Автор: Скачкова Наталья Викторовна
Должность: заведующий отделом воспитательной и социальной работы
Учебное заведение: Камышинский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Система мотивации преподавателей СПО, анализ и пути совершенствования
Раздел: среднее профессиональное
Система мотивации преподавателей СПО, анализ и пути совершенствования, на примере
Камышинского филиала ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж».
Сегодня эффективное управление персоналом является первой из основных задач для
любой организации. Сотрудники, их знания, навыки, а также опыт, практически самый
главный источник повышения эффективности работы организации.
Путь к эффективному
управлению персоналом лежит через понимание его мотивации. Таким образом, можно
сказать, что главная цель формирования и функционирования системы мотивации персонала
- это обеспечение достижения целей организации посредством привлечения и сохранения
профессионально подготовленного персонала, и, прежде всего путем эффективной, сильной
и устойчивой мотивации, формируемой на основе комплексного стимулирования.
Для успешного применения, данная система должна быть гибкой, легко изменяемой,
иметь много вариаций, быть доступной и понятной субъекту управления в организации.
Исходя
из
выше
сказанного,
считаю,
что
система
мотивации
является
одной
из
наиболее важной составляющей управления персоналом и требуют глубокого и серьёзного
изучения.
В
связи
с
этим,
мною
проведён
анализ
системы
мотивации
преподавателей
Камышинского филиала ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж». Цель данного
анализа – выявление степени удовлетворённости преподавателей существующей системой
мотивации и разработка рекомендаций для её совершенствования.
Приступая
к
анализу
системы
мотивации,
я
составила
краткую
характеристику
педагогического состава Камышинского филиала ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский
колледж». Итак, в филиале работает 34 преподавателя, из них женщин – 28 человек (82,3 %),
мужчин – 6 человек (17,1). Укомплектованность педагогическими кадрами на данный момент
составляет 50,7 % . Средний возраст педагога составляет 53 года.
Основные данные, характеризующие педагогический состав Камышинского филиала
ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»:
1. Образование: высшее - 28 (82,3 %), средне – профессиональное – 6 (17,7 %).
2. Категория: высшая – 7 (20,6 %), первая – 7 (20,6 %), вторая – 4 (11,8 %), нет
категории – 16 (47 %)
3. Стаж работы: 1- 5 лет – 6 (17,7 %), 5 – 10 лет – 7 (20,6 %), 10 – 20 лет – 13 (38,2 %),
более 20 лет – 8 (23,5 %).
Педагогический коллектив филиала можно проанализировать и по типу работников.
Одни работают здесь всю жизнь, другие имеют маленький стаж работы в филиале. И
работают все по-разному, в соответствии с личными целями: карьерный рост, пересидеть,
доработать до пенсии, просто, чтобы не сидеть дома, самореализация, призвание, работа- это
жизнь и т.д.
В соответствии с этим, преподавателей филиала можно разделить на следующие типы:
«Звёзды» - их не так много, но есть (5 %), «Имитаторы» - встречаются среди людей
пенсионного и предпенсионного возраста, и среди тех, кто считает колледж «перевалочным
пунктом» (10 %), «Флюгеры» и «Колобки» - таких основная масса (60 %). Крайне редко
встречаются
«Рабочие
лошадки»
(5
%)
и
«Обиженные
и
оскорблённые»
(5
%),
что
характерно для любого коллектива. «Обиженные и оскорблённые» долго не работают, т.к.
положение филиала, особенно в последнее время, неопределённое, а такие работники не
выносят неопределённости.
Приведенные данные говорят о том, что в филиале очень остро стоит вопрос об
обеспечении
учебного
процесса
преподавателями.
Нельзя
не
отметить
стабильность
педагогического коллектива (у 61,7 % преподавателей стаж работы в филиале более 10 лет),
вместе с тем, это может свидетельствовать о возможности профессионального выгорания
отдельных преподавателей. Средний возраст преподавателей 53 года указывает на старение
коллектива. Педагогический состав пополняется и обновляется ежегодно, но незначительно.
Это может быть связано с низким уровнем заработной платы. Нехватка преподавателей с
медицинским
образованием
связана
с
тем,
что
врачи
предпочитают
работать
по
специальности в практическом здравоохранении и совмещать педагогическую деятельность в
филиале.
Анализируя систему мотивации преподавателей филиала колледжа, я выяснила, что
она складывается из систем прямой и косвенной материальной мотивации.
К системе прямой материальной мотивации относится
оплата труда. Косвенную
систему материальной мотивации составляет оплата больничных листов, оплата ежегодных
отпусков
(учебных
отпусков),
отчисления
на
обязательное
медицинское
страхование
и
обязательное
пенсионное
страхование
работников
филиала.
Помимо
обязательного
компенсационного пакета, работникам филиала может быть оказана материальная помощь. В
филиале так же существует система нематериальной мотивации.
Для анализа удовлетворённости существующей системой мотивации и выявления
уровня трудовой активности преподавателей проведена диагностика, путём анкетирования.
По результатам анкетирования выявлено, что уровень трудовой активности преподавателей
невысокий, что доказывают полученные данные:
преподаватели
не
удовлетворены
размером
заработной
платы
и
уровнем
технической оснащённости образовательного процесса;
к
факторам
снижающим
и
повышающим
трудовую
активность
преподаватели
отнесли материальное стимулирование;
размер заработной платы и благоприятные условия труда преподаватели выделили,
как наиболее значимую характеристику, влияющую на удовлетворённость трудом;
преподаватели отметили, что руководством недооценивается выполнение заданных
объёмов по внеаудиторной и методической работе, а так же инициативность и творческий
подход.
Суммируя,
все
полученные
данные
можно
сделать
вывод,
что
существующая
в
филиале
система
оплаты
труда,
с
одной
стороны,
не
стимулирует
преподавателей
к
постоянному самосовершенствованию, а с другой – ее размеры не способствуют высокому
престижу этой сложной и требующей высокой квалификации профессии. Данная система
нуждается в корректировке и совершенствовании.
В качестве рекомендаций хотелось бы предложить следующее:
1.
Совершенствовать
систему
оплаты
труда,
путём
разработки
показателей
и
критериев эффективности и системы их мониторинга.
2. Совершенствование социальной политики филиала колледжа:
-
предоставление
сотрудникам
путевок
в
дома
отдыха,
санатории,
детские
оздоровительные лагеря (для детей сотрудников);
- компенсация части стоимости абонементов в спортивные клубы и бассейн;
-
организация
различных
экскурсионных
поездок,
коллективные
посещения
учреждений культуры.
3. Совершенствование системы нематериальных стимулов:
- проведение различных конкурсов, для создания в коллективе атмосферы «здоровой»
конкуренции;
-
проведение
работы,
направленной
на
поддержание
благоприятного
психологического климата в коллективе;
- разработка и внедрение организационной культуры филиала колледжа;
- создание оборудованной «Комнаты отдыха» для преподавателей.