Автор: Шельпацкая Ольга Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум имени В.П. Романова
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы развития олимпиадного движения в профессиональных образовательных организациях и пути их решения".
Раздел: среднее профессиональное
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЛИМПИАДОГО ДВИЖЕНИЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПУТИ
ИХ РЕШЕНИЯ
О.В.
Денисова,
преподаватель
ГКПОУ
Прокопьевский
горнотехнический
техникум им. В.П. Романова
С.Г.
Канакова,
преподаватель
ГКПОУ
Прокопьевский
горнотехнический
техникум им. В.П. Романова
О.В. Шельпацкая, преподаватель ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический
техникум им. В.П. Романова
В
современных
условиях
модернизации
российского
образования,
предлагающего многообразие форм, методов, видов обучения и дисциплин, наряду с
вопросом выявления способностей обучающихся к освоению учебного материала
ставится
не
менее
важный
вопрос
о
развитии
качеств
личности
каждого
обучащегося. Для того чтобы объединить эти два основополагающих момента в
образовании, группой современных исследователей в данной области была выявлена
необходимо сть
проведения
предметных
олимпиад
на
новом,
б ол е е
усовершенствованном уровне, отвечающем требованиям современного образования.
На
протяжении
многих
лет
доминирующей
задачей
предметной
олимпиады
по
различным дисциплинам было определение уровня знаний обучащихся. Однако на
данном
этапе
эта
задача
не
отвечает
запросам
личностно
ориентированной
концепции
в
педагогике.
Именно
поэтому
учеными
была
поставлена
еще
одна
задача, содержащая идею развития способностей личности каждого обучающегося.
По мнению современных ученых, перед олимпиадным движением в системе
образования на данный момент стоит ряд сложных и еще не решенных задач,
которые мешают реализации идеи о всестороннем развитии каждого обучающегося.
Основными проблемами проведения и организации предметных олимпиад являются:
1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований
2. Отсутствие содержательной обратной связи с участниками и педагогами
3.
Акцент
на
соревновании,
а
не
на
взаимодействии
между
участниками.
Коммуникативная изоляция участников
4. Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году
5. Восприятие олимпиады большинством учащихся как «навязанного извне»
мероприятия
6. Понижение интереса большинства обучающихся к участию в предметных
олимпиадах
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том,
чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому
сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень
многое зависит и от семьи, и от образовательной организации.
С развитием конкурсов профессионального мастерства, таких как WorldSkills,
свою
актуальность
стали
терять
предметные
олимпиады.
Так
преподавателям
общеобразовательных дисциплин становится тяжелее выявлть одарённых студентов.
Решением данной проблемы стало проведение в нашем техникуме олимпиады
по «Информатике и ИКТ» среди студентов первого курса горных специальностей,
целью которой явилось создание оптимальных условий для выявления одарённых и
талантливых студентов в области IT-технологий.
Задачи
олимпиады:
совершенствование
внеаудиторной
работы
студентов;
пропаганда
и
развитие
творческих
способностей
студентов
посредством
использования новых информационных технологий; формирование более глубоких
знаний в области IT-технологий; воспитание здорового духа конкурентной борьбы и
стремления к победе.
В первую очередь, нами было разработано положение о проведении олимпиады
по
информатике
среди
студентов
1
курса
ГКПОУ
Прокопьевского
горнотехнического техникума им. В.П. Романова.
Для организации и проведения олимпиады был создан оргкомитет, в
задачи
которого
вошло:
определение
формы,
порядка,
места
и
сроков
проведения
олимпиады, утверждение состава участников олимпиады, определение состава и
организация
работы
экспертной
группы
по
проведению
олимпиады;
участие
в
подведении итогов Олимпиады.
Экспертная
группа
была
сформирована
из
числа
преподавателей
профессиональных
дисциплин
и
модулей
по
специальности
09.02.03
Программирование в компьютерных системах, которые не были заинтересованы в
победе тех или иных студентов. Ими были сформированы задания, раскрывающие
профессиональные
и
творческие
способности
участников.
Эксперты
оценивали
работы
студентов
по
критериям,
утверждённым
оргкомитетом.
Также,
членами
экспертной группы были разработаны конкретные критерии, которые учитывались
при подведении итогов.
В ходе олимпиады, участникам были разъяснены правила, проведён инструктаж
по выполнению заданий, озвучен регламент.
Участникам
было
предложено
заполнить
карточки
с
уникальным
кодом
и
передать их секретарю, который занёс все данные в итоговую таблицу.
В то время как студенты приступили к выполнению заданий, на доске был
запущен таймер, для того, чтобы они могли ориентироваться на время работы.
Когда время, отведённое на выполнение заданий истекло, к работе приступила
экспертная группа, которая в ходе проверки заполнила протоколы и передала их
секретарю.
После
подсчета
баллов были
выявлены
победители,
которые
были
награждены
дипломами I,
II,
III
степени.
Остальные
студенты
получили
сертификаты участников.
Олимпиада
- одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми.
Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности
обучающегося, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость,
трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес,
но и стимулируют активность, самостоятельность обучающихся при подготовке
вопросов
по
темам,
в
работе
с
дополнительной
литературой;
они
помогают
формировать
творческий
мир.
С
помощью
олимпиады
обучающиеся
могут
проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой
уровень с другими.