Автор: Плотникова Ираида Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ гимназия № 9 г. Свободный
Населённый пункт: город Свободный, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Морфологический разбор глагола
Раздел: начальное образование
Плотникова Ираида Владимировна, учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 г. Свободный Амурской
области
РУССКИЙ ЯЗЫК В 4 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА 2100»
СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ГЛАГОЛ. ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ
Урок 97 (121)
Тема: Морфологический разбор глагола.
Составление устного рассказа о глаголе
Цели:
– развитие умений определять признаки глагола, проводить морфологический разбор глагола.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, девиз урока, листы для работы в группах, учебник «Русский язык» 4класс, часть 2, авто-
ры: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Ι. Актуализация
знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
- Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
1
зависит общее дело, его результативность. Произнесем дружно девиз нашего
урока:
С малой удачи начинается большой успех.
- Как понимаете этот девиз?
- На какие группы можно разделить данные слова? (сущ, прил, глагол)
- Какой вид работы можем выполнить с данными словами?
(разобрать слова по составу, фонетический разбор, морфологический)
- Выполните морфологический разбор прилагательного
С МАЛОЙ (УДАЧИ)
( с какой?), нач. ф. (какой?) малый, ж.р., ед. ч., Р.п.,
втор.чл. предл..
(С) удачи – начинается (с чего?), н. ф. удача, сущ., неодуш., ж.р.,
1 скл, в ед. ч., в Р.п., втор. чл. предл..
Начинается –
- С чем вы встретились? (с затруднением)
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы.
II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
- Тема нашего урока какая? (Морфологический разбор глагола)
Ученики вспоминают и предлагают общую схему разбора. (Часть речи, началь-
ная форма, морфологические признаки, роль в предложении.)
– Какова цель урока? (Научиться определять все признаки у глаголов и распола-
гать их в определённой последовательности.)
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
- Значит, надо вспомнить, что мы знаем уже о глаголе.
Поработаем в группах. Составление рассказа «Что я знаю о глаголе».
1-я, 6-я группа - составит кластер
2- я группа – незаконченные предложения
3- я группа – вопросный план
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в
группе.
2
4-я группа - рассказ о глаголе
5-я группа - верные и неверные утверждения
- Для морфологического разбора нам надо знать:
1. Часть речи.
2. Неопределённую форму.
3. Постоянные признаки. Морфологические признаки
4. Непостоянные признаки.
5. Каким членом предложения является.
с. 142 Разбор глагола как часть речи
- Вернёмся к нашему глаголу НАЧИНАЕТСЯ – (что делает?) неопр.ф. начинать,
глаг., наст. вр., ед. ч., 3лицо, сказуемое.
III. Развитие
умений.
3
4 5 6 1 3 2
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 244 – развивается умение группировать глаголы по временам, произво-
дить морфологический разбор глагола по образцу.
Образец записи: Плакать –н.ф., плачу (1-е л.), плачешь (2-е л.), плачет(3-е л.).
наст.вр. прош.вр.
лежит жили – были
глядит била
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
3
идёт выдирала
плачет поломала
спрашивают припасала
плачешь пришла
скачешь слизал
отвечает
плачу
Морфологический
разбор
слов лежит,
плакать,
поломала выполняется на
доске.
– Укажете ли вы род у глаголов настоящего и будущего времени?
– А какие признаки есть у глагола в настоящем времени? (Число, лицо.)
Морфологический разбор глаголов выполняется по образцу, данному на с. 73
учебника.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
- Добились вы успеха сегодня на уроке?
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
IV. Итог урока.
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Подобрать из учебника по литературному чтению предложения, где глагол
был бы употреблён в формах настоящего, прошедшего и будущего времени.
– Произвести морфологический разбор одного из глаголов (на выбор).
4
2. Подготовить рассказ на тему: «Что я знаю о глаголе»
5