Автор: Ильина Лариса Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "Карлинская средняя школа им.И.С.Полбина", МКОУ "Вязовская начальная школа"
Населённый пункт: Ульяновская область, Майнский район, село Карлинское-Вязовка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект "Урока Добра" для одноклассников ребёнка с ОВЗ
Раздел: начальное образование
«Урок добра» для одноклассников ребенка с ОВЗ
Преподаватель: Ильина Л.Ю.
4 класс
Цель: Сформировать у учащихся представление о толерантности и добром
отношении к окружающим людям. Толерантного отношения учеников к детям с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- мини-лекция;
- формировать у детей понятий о толерантности и доброте;
- развивать коммуникативные навыки, речь;
-воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде;
- учить правильному общению.
Оборудование и наглядность:
- сказка о доброте «Муравей и мотылек»;
- притча, стихи;
- иллюстрации;
- склеенный вдвое чистый лист ватмана;
- ножницы, клей:
-детали аппликации ( дом, деревья, фигурки людей, птиц, зверей, солнце, цветы,
облака).
- песни «Улыбка», «Дорогою добра»;
- воздушные шары (черные, синие, желтые);
- видеоклип Барбарики «Что такое доброта»;
- ноутбук;
- мяч.
Ход мероприятия
Организационный момент.
( Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение).
Под музыкальное сопровождение (В Шаинского «Дорога добра») ребята входят в
класс и садятся на свои места.
- Ребята, посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь глазами. А сейчас
улыбнитесь друг другу и улыбнитесь. Улыбка и хорошее настроение будут
вашими помощниками.
Введение в тему.
- Сегодня у нас с вами очень интересная и серьезная тема занятия. А чтобы узнать
ее, давайте послушаем наших ребят. Они расскажут стихотворения.
( Задача: развивать познавательный интерес, память, внимание, речь).
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту-
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И иногда не будет,
Ответный сердца теплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
- Как вы думаете, о чем эти стихотворения ? ( Ответы детей).
- Ребята как вы думаете как называется наше занятие? (Ответы детей).
Основная часть
На доске открывается запись: «Урок доброты».
- Верно тема нашего занятия: «Урок доброты. Спешите делать добро».
Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Добротой называют
искреннее желание человека помогать другим людям, делать для них добрые дела.
Еще в древности люди поняли одну простую истину, которая стала главным
правилом доброго человека. Эта истина гласит: «Не делай другому того, чего себе
не желаешь». Если человек плохо относится к окружающим его людям, он никогда
не добьется доброго к себе отношения. А вот если относиться к людям по-
доброму, то и люди будут с добром относиться к людям.
Ученик: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера,
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты.
- Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашем классе все
добрые? Совершают только добрые поступки ? ( Ответы детей).
- А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек
толерантный. Необычное слово. Очень часто при чтении журналов, газет, в
интернете можно встретиться со словами вошедшими в русский язык из других
языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними
торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова.
Толерантность - имеет латинское происхождение и означает терпение,
терпимость.
Ребята, а сейчас мне хочется рассказать вам о необычных на первый взгляд
людях. В нашем классе учится … . У него ДЦП. Это люди, у которых наблюдается
детский церебральный паралич, под которым понимают определенные сбои
двигательных функций мозга, возникший из-за повреждения его в самом
младенчестве. Обычно двигательные нарушения – это слабость в какой – либо
группе мышц, из – за чего нарушены: походка, движение руками или запрокинута
шея. Могут быть резкие движения руками и ногами, мимики, которые
практически не подвластны больному. Бывает, что ДЦП сопутствует нарушение в
речи и интеллектуальном развитии. Люди с ДЦП чаще страдают проявлением
заболевания через симметричное поражение нижних конечностей, реже –
верхних. Проявляется оно тем что ребенка не получается поставить на ножки.
Такой ребенок начинает поздно ходить. … на ноги встать не смог. Он ходит при
помощи рук и в инвалидном кресле. Он такой же как и мы. Ему сложновато
говорить, бегать как вы он не может. Но вы играете с ним в мяч, помогаете
передвигаться по школе. Помогаете учить уроки, записывать домашние задания.
Над людьми с ДЦП не нужно смеяться, показывать на них пальцем. Вы
молодцы что помогаете … .
- Что нужно делать если мы встретим на улице человека в черных очках и с
тростью в руке? (Ответы детей).
- А как мы поступим, если видим что человек в инвалидном кресле не может
подняться по пандусу ( специальные подъемные дорожки).
Сейчас я прочитаю вам сказку о доброте «Муравей и мотылек» (Автор сказки :
Ирис Ревю).
Жили – были муравей и мотылек. Жили не тужили, радовались солнечным дням и
зеленому гулу леса.
Однажды муравей и мотылек встретились на полянке.
- Чем бы нам сегодня заняться? – думали они.
- А давай добрыми делами займемся, - предложил муравей.
И пошли они по лесу добрые дела делать. Помогли божьей коровке крышку
починить, стрекозе крыльцо подправили, обувь сороконожки сдали в ремонт. У
нее оказалось так много обуви, что друзья ходили к ежу- обувщику несколько раз.
Заглянули к старой бабочке, что жила у корявого пня сделали ей красивые
полочки в кладовке.
К вечеру друзья собрались домой. Они уже добрались до старой березы, как вдруг
потемнело, и пошел сильный дождь.
- Где бы спрятаться, где бы укрыться? – раздумывали они.
И вдруг услышали, как их кто- то зовет. Это был светлячок. Он направил свет
своего фонарика на муравья и мотылька, чтобы те в темноте видели, куда
двигаться.
…И вот они на пороге дома светлячка.
Какое счастье, какая радость оказаться в теплом, уютном доме светлячка! Хозяин
поставил на стол чай и сладкие баранки.
- У тебя доброе сердце, - сказали гости светлячку.
Тому было радостно слышать хорошие слова.
- От добрых друзей приятно слышать добрые слова,- сказал светлячок и
улыбнулся.
Главный смысл сказки заключается в том, что очень важно, чтобы добрые
отношения царили в этом мире. Доброта, добро – это, несомненно, лучше, чем
равнодушие, безучастие, безразличие. С добром жить интереснее.
«Наши поступки»
А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.
- Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь? (Буду навещать его,
расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его,
выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение).
- Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишся?
(Иногда оскорбляют. Мне не нравится такое поведение. Это не красиво и очень
обидно, тому, кого оскорбили).
- Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с
вами поиграть?». Антон ответил: « Ты будешь должен за это свою булочку». Прав
ли Антон? (Конечно, Антон не прав. В такой же ситуации может оказаться он сам.
Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем
плохом поступке).
Игра – тренинг «Не будь таким как все».
- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля);
- Сколько материков на земле? ( 6);
- Как называется наша страна (Россия);
- А какие народы живут в России? ( Русские,…);
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди);
- Похожи ли они между собой; (Нет, есть молодые, пожилые, с разным цветом
кожи, есть дети – инвалиды.)
- Совершенно верно, все люди разные, живут в различных уголках нашей
планеты.
Сейчас поиграем в игру «Комплименты»
(Задача: формировать уважение и доброжелательное отношение к друг другу,
сплочение группы).
- Встанем и скажем друг другу добрые , теплые слова, комплименты ( Дети встают
вкруг, передают друг другу мячик и говорят комплименты)
- Молодцы, теперь давайте всегда говорить друг другу такие замечательные слова.
- Какие бывают люди? (Добрые, злые).
- Как вы думаете, что такое зло? ( Зло – это зависть, жадность, грубость, лень,
ложь).
- Что такое доброта? (Добро - это все хорошее, доброе, красивое).
- Как можно победить зло? (Добрыми делами).
Игра «Сказочные герои».
(Задача: развивать представление о добре и зле).
- Ребята все вы любите сказки. И одна из главных тем русских сказок была тема
«добра» и «зла». В сказках встречаются добрые и злые. Сейчас мы с вами
поиграем в игру: Я буду называть сказочного героя, а вы будете определять
добрый или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой –
закрываете лицо ладошкой.
( Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная
шапочка, Гуси- лебеди, Баба- яга, Серый волк, Колобок, Кот в сапогах).
Физкультминутка Клоуны».
(Задача: формирование интереса к собственной двигательной активности,
культуры понимания собственного тела; развитие наблюдательности, внимания,
памяти, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других
людей).
Дети стоят. Педагог предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны
выполнять следующие задания:
- брови свести и развести;
- глаза сильно прищурить и широко открыть;
-губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их,
- шею максимально вытянуть, а затем опустить ее;
- плечи максимально свести и развести;
- руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
Коллективное составление аппликации. (Задание выполняется под песню кота
Леопольда «Если добрый ты»).
( Задача: воспитывать стремление совершать добрые дела, чувство коллективизма,
взаимопомощи, доброты).
- Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил:
«Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал
ребенка».Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Разделимся
на две команды. На чистый лист ватмана ребята 1 команды наклеивают заранее
заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки
людей, фигурки птиц и зверей. Ребята 2 команды (самостоятельно выполняют
задание) вырезают и наклеивают детали: солнце, цветы, облака.
- А как мы назовем нашу картину? ( «Добрый день», «Дружная семейка»).
Заключительная часть
Рифлексия.
- Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости
и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнемся друг другу! От того
какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу,
чтобы в заключении нашего занятия вы послушали бы небольшую притчу.
Эта история произошла давным- давно в старинном городе, в котором жил
великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного
города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он
придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на
луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу –
кА я у мудреца: скажи, о , мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или
мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он
скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из
нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о
мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Все
в твоих руках»
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы
будете стараться совершать только добрые поступки, хорошо относиться к людям
не похожим на вас и похожим.
Сюрпризный момент
(Задача: воспитывать потребность в доброжелательном общении). На экране
мультипликационный видеоклип Барбарики «Что такое доброта». Детям
предлагаются воздушные шары, пригласить друг друга для игры, танца. (Шары
разного цвета- на сколько понравилось или не понравилось занятие)