Автор: Залюбовская Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 42
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: экологическое мероприятие "Берегите природу"
Раздел: начальное образование
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
Ф.И.О. Залюбовская Елена Александровна
Стаж работы 26 лет
Источники: стихи ( подборка стихов – работа в экологическом центре),
3 стиха (призыв «Красной книги», голоса защиты – собственного
сочинения), 2 стиха (о тигре, о человеке – Интернет);
«Большая энциклопедия животных и растений». Москва «Олма-Пресс»
2001 год;
А. Сланская «100 загадок о животных», Москва Юнипресс, 2001 год;
Пришвин М. М., 1983. Охрана природы // Собр. сочинений, М.: Худ.
Литература, т. 5;
«Красная книга Хабаровского края» - Википедия.
1
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
Экологическое мероприятие «Берегите природу»!
Оборудование.
1.
Лозунг о природе «Охранять природу – значит охранять Родину».
М. Пришвин (доска)
2.
4 плаката о природе: 4 времени года.
3.
Плакат «Красная книга».
4.
Слайды (фото флоры и фауны).
2
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
5.
П. И. Чайковский альбом «Времена года».
6.
Музыка: «Голоса птиц леса», «Звуки природы».
7.
Выставка книг о природе, экологии.
8.
Выставка детских рисунков, кроссвордов, сочинений о природе.
Ход мероприятия.
Под звуки леса читаю стих. (музыка «Голоса птиц леса».)
-Есть просто храм!
Есть храм науки!
А есть ещё природы храм –
С лесами – тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят – в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
-Дорогие
ребята!
Михаил
Михайлович
Пришвин
известный
писатель,
замечательный
человек,
безраздельно
любящий
и
знающий
природу
сказал
чудесные слова.
Прочитаем их на доске. («Охранять природу – значит охранять Родину»).
- И сегодня у нас классный час посвящён нужной, злободневной теме –
защите природы.
Слайд (фото природы).
-Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Природа оказывает
огромное влияние на мир чувств и мыслей человека. Любовь к Родине – это не
только любовь к людям, но в первую очередь к природе.
Слайд (фото берёзовой рощи).
Березка под окном, горная тропинка, соловьиная песня в лесной чаще, всё
живое вокруг нас – это родная природа.
-Но не все, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные
сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых её обитателей.
3
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
Слайд.
Вероятно, вы не знали, что с 1600 г. по наши дни безвозвратно исчезли 38
видов млекопитающих и 94 вида птиц, т. е. вы уже никогда их не увидите.
- Кто же в этом виноват? Что же делать?
Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить.
Слайд (фото природы).
(Под звуки «Голоса леса» выходят 5 учеников. Они одеты в мантии судей
голубого цвета, шапочки с кистями, держат большие книги. Садятся, звонят в
колокольчик.)
1 судья. - Здравствуйте, друзья!
Здравствуй,
природа!
Здравствуйте,
птицы:
соловьи,
совы,
воробьи,
голуби! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, ежи! Здравствуйте, все живые
существа!
2 судья. - Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с
родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до
сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше не
увидим : люди уничтожили их.
Слайд.
3 судья. - Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет
получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то
хочет поохотиться в своё удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем
цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птиц – развлекается.
4 судья. - Иногда слышишь: «Человек – царь природы»!
Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без
природы?
Представить это невозможно. Как можно жить без воздуха, воды, пение
птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Всё это нам щедро дарит природа, а
взамен просит только бережного, доброго отношения.
4
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
5 судья. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А
если бы могли? Итак, господа. Сегодня у нас экологический суд. Главным
свидетелем выступает «Красная книга».
Слайд (фото «Красная книга»).
Под музыку П.И.Чайковского выходит «Красная книга», она задумчиво
слушает музыку, а затем говорит:
-«Люди! Люди! Помогите!
Мне столько нужно Вам сказать!
Животных и растений пощадите!
Вы должны меня понять.
Животный мир нуждается в защите,
И ведь растения не могут Вам сказать,
Что всем им больно,
Вы их не сотрите, с лица земли.
Им не возродиться вновь опять.
Зачем Вы убиваете напрасно?
Зачем топтать, сжигать и разорять?
Вы посмотрите, какой же мир прекрасный,
Уничтожая их, Вы губите себя.
Хочу я Вам сказать!
Хоть книга я, но что я стою,
Смогу ли их укрыть и защитить
Без вашего участия и умения,
Добра, любви и знаний, уважения.
Проснитесь, люди, только Вы
Способны всё восстановить!»
1 судья. Итак, главный свидетель сказал своё слово, а сейчас выслушаем
других свидетелей обвинения. Приглашается бабочка Махаон.
Слайд (фото бабочки Махаон).
5
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
Выходит бабочка. - И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а
потом заповедники с парками создают. Нет! Нет! Я слишком обижена, чтобы
прощать. Как же простить, если до сих пор, меня ловят все кому не лень. Как я
жалею, что родилась такой красавицей.
2 судья. -«Все ловят? И птицы?»
Бабочка. -О нет, я имела в виду людей, взрослых и детей. А птицы меня
не трогают. Яркие пятна на моей спинке предупреждают их, что меня ловить
нельзя, я ядовита.
Как убедить людей, что красивы мы только на воле, в полёте!
Защита (ученик из класса).
- «О мой лес, мой дивный лес. Полон сказок и чудес!
Бабочку не трогай, школьник, помни ты всегда – их не так уж много!»
3 судья. - Следующий свидетель обвинения. Цветок! Ландыш!
Слайд (фото ландыша).
Ландыш. - Людям всё равно! Они рвут меня не задумываясь! А ведь,
чтобы я зацвёл, от того времени, как семечко упадёт в землю, должно пройти
10 лет. Первоклассники за это время успевают закончить школу.
3 судья. -«Но ведь Вас, уважаемый ландыш, рвут и для лечебных целей».
Ландыш. - «Да, но порой, так неумело. А ведь рвать меня можно только
весной и очень осторожно.
А
когда-то
люди
в
мою
честь
складывали
легенды
и
устраивали
праздники. Например, во Франции я был священным цветком. Мной всегда
интересовались врачеватели. Из меня изготавливали ландышевые капли для
людей, страдающих сердечными заболеваниями.
Было
время,
когда
меня
можно
было
встретить
повсюду,
а
сейчас
я
нуждаюсь в защите».
Защита (ученик из класса).
-«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок.
Если все и ты, и мы дружно соберём цветы.
Опустеют все поляны – и не будет красоты!»
6
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
4 судья. -«Следующий свидетель – Сова!»
Слайд (фото совы).
Сова. - «Да, все группы животных и растений интересны. Но наибольший
интерес
у
«любителей
природы»
вызываем
мы
–
птицы.
Кому-то
хочется
посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, а кому-то мясо. А меня, Сову,
человек считает предвестником несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу
приносим огромную, уничтожая грызунов. Сколько моих пернатых собратьев
люди уже никогда не увидят».
Защита (ученик из класса).
-«Ты, природу полюби, каждую травинку.
С птицами давай дружи, их уважай и береги».
5 судья. -«Слово предоставляется следующему свидетелю - Лягушке».
Слайд (фото лягушки).
Лягушка. -«Человеческая
неблагодарность
не
знает
границ!
Мы,
лягушки,
на
наше
горе
относимся
к
нелюбимым
человеком
существ,
к
противным. И никому нет дела, что мы уничтожаем 2% вредных насекомых.
Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны! Хотя в
сказках нас называют царевна-лягушка!
Уходит напевая, «…но вот пришла лягушка …. и съела кузнеца.»
Защита (ученик из класса).
-«Реки, горы и леса - все живые существа.
Мы за растения и животных! Ведь Земля – у нас одна!
Все она отдать нам рада, только жадничать не надо.
И останется тогда всё для всех и навсегда!»
1 судья. -«Последним выступает краса и гордость нашего края –Амурский
тигр».
Слайд (фото Амурского тигра).
Тигр. -«Меня ещё называют джентльменом
джунглей.
А уссурийская
тайга, чем не джунгли? Здесь я – хозяин тайги. Я больше своего индийского
собрата, который по силе и весу похож на моего детёныша. Может быть, вы не
7
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
слышали обо мне? А скоро забудете, как я выглядел! Я – амба! Не так давно все
местные жители почитали меня, молились на меня. Мне трудно говорить. Я
боюсь, что ещё многие животные и растения исчезнут так же, как исчезает мой
вид».
Слайд (фото тигра с тигрёнком).
Защита (ученик из класса).
«По сугробам амурского края,
Торопливо считая шаги,
Между кедров высоких ступая,
Важно ходит хозяин тайги.
Лапой с веткой еловой играет
Обитателей леса гроза.
Ярким блеском янтарным сияют
Уссурийского тигра глаза.
Все свирепей декабрьская стужа,
В небе зимние звезды горят,
Злая вьюга таежная кружит,
Снежный тигр согревает тигрят».
Защита (ученики из класса).
1.
«Я люблю тебя, большое время.
Но прошу – прислушайся ко мне.
Слайд (фото тюленя).
2.
Не убей последнего тюленя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Слайд (фото горала, тигра).
3.
Не губи последнего горала,
Загнанного тигра пощади.
Слайд (фото природы).
4. Чтобы не Земле осталась жить Природа,
Отчего щемит в моей груди!»
8
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
1
судья.
-Итак,
мы
выслушали
всех
свидетелей
обвинения
и
что
же
получается?
«В природе порядок такой
Он сложился на многие годы.
И не был бы, может, нарушен вовек
Но появился властитель природы –
Великий могучий и злой человек».
Слайды (5 фото пожаров в лесу). Звучит музыка Вивальди «Зима».
Пожар отклокотал и умер,
И умер лес, отзеленел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта — иссякла сила.
И что ни лиственница — крест.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек, злодей! Злодей!
Слайды сменяются на фоне музыки (фото: браконьеров в лесу, мусор на
берегу реки, трубы заводов, нефть на поверхности моря, пожар в тайге и т.д.).
Ученик из класса.
-«Главный обвиняемый – это человек?»
2 судья. -«И вот он наводит другие порядки,
Он начал лисичек и ласок ловить.
Расставлять сети, стрелять без оглядки
И ставить капканы, и зайчиков бить.
Что сделает он? Неужели разрушит
Порядок, который закрепился в веках
На этой планете он столько разрушил
Решайте! Решайте! Решайте – сейчас!»
9
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
3 судья. -«Да, что сделал человек с природой – это ужасное преступление.
Но ведь человек может и что-то исправить. Именно человек создал Красную
книгу».
Звучит музыка (голоса птиц).
Слайды
сменяются
во
время
чтения
стихотворения
(фото:
лимонник,
адонис, кедры, бабочка, утка Мандаринка, тигр).
Красная книга.
- « Люди! Глаза распахните
Смотрите – растущий дико
Лимонник цветёт – не губите.
Адонис – не рвите.
Кедра и тисы – не загубите, не жгите.
Не делайте палку, на случай,
Из маленькой ёлки колючей.
Махаона не ловите,
А лучше скажите:
«Птицы и звери
И все растения – дышите,
Не исчезайте, живите!»
4 судья. Слайд (2 фото заповедника).
-«Человек создаёт заповедники, заказники, парки и охраняет их к нашему
счастью.
Люди
на
Земле
разные,
кому,
как
не
человеку
нужно
думать
о
настоящем и будущем нашей планеты».
5 судья. Звучит музыка «Голоса природы».
-«Суд постановил.
Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
10
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Будем мы беречь свою планету
(Хором)
Ведь другой на свете нет!»
Учитель. -Итак, мы увидели только несколько представителей флоры и
фауны, просящих о помощи, а сколько их ждёт чуткого отношения к себе. А
ещё мы поняли, что…
Ученик.
-«Ну что же мы увидели, что
Все-таки на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!»
Слайд (фото леса).
Лес — наше богатство!
Лес — воздух, влага и тень.
Лес — дом для зверей и птиц.
Лес помогает выращивать хороший урожай.
Лес — кладовая ягод, грибов и орехов.
Лес — зеленый наряд планеты.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и природа с его обитателями.
Знаете ли вы, что...
1.
Каждая сова уничтожает за год 100 грызунов.
11
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
2.
Каждая мышка съедает за год 1 кг зерна, а значит, одна сова спасает за год
100 кг хлеба.
3.
Кукушка за час съедает 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка,
появляется очень много вредителей, кукушка расправляется с ними за
несколько дней.
4.
Летучие мыши очищают местность от комаров. За час съедают 160 - 170
комаров.
Слайд ( 4 фото защиты природы сменяются постепенно).
Долг каждого школьника — следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда,
чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу.
Пусть в наших садах и лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы.
Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и
реках будет много рыбы.
Все это наше с вами богатство!
Слайды (5 фото защиты природы)
1.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
2.
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
3.
Летят, звеня, снежинки с небосвода.
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
4.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это.
(Хором) Давайте же любить ее всегда!
Учитель. -Ну, а теперь мы проверим, как вы знаете животных и растений
нашей дальневосточной тайги. Будьте внимательны!
12
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
Загадки.
1.
Меньше тигра, но немножко больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно, притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись в том лесу, где бродит… (рысь)
2.
С цветка легко вспорхнет она, лишь только расцветёт весна.
Два крылышка – два лепестка, сама – подобие цветка. (бабочка)
3.
Ухает, как разбойник, люди его боятся,
А он людней боится. (филин)
4.
Маленький, лёгонький, а за хвост не подымешь. (ящерица)
5.
По поднебесью верёвка протянулась (журавли)
6.
Весной цвету, летом плод приношу,
Осенью не увядаю, зимой не умираю. (сосна)
7.
Беленькие горшки на зелёной ножке. (ландыш)
8.
В одежде богатой, да сам слеповатый,
Живёт без оконца, не видывал солнца. (крот)
9.
Пробивается росток, удивительный цветок.
Из-под снега вырастает, солнце глянет – расцветает. (подснежник)
10.
Пришла из леса птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (лиса)
11.
У какого животного детёныши рождаются осенью. (у зайца)
12.
Растёт ли дерево зимой? (нет, оно замирает)
13.
Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)
14.
Посередь деревьев кузнецы куют (дятлы)
15.
Нас в лесу найти нетрудно, лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей, я рабочий - … (муравей)
16.
Горбоносый, длинноногий великан ветвиторогий.
Ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось встретить, знай, что это… (лось)
17.
Как большая кошка он, грациозен и умён.
Но не любит разных игр полосатый грозный... (тигр)
13
Залюбовская Елена Александровна МОУ СОШ №42 г. Комсомольск-на-Амуре 2016г.
- Молодцы! Всех угадали.
Выходят все «герои» и «Красная книга».
Итак, мы увидели, что природа – это наше богатство, и не случайно
писатель М. Пришвин обратился к вам, детям :
Слайд
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
Слайд
В лесах, степях, горах должны жить разные животные – будем охранять
наши леса, степи, горы.
Слайд
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
Слайд
А человеку нужна родина.
Слайд (фото Земли)
И охранять природу – (хором) значит охранять Родину».
Слайд (фото природы).
-Да, окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы
его очень мало знаем. Для этого читайте больше книг о природе, изучайте,
наблюдайте, созерцайте. Соприкоснуться с природой нужно сердцем и глазами.
И пусть это замечательное величественное уникальное животное не исчезнет
никогда с нашей планеты, как и другие живые существа нашей земли. Учитесь
у природы и любите её! Настоящее и будущее Земли зависит от нас с Вами!
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года».
Спасибо всем!
14