Напоминание

"Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе"


Автор: Басова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "Политэк"
Населённый пункт: г. Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: статья "Формы патриотического воспитания младших школьников"
Тема: "Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе"
Раздел: начальное образование





Назад




Формы патриотического воспитания младших школьников

Басова Светлана Николаевна, учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей «Политэк»

г. Волгодонск

Необходимость формирования нового человека – патриота своей Родины –

чётко

определены

и

в

ФГОС

НОО,

в

котором

написано,

что

«Духовно

нравственное

развитие

и

воспитание

школьника

предполагает

воспитание

патриотизма, ценностного отношения к культурно – историческому наследию

своего народа; осознание своей этической и национальной принадлежности,

уважительного отношения к культуре других стран и народов».

Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и

обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень

воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения

вызывает

тревогу.

В

общественном

сознании

получили

широкое

распространение

равнодушие,

эгоизм,

неуважительное

отношение

к

государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию

социума,

неконтролируемому

потоку

информации

является

гражданско-

патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе

формирования личности школьников.Патриотическое воспитание представляет

собой

целенаправленный

процесс

формирования

социально-ценностного

отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе.

Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей

страны,

её

национальное

и

культурное

богатство,

активно

участвовать

в

общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса

к

общественным

явлениям,

совместным

делам.

Важно

не

упустить

этого

момента

и

вовлечь

каждого

в

насыщенную

жизнь

коллектива,

имеющую

социально

значимое

содержание.Внеклассная

работа

в

начальной

школе

предоставляет

большие

возможности

для

воспитания

гражданских

качеств

младших

школьников,

выработки

у

них

первичных

навыков

гражданского

поведения.

Учителю

необходимо

обеспечить

непрерывность

гражданского

воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников,

а также совместную работу школы и семьи.Учитель должен помочь детям

осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в

социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и

патриоты.

Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно

проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам.

Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности,

оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Воспоминания

детства:

колыбельная

песня

матери,

сильные

руки

отца,

подбрасывающие

малыша к потолку, мудрая сказка бабушки — западают глубоко в душу и

надолго определяют самочувствие человека. По мнению многих, счастливые

воспоминания

детства

часто

спасали

в

самых

страшных

жизненных

испытаниях, уберегая от последнего, непоправимого шага. Любовь к Отечеству

начинается

с любви

к

родному

дому, где человек родился, вырос, впервые

испытал счастье жизни. Недаром поэты и музыканты столько стихов и песен

сложили о родном доме. Домашнее тепло — одно из условий счастливого

детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового

человека.

Душевно

здоровые,

крепкие,

развитые

люди

образуют

здоровое

общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка — дело не

только самих родителей, оно лежит в интересах общества.

Родина для ребенка — это то, что его окружает: двор, в котором он играет с

товарищами, трудится во время субботников, улица, на которой стоит его дом;

город, в котором он живет, с которым связаны воспоминания о праздниках,

событиях, путешествиях, поездках.Отношение к своему двору, своей улице,

своему

городу (поселку,

деревне),

обогащаясь и расширяясь, перерастает в

отношение к своей стране.

Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к

природе как дому человечества. Работа в этом направлении ведется исходя из

постулатов:

«Природа

наш

дом»

и

«Беречь

природу

значит

беречь

Отечество».

Младший

школьный

возраст

наиболее

благоприятный

для

воспитания ценностного отношения к природе. Дети очень эмоционально отно-

сятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно

полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явлениям. Важно

не упустить этот момент, формируя экологическую готовность к правильному

взаимодействию с природой.

Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе,

постепенно

расширяясь,

переходит

в

любовь к

родной

стране, ее истории,

прошлому и настоящему. Ребенок узнает: представителем какого народа он

является, в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним

самим

и

его

семьей.

Он

начинает

изучать

свою

страну:

ее

историю,

географическое положение, знакомится с выдающимися людьми, оставившими

след в истории и культуре. Начинает формироваться его гражданская позиция.

История страны неразрывно связана с историей и настоящей жизнью народа.

Поэтому педагог формирует у детей отношение к своему народу, его языку,

культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к духовным ценностям

народа. Это происходит в учебной деятельности и во внеклассной работе.

Патриотизм

категория

нравственная

и

в

то

же

время

гражданственная,

действенная. Любовь к Родине немыслима без активного участия в жизни

страны, без труда на благо и процветание Отечества. Поэтому, воспитывая

патриотизм, мы формируем у детей отношение к труду как ценности, приучаем

к физическим и духовным усилиям, воспитываем ценные трудовые мотивы

(заботы, долга, ответственности). Именно в труде материализуются отношения

детей к близким, дому, природе, людям, Родине.

В своей практике я активно использую разные, как уже отмечалось ранее

формы и методы работы.

Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая

форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы

отношений к окружающему миру.

Классные часы: «Другом будь природе», «Дом под небом голубым», «Права и

обязанности

гражданина

России»,

«Мы

граждане

многонационального

российского народа» и другие, уроки Дружбы, праздники «День Конституции»,

«День матери», участие в митинге 9 мая – всё это составляет содержание

патриотического

воспитания. Таким образом, классный час является высшей

формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела,

в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами

отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направ-

ленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать

макулатуру»,

«посадить

деревья»,

«вымыть

парты

и

стены»)

на

позицию

социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).

Экскурсия

как

форма

воспитательной

работы

используется

в

учебной

и

внеучебной

деятельности.

В

ней

происходит

и

познание,

и

активное

взаимодействие

детей

с

предметами,

объектами,

явлениями

природного,

социального,

культурного

окружения,

что,

естественно,

оказывает

большее

воздействие

на

детей,

нежели

ознакомление

по

книгам.В

гражданско-пат-

риотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети

ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и

традиции.

Экскурсии

расширяют

кругозор

детей,

наглядно

демонстрируют

достижения

техники,

строительства,

помогают

школьникам

ощутить

себя

частью

природного,

культурного,

социального

пространства.

В

русле

гражданско-патриотического

воспитания

проводятся

экскурсии

в

музеи,

на

выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.

Интересно прошли выборы старосты класса «Сами самоуправляем!» В классе

организовали место для голосования, поставили флаг России и под музыку

«Под небом России» прошли выборы старосты класса. Все эти отношения

фокусируются в понятии, которое называется патриотизмом.

Воспитание гражданина и патриота проходит и во время бесед с детьми.

Задачи

беседы:

формирование

гражданско-патриотических

представлений

детей;

разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения;

обсуждение

и

анализ

поступков

учащихся

класса,

жизнедеятельности

коллектива.

Материалом

для

бесед

служат

факты

из

жизни

клас са,

произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и

журналах,

нравственные

категории

(добро,

зло,

справедливость,

долг,

патриотизм, ответственность, дисциплина и др.), происходящие события (в

классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Ещё одно направление в работе - устный журнал — это коллективное дело,

представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на

различные

темы

окружающей

жизни

и

жизни

детского

коллектива.

Его

назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать

общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор;

учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на

какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички.

Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса

к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления

детей с общественной жизнью. Через изучение курса «Я – гражданин России»

(Автор Н.Я.Чутко) осуществляется ознакомление детей с жизнью своей страны,

на конкретных фактах, явлениях, событиях устанавливаются логические связи

между

ними.

Это

ближе

и

понятнее

ребенку.

Например,

знакомя

детей

с

историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою ро-

дословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких

им

людей

познают

историю

Родины,

она

становится

ближе

и

понятнее,

поскольку

окрашивается

их

переживаниями.Младшие

школьники,

в

силу

конкретности

мышления,

еще

не

могут

осознать

сущности

общественных

явлений

и

понятий.

Так,

понятие

Родина

сужается

у

них

до

того

узкого

окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует

начинать

с

воспитания

любви

к

близким:

маме,

папе,

дедушке,

бабушке,

сестренке. С любви к дому, в котором ребенок живет, саду, дереву, которое

растет у дома, речке, в которой купается летом, близкому окружению — к тому,

что рядом, что понятно. Взаимодействие, с которым проникнуто эмоциями и

переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под

этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую

душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в

родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая,

понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Известная

эмоциональность

младших

школьников

диктует

педагогу

необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую

образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в

классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально

не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует

в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса,

поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или

сделанное

не

оставит

глубокого

следа

в

его

душе.

Так,

запланированная

учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если

дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы,

красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется

повторить.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее

подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни

своей

страны.

Важно

не

упустить

этот

момент

и

вовлечь

каж дого

в

насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на

проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при

этом

необходимо

дать

каждому

ребенку

реальную

возможность

занять

активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее

цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и

оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему

могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности,

гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.



В раздел образования