Автор: Лапшина Татьяна Владимировна
Должность: студентка 5 курса профиль подготовки "начальное образование и английский язык"
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В. И. Вернадского"
Населённый пункт: Республика Крым, г. Ялта
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования коммуникативной компетенции учащихся 4-х классов на уроках английского языка"
Раздел: начальное образование
Лапшина Татьяна Владимировна
Группа: 51-НОА
Профиль подготовки «Начальное образование и Английский язык»
Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ
им. В. И. Вернадского» в г. Ялте, Российская Федерация
Тема: Особенности формирования коммуникативной компетенции
учащихся 4-х классов на уроках английского языка
Актуальность: На сегодняшний день в системе школьного образования
применяется
гуманистический
подход
к
учащимся
как
развивающимся
личностям, которые нуждаются в понимании и уважении их интересов, прав и
желаний. На первом плане стоит идея создания оптимальных условий для
развития
младших
школьников,
для
формирования
его
активности
и
жизненной позиции. Ребенок младшего школьного возраста должен ощущать
себя
активным
деятелем,
который
постоянно
открывает
что-то
новое
и
приобщается
к
культуре,
сформировавшейся
в
процессе
исторического
развития
социума.
Образовательная
работа
педагога
имеет
своей
целью
создание
таких
условий,
которые
открывают
детям
возможность
самостоятельной деятельности, направленной на освоение окружающего мира.
Степень
изученности:
Изучением
данной
темы
и
внедрением
ее,
занимались отечественные и зарубежные ученые, начиная с 60-70-х годов ХХ
века, в частности Б. В. Беляев, И. Л. Бим, Е. И. Вишневский, П. Б. Гурвич,
О. П. Евтюкова, И. А. Зимняя, Я. М. Колкер, А. А. Леонтьев, Р. П. Мильруд и
И. Р. Максимова, Ю. И. Пассов.
Цель: Выявить основные подходы при формировании коммуникативной
компетенции младших школьников.
Содержание: Важнейшее средство человеческого общения, без которого
невозможны существование и развитие общества – это язык. Качественные
изменения характера международных связей с точки зрения практической и
интеллектуальной
деятельности
человека
предопределяют
реальную
необходимость изучения иностранных языков.
Специфика
предмета
иностранного
языка
предполагает
такую
организацию
учебного
процесса,
чтобы
каждый
его
участник
имел
возможность
активизировать
познавательную
и
речевую
деятельность
и
получить языковую практику, достаточную для формирования необходимых
ему умений и навыков, в том числе путем использования интерактивных
технологий обучения, которые, в свою очередь, дают участникам возможность
принимать участие в «живом» интерактивном диалоге с реальным партнером,
а также обеспечивают активный обмен сообщениями между пользователем и
информационной системой в режиме реального времени.
ФГОС НОО основным назначением иностранного языка как предмета
области школьного обучения определяет содействие в овладении учащимися
коммуникативными
умениями
и
навыками
в
устной
и
письменной
форме
соответственно мотивам, целям и социальным нормами речевого поведения в
различных типичных коммуникативных ситуациях. Формирование у учащихся
коммуникативной
компетенции
является
неотъемлемой
составляющей
структуры
содержания
образования,
базой
для
которой
являются
коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и
навыков.
Современная
система
обучения
иностранным
языкам
дает
возможность применять коммуникативно-деятельностный подход к овладению
языками как важного средства межкультурного общения.
Принимая во внимание идеи Л. С. Выготского о том, что главное условие
развития, обучения и воспитания ребенка – это общение (коммуникация), мы в
данной работе отмечаем, что коммуникативная компетенция – это ключ к
успешной
деятельности,
эффективной
и
благополучной
жизни
ребенка
в
будущем.
Являясь
одной
из
самых
важных
характеристик
личности,
коммуникативная
компетенция,
находит
свое
проявление
в
способности
индивида к речевой коммуникации.
Младший школьный возраст является именно тем возрастным периодом,
который благоприятен для овладения детьми коммуникативными умениями и
навыками, поскольку в данном возрасте учащиеся особенно чутки к языковым
явлениям, проявляют интерес к общению. По этой причине формирование
коммуникативной
компетенции
учащихся
4-х
классов
является
актуальной
задачей процесса обучения в начальной школе. Обязательными умениями,
которые
обеспечивают
коммуникативность
личности,
в
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
(ФГОС)
ставятся
задачи
формирования у учащегося, по окончанию начальной школы, умения слушать
и слышать своего собеседника, обосновывать собственную позицию.
Таким
образом,
актуальность
данной
работы
определена
и
тем,
что
система
школьного
образования
сегодняшнего
дня
ориентируется
на
гуманистический подход к личности ребенка, которая нуждается в понимании
и уважении собственных интересов и прав.
Следует отметить, что понятие «коммуникативность» предусматривает
выделение следующих параметров, которые определяют конкретные признаки
принципа обучения иностранному языку в соответствии с общеевропейскими
р е ком е н д а ц и я м и
я з ы ко в о го
о б р а зо ва н и я :
1 )
с и т у а т и в н о с т ь ;
2)
речемыслительная
деятельность;
3)
новизна;
4)
функциональность;
5) индивидуализация; 6) диалог культур.
Выводы: На основе анализа современной отечественной и зарубежной
психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что проблеме
формирования
и
развития
коммуникативной
компетенции
уделено
значительное внимание. Осмысление результатов исследования трудов ученых
позволяет охарактеризовать коммуникативную компетенцию как структурный
компонент личности школьника, что определяет возможность осуществления
взаимодействия
в
плоскости
«субъект-субъектных»
отношений.
Для
ее
формирования
видим
необходимость
в
разработке
соответствующих
методических
процедур,
которые
позволят
в
полной
мере
восполнить
сформированные компетенции ученика в составе коммуникативной.
На основании представленного анализа коммуникативную компетенцию
мы
будем
понимать,
как
способность
личности
использовать
язык
в
зависимости от ситуации, особое качество речевой личности, приобретенное в
процессе
общения
или
специально
организованного
обучения.
Ее
состав
определяют:
речевая
компетенция
(умение
применять
знания
языка
на
практике, пользоваться языковыми единицами); языковая компетенция (знание
единиц языка и правил их сочетания); предметная компетенция (на основе
активного владения общей лексикой умение воспроизводить картину мира в
сознании);
прагматическая
компетенция
(способность
к
осуществлению
речевой
деятельности,
обусловленной
коммуникативной
целью,
к
выбору
необходимых
форм,
типов
речи,
учет
функционально-стилистических
разновидностей речи).
Эффективность
процесса
обучения
в
младшем
школьном
возрасте
определяют готовность и желание учеников участвовать в межкультурном
общении на языке, который они изучают. Коммуникативно-деятельностный
подход является наиболее эффективным, поскольку обеспечивает действенное,
ориентированное на личность обучение иноязычному общению.
Соблюдение
на
уроках
иностранного
языка
в
начальных
классах
принципов, характерных для коммуникативного подхода, будет способствовать
формированию
и
развитию
практических
навыков
и
умений
общения
на
иностранном языке младших школьников.
Организация
коммуникативного
подхода
к
обучению
иностранному
языку обязательно требует от педагога соблюдения принципа диалога культур,
который
понимается
как:
1)
создание
учебной
среды,
где
постоянно
происходит встреча, знакомство и получение определенных знаний чужого
языка,
культуры,
традиций;
2) внедрение
такого
содержания
учебных
материалов в учебном процессе, который моделирует межкультурный диалог;
3) организация межкультурного общения с носителями чужой культуры и
языка,
стимулирование
развития
толерантности,
«межкультурной
чувствительности»,
социокультурной
наблюдательности,
способности
изменить перспективу и посмотреть на мир глазами другого. Моделирование
ситуаций диалога культур на уроках иностранного языка позволяет учащимся
сравнивать образ и стиль жизни людей в своей стране и странах, язык которых
они изучают.
3.
Умелое
использование
педагогом
различных
методов
развития
способностей
младших
школьников,
которые
соответствуют
возрастным
особенностям
детей,
будет
способствовать
эффективному
развитию
их
языковых умений и навыков.
Ролевые игры являются эффективным приемом на уроках английского
языка, используемый педагогами с цель формирования необходимых навыков
и
умений,
развития
памяти,
внимания
и
мышления,
с
целью
придания
разнообразия учебному процессу.
Список используемых источников:
1.
Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам /
Б. В. Беляев. – М., 1965.
2.
Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. – М.: Русский язык, 1977.
– 288 с.
3.
Вишневский, Е. И. Аппарат упражнений в свете разных подходов к
обучению иностранным языкам / Е. И. Вишневский // Иностранные
языки в школе. – 1983. – № 6. – С. 17-20.
4.
Гурвич,
П.
Б.
Усиление
мотивации
учебной
деятельности,
направленной
на
овладение
лексикой
иностранного
языка
/
П. Б. Гурвич, С. Т. Григорян // Иностранные языки в школе. – 1976. –
№5. – С.50-55.
5.
Евтюкова,
О.
П.
Коммуникативный
подход
в
преподавании
английского
языка
как
иностранного
/
О.
П.
Евтюкова,
Н. Д. Бачурина // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5.
– С. 68-69.
6.
Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на
иностранном языке / И. А. Зимняя. – М., 1989. – 222 с.
7.
Леонтъев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтъев.
– М.: Политиздат, 1977. – 304 с.