Напоминание

Организация исследовательской деятельности на уроках физики


Автор: Кулешова Марина Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ЛГ МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: статья
Тема: Организация исследовательской деятельности на уроках физики
Раздел: среднее образование





Назад




Организация исследовательской деятельности на уроках физики

Введение нового федерального образовательного стандарта ООО требует от педагога

владения формами и методами образования, позволяющими обучающимся самостоятельно

получать знания, направленными на формирование у них компетенций, и применять их в

образовательном процессе.

В этой связи как никогда на первое место выходят такие технологии как метод

проектов,

информационно

коммуникационные

технологии

обучения,

приемы

организации

учебно-исследовательской

деятельности

технологии

вновь

ставшие

современными в настоящее время, позволяющие решать поставленные перед педагогами

задачи.

В

данной

работе

предлагаю

один

из

возможных

вариантов

организации

исследовательской деятельности учащихся, используемый мой на уроках физики.

При подготовке к подобному уроку следует учитывать обязательность некоторых его

этапов. Поясняющие примеры даны из разработки урока по теме «Архимедова сила. 7

кл.».

Обобщенная схема организации исследования на учебном занятии.

1.

Представление

исходной

ситуации:

наличие

двух

возможных

вариантов

поведения объекта в аналогичных ситуациях. Учитель подбирает несколько проявлений

одного и того же явления и представляет их ученикам. Например, с одной стороны человек

может лежать на воде и читать книгу, с другой стороны он может тонуть в воде. Данный

этап очень важен не только с точки зрения мотивации учащихся. Он является основой для

формулирования учащимися гипотез.

2.

Выдвижение

гипотез.

Учащимся

предлагается

выдвинуть

гипотезу:

от

чего

зависит

получаемый

результат?

Все

гипотезы

обязательно

фиксируются

на

доске.

Трудность для педагога состоит в том, что он при подготовке урока должен заранее

предугадать гипотезы учащихся. Но даже если Вы не планировали проверки какого-либо

предположения, необходимо предложить учащимся на данном уроке проверить часть

гипотез, а остальное – или проверить в домашнем эксперименте, или на следующем уроке.

Бывают гипотезы, которые проверить в школьном эксперименте нельзя, об этом можно

прямо сказать ученикам.

3.

Формулировка

познавательной

задачи

(ПЗ).

На

первых

уроках

организации

исследований такая задача формулируется совместно с учителем, далее – самостоятельно

учащимися. Например, ПЗ1: Проверить зависит ли результат: тонет тело или плавает - от

массы

тела.

Познавательные

задачи

также

фиксируются

на

доске

или

заранее

распечатываются на отдельных листах – для каждой группы.

4.

Решение познавательных задач через проведение исследований в группах. Для

этого

обучающиеся

строят

схему

эксперимента,

подбирают

оборудование

и

способы

регистрации

результатов.

Так

при

введении

темы

«Архимедова

сила»

на

основе

эксперимента по обнаружению выталкивающей силы, учащиеся могут самостоятельно

предложить способ определения её числового значения.

Одна

или

две

группы

решают

одинаковую

познавательную

задачу,

проводя

эксперименты. Однако, хотя задача одна, эксперименты проводятся с разными телами или

веществами, чтобы показать, что для разных объектов результат одинаков. Например,

определяют

зависимость

силы

Архимеда

от

объема

тела

в

разных

жидкостях.

Проверяются не только правильные гипотезы, но и неверные. Например, зависит ли

данная сила от массы тела. Здесь же мы учим их правильно выбирать оборудование:

проверяя зависимость силы от объема показываем, что в данном эксперименте остальные

величины должны оставаться одинаковы: массы тел одинаковы, жидкости одинаковые.

Всего познавательных задач, решаемых на учебном занятии, как правило, от двух до

четырех.

Обязательно кто-то из учащихся проговаривает предложенный порядок проведения

эксперимента. Деля детей на группы, нужно учитывать их индивидуальные особенности.

Либо в каждой группе должен быть ученик – лидер, который сможет объяснить остальным

что

нужно

делать.

Желательно

подготовить

краткую

инструкцию

по

проведению

исследований для каждой группы. Если ученики теряются, быстро забывают – данная

инструкция поможет выполнить задание. Кроме того, всегда есть группы, которым может

понадобиться помощь учителя.

Так как в разных группах проверяются разные гипотезы – время на эксперимент

тратится немного: до 5 минут.

5.

Выводы по итогам исследований. Сначала формулируются выводы по итогам

конкретных экспериментов каждой группой, например, в воде на большее по объему тело

действует

большая

выталкивающая

сила.

Затем

-

общий

вывод

по

всей

серии

экспериментов. Например, выталкивающая сила зависит от плотности тела и плотности

жидкости, не зависит от массы тела.

6.

Составление общего правила. Обучающиеся составляют правило применения

полученных выводов при решении задач. Например, при одинаковом объеме тел чем

больше плотность жидкости, тем больше выталкивающая сила и т.д.

7.

Применение правила сначала в стандартных ситуациях (с проговариванием),

затем в более сложных.

После проведения 4-6 таких уроков совместно с учителем или самостоятельно

обучающимися составляется схема проведения исследований, аналогичная предложенной

выше (можно представить в виде прямоугольников с кратким названием этапов), затем,

организация

исследований

проводится

с

опорой

на

данную

схему,

т.е.

закрепляется,

усваивается исследовательский вид деятельности, а исследования переводятся в разряд

компетенций.

Исследования можно проводить и на уроках закрепления. Например, после изучения

темы «Тепловые двигатели» в 10 классе провожу урок экологической направленности с

организацией исследований.

Уроки – исследования позволяют учащимся «открывать законы», «вводить новые

величины», «выявлять закономерности», поэтому такая деятельность организуется, как

правило, на уроках введения нового материала.

Список литературы:

1.

Ивашкина Д. А. Эксперимент как метапредметная деятельности: реализация ФГОС

на примере курса физики. –М.: Педагогический университет «Первое сентября»,

2014.



В раздел образования