,

стимулирование

развития

толерантности,

«межкультурной

чувствительности»,

социокультурной

наблюдательности,

способности

изменить перспективу и посмотреть на мир глазами другого. Моделирование

ситуаций диалога культур на уроках иностранного языка позволяет учащимся

сравнивать образ и стиль жизни людей в своей стране и странах, язык которых

они изучают.

3.

Умелое

использование

педагогом

различных

методов

развития

способностей

младших

школьников,

которые

соответствуют

возрастным

особенностям

детей,

будет

способствовать

эффективному

развитию

их

языковых умений и навыков.

Ролевые игры являются эффективным приемом на уроках английского

языка, используемый педагогами с цель формирования необходимых навыков

и

умений,

развития

памяти,

внимания

и

мышления,

с

целью

придания

разнообразия учебному процессу.

Список используемых источников:

1.

Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам /

Б. В. Беляев. – М., 1965.

2.

Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и

проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. – М.: Русский язык, 1977.

– 288 с.

3.

Вишневский, Е. И. Аппарат упражнений в свете разных подходов к

обучению иностранным языкам / Е. И. Вишневский // Иностранные

языки в школе. – 1983. – № 6. – С. 17-20.

4.

Гурвич,

П.

Б.

Усиление

мотивации

учебной

деятельности,

направленной

на

овладение

лексикой

иностранного

языка

/

П. Б. Гурвич, С. Т. Григорян // Иностранные языки в школе. – 1976. –

№5. – С.50-55.

5.

Евтюкова,

О.

П.

Коммуникативный

подход

в

преподавании

английского

языка

как

иностранного

/

О.

П.

Евтюкова,

Н. Д. Бачурина // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5.

– С. 68-69.

6.

Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на

иностранном языке / И. А. Зимняя. – М., 1989. – 222 с.

7.

Леонтъев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтъев.

– М.: Политиздат, 1977. – 304 с.



В раздел образования