Напоминание

Морфологический разбор глагола


Автор: Плотникова Ираида Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ гимназия № 9 г. Свободный
Населённый пункт: город Свободный, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Морфологический разбор глагола
Раздел: начальное образование





Назад




Плотникова Ираида Владимировна, учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 г. Свободный Амурской

области

РУССКИЙ ЯЗЫК В 4 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА 2100»

СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ГЛАГОЛ. ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ

Урок 97 (121)

Тема: Морфологический разбор глагола.

Составление устного рассказа о глаголе

Цели:

– развитие умений определять признаки глагола, проводить морфологический разбор глагола.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, девиз урока, листы для работы в группах, учебник «Русский язык» 4класс, часть 2, авто-

ры: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология

оценивания учебных

успехов)

Ι. Актуализация

знаний.

1 2 3 1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

- Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого

Познавательные УУД

1. Развиваем умения

извлекать информацию из

схем, иллюстраций,

текстов.

2. Представлять

информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность,

особенности объектов.

4. На основе анализа

1

зависит общее дело, его результативность. Произнесем дружно девиз нашего

урока:

С малой удачи начинается большой успех.

- Как понимаете этот девиз?

- На какие группы можно разделить данные слова? (сущ, прил, глагол)

- Какой вид работы можем выполнить с данными словами?

(разобрать слова по составу, фонетический разбор, морфологический)

- Выполните морфологический разбор прилагательного

С МАЛОЙ (УДАЧИ)

( с какой?), нач. ф. (какой?) малый, ж.р., ед. ч., Р.п.,

втор.чл. предл..

(С) удачи – начинается (с чего?), н. ф. удача, сущ., неодуш., ж.р.,

1 скл, в ед. ч., в Р.п., втор. чл. предл..

Начинается –

- С чем вы встретились? (с затруднением)

объектов делать выводы.

5. Обобщать и

классифицировать по

признакам.

6. Ориентироваться на

развороте учебника.

7. Находить ответы на

вопросы.

II.

Формулирование

проблемы.

1 3 3

- Тема нашего урока какая? (Морфологический разбор глагола)

Ученики вспоминают и предлагают общую схему разбора. (Часть речи, началь-

ная форма, морфологические признаки, роль в предложении.)

– Какова цель урока? (Научиться определять все признаки у глаголов и распола-

гать их в определённой последовательности.)

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

- Значит, надо вспомнить, что мы знаем уже о глаголе.

Поработаем в группах. Составление рассказа «Что я знаю о глаголе».

1-я, 6-я группа - составит кластер

2- я группа – незаконченные предложения

3- я группа – вопросный план

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение

слушать и понимать

других.

2. Строить речевое

высказывание в

соответствии с

поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в

устной форме.

4. Умение работать в

группе.

2

4-я группа - рассказ о глаголе

5-я группа - верные и неверные утверждения

- Для морфологического разбора нам надо знать:

1. Часть речи.

2. Неопределённую форму.

3. Постоянные признаки. Морфологические признаки

4. Непостоянные признаки.

5. Каким членом предложения является.

с. 142 Разбор глагола как часть речи

- Вернёмся к нашему глаголу НАЧИНАЕТСЯ – (что делает?) неопр.ф. начинать,

глаг., наст. вр., ед. ч., 3лицо, сказуемое.

III. Развитие

умений.

3

4 5 6 1 3 2

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 244 – развивается умение группировать глаголы по временам, произво-

дить морфологический разбор глагола по образцу.

Образец записи: Плакать –н.ф., плачу (1-е л.), плачешь (2-е л.), плачет(3-е л.).

наст.вр. прош.вр.

лежит жили – были

глядит била

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение

высказывать своё

предположение на основе

работы с материалом

учебника.

2. Оценивать учебные

действия в соответствии с

3

идёт выдирала

плачет поломала

спрашивают припасала

плачешь пришла

скачешь слизал

отвечает

плачу

Морфологический

разбор

слов лежит,

плакать,

поломала выполняется на

доске.

– Укажете ли вы род у глаголов настоящего и будущего времени?

– А какие признаки есть у глагола в настоящем времени? (Число, лицо.)

Морфологический разбор глаголов выполняется по образцу, данному на с. 73

учебника.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

- Добились вы успеха сегодня на уроке?

поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу

(составлять план).

4. Осуществлять

познавательную и

личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в

соответствии с

определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

IV. Итог урока.

4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее

задание.

1. Подобрать из учебника по литературному чтению предложения, где глагол

был бы употреблён в формах настоящего, прошедшего и будущего времени.

– Произвести морфологический разбор одного из глаголов (на выбор).

4

2. Подготовить рассказ на тему: «Что я знаю о глаголе»

5



В раздел образования