Автор: Панфилова Кристина Эдуардовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое мастерство как фактор профессионализма учителя.
Раздел: начальное образование
1
Тема: «Педагогическое мастерство как фактор профессионализма учителя.
Формирование познавательных УУД второклассников на уроках окружающего
мира посредством наглядных методов обучения»
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Целью работы стало изучение формирования познавательных УУД посредствам
наглядных методов.
Считаем тему актуальной, так как успешность обучающегося определяется не
только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией.
Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить
новые знания или способы получения новых знаний.
Изучив теоретический материал, связанный с этими понятиями мы постарались
на практике проверить, какую роль играют познавательные универсальные учебные
действия на уроках окружающего мира у второклассников.
Приоритетным
направлением,
обозначенным
в
новом
образовательном
стандарте,
является
целостное
развитие
личности
в
системе
образования.
Оно
обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий
(УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения
учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от
соответствующих
видов
целенаправленных
действий,
т.е.
они
формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как
«знание в действии», способность использовать на практике полученные знания и
навыки.
Таким
образом,
предлагаемое
понятие
универсальных
учебных
действий
относится к общему содержанию образования и является метапонятием.
Вот
почему
вновь,
теперь
в
обновлённых
стандартах
общего
образования,
которые
условно
называют
стандартами
второго
поколения,
ставится
вопрос
об
оптимизации
обучения,
в
том
числе
и
в
начальных
классах
–
о
более
полном,
системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
В
теоретической
части
работы
раскрыта
роль
наглядных
методов
в
формировании
познавательного
интереса,
а
через
познавательный
интерес
мы
формируем познавательные умения. Наглядность занимала и занимает важное место в
истории педагогики. Этим были заинтересованы такие зарубежные классики, как Ян
Амос
Коменский,
Дистевиг,
Кампанелла,
Песталоцци,
Ж-Ж
Руссо
и
др.,
но
и
отечественные ученные не менее были заинтересованы: Ломоносов, К.Д. Ушинский,
Пирогов.
Более подробно мы рассмотрели возможности формирования познавательного
интереса на уроках окружающего мира. Предпочтение отдали таким методам, как
мультимедиа, иллюстрация и демонстрация.
2
Мы проанализировали требования стандарта второго поколения к образованию и
выяснили, что это универсальные учебные действия. Федеральные государственные
стандарты
нового
поколения
нацелены
сократить
разрыв
между
требованиями
современности и результатами образовательной программы. Формирование ключевых
компетентностей
становится
сегодня
главной
целью
обучения,
так
как
дает
возможность
ученику
повысить
свои
учебные
достижения.
Повышение
учебных
достижений у обучающихся возможно через формирование базовых компетенций.
Ключевыми компетенциями является универсальная целостная система ЗУН, опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности. Познавательный интерес
формируется в учении, а, следовательно, в деятельности. Предметом познавательного
интереса являются новые знания о мире. Чем интереснее, ярче, занимательнее будет
показан учебный материал, тем быстрее и лучше освоит его ребенок, т.е. здесь важен
момент удивления. Это и будет стимулом познания. Познание повлечет за собой
развитие компетенций.
Если человек владеет компетенциями, то у него сформирована компетентность.
Таким образом, компетенция - это норма, компетентность - это качество уже
имеющееся у человека.
Одна
из
главных
ролей
должна
быть
отдана
учебно-познавательной
компетенции,
т.к.
она
отвечает
за
качество
результата.
В
составе
учебно-
познавательной
компетенции
можно
выделить
следующие
умения.
Их
вы
можете
увидеть.
«Требования
к
результатам
освоения
основных
общеобразовательных
программ»
–
это
своеобразный
социальный
и
государственный
заказ
системе
образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность и
обеспечивать условия для ее реализации.
Китайская мудрость гласит: « Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я
делаю
–
я
усваиваю».
Поэтому
для
нас
в
процессе
обучения
главным
является
постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание
совместно с ними ответить на поставленный вопрос.
Изучив учебно - методический комплекс, выяснили у какого предмета больше
возможностей для формирования познавательных универсальных учебных действий –
это
окружающий
мир.
Так
как
целью
работы
является:
«изучить формирование
познавательных УУД посредством наглядных методов», то для ее реализации, в ходе
преддипломной
практики,
у
обучающихся
2
класса
были
проведены
уроки
окружающего мира по технологиям проблемного обучения и критического мышления.
На таких уроках были предложены задания на классификацию, сериацию, сравнение,
обобщение, моделирование и др. задания, с которыми дети успешно справлялись. Эти
задания
служили
«ключом»
для
поиска
решения
проблемной
ситуации.
Была
организована как самостоятельная деятельность обучающихся, так и работа в микро-
группах.
Одним из наиболее запоминающихся уроков, был урок на тему: «Экологические
системы». Целью урока стало - организовать деятельность обучающихся по изучению
понятия «Экологические системы». Занятие построено по технологии проблемного
обучения и в ходе него обучающимся была предложена следующая проблема:
3
« Представьте себе такую ситуацию: растениям надоело, что их поедают
животные. Они решили жить отдельно от животных. Что из этого получилось?
- Что следует знать, чтобы ответить на данный вопрос?»
Дети делают предположения, высказывают гипотезы, что опять же формирует
умение выдвигать гипотезы. Для того, чтобы проверить гипотезы, дети ставят, а в
последствии решают познавательные задачи, при решении которых возникают споры,
беседы, дискуссии, при этом формируются умение задавать вопросы к наблюдаемым
фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по
отношению к изучаемой проблеме.
На другом уроке, тема которого была «Природные зоны холодного пояса» были
созданы
условия
для
формирования
умение
выступать
устно
и
письменно
о
результатах
своего
исследования.
Но
для
этого
второклассникам
нужно
было
определить цель, т.е. систематизировать свои знания по теме урока и отразить эти
знания в кластере. С этими заданиями они успешно справились, но под руководством
учителя
Цель
-
организовать деятельность учащихся по систематизации
знаний о природных зонах холодного пояса, по изучению понятия « Красная
книга». Урок построен по технологии критического мышления.
В ходе данного урока для обучающихся были созданы условия для формирования
умение
организовывать
планирование,
анализ,
самооценку
своей
учебно-
познавательной деятельности. Это было реализовано на стадии осмысления через
такие задания, как составить кластер по зоне тундры (зоне ледяных пустынь),
приготовить сообщения об одном представителю животного или растительного
мира природных зон холодного пояса и т.д. Эти задания помогли выявить уровень
уже имеющихся умений и формировать новые.
Таким образом, благодаря проведенным нетрадиционным урокам можно сделать
вывод,
что
формирование
познавательных
универсальных
учебных
действий
посредством наглядности на уроках окружающего мира является эффективным, если
обучающиеся добывают знания сами, а учитель их только направляет. Это и есть
требования нового стандарта к образованию. Все занятия способствовали усилению
познавательной деятельности детей. В данной работе мы попытались определить, как
влияют
наглядные
методы
обучения
на
формирование
познавательных
УУД
второклассников на уроках окружающего мира.
Считаем, что технологические карты уроков, применение наглядных материалов
и использование средств ИКТ на уроках могут применяться на занятиях по методике
преподавания окружающего мира и педагогике.
Спасибо за внимание.