Автор: Басова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "Политэк"
Населённый пункт: г. Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: статья "Формы патриотического воспитания младших школьников"
Тема: "Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе"
Раздел: начальное образование
Формы патриотического воспитания младших школьников
Басова Светлана Николаевна, учитель начальных классов,
МБОУ «Лицей «Политэк»
г. Волгодонск
Необходимость формирования нового человека – патриота своей Родины –
чётко
определены
и
в
ФГОС
НОО,
в
котором
написано,
что
«Духовно
–
нравственное
развитие
и
воспитание
школьника
предполагает
воспитание
патриотизма, ценностного отношения к культурно – историческому наследию
своего народа; осознание своей этической и национальной принадлежности,
уважительного отношения к культуре других стран и народов».
Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и
обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень
воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения
вызывает
тревогу.
В
общественном
сознании
получили
широкое
распространение
равнодушие,
эгоизм,
неуважительное
отношение
к
государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию
социума,
неконтролируемому
потоку
информации
является
гражданско-
патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе
формирования личности школьников.Патриотическое воспитание представляет
собой
целенаправленный
процесс
формирования
социально-ценностного
отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе.
Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей
страны,
её
национальное
и
культурное
богатство,
активно
участвовать
в
общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса
к
общественным
явлениям,
совместным
делам.
Важно
не
упустить
этого
момента
и
вовлечь
каждого
в
насыщенную
жизнь
коллектива,
имеющую
социально
значимое
содержание.Внеклассная
работа
в
начальной
школе
предоставляет
большие
возможности
для
воспитания
гражданских
качеств
младших
школьников,
выработки
у
них
первичных
навыков
гражданского
поведения.
Учителю
необходимо
обеспечить
непрерывность
гражданского
воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников,
а также совместную работу школы и семьи.Учитель должен помочь детям
осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в
социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и
патриоты.
Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно
проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам.
Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности,
оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Воспоминания
детства:
колыбельная
песня
матери,
сильные
руки
отца,
подбрасывающие
малыша к потолку, мудрая сказка бабушки — западают глубоко в душу и
надолго определяют самочувствие человека. По мнению многих, счастливые
воспоминания
детства
часто
спасали
в
самых
страшных
жизненных
испытаниях, уберегая от последнего, непоправимого шага. Любовь к Отечеству
начинается
с любви
к
родному
дому, где человек родился, вырос, впервые
испытал счастье жизни. Недаром поэты и музыканты столько стихов и песен
сложили о родном доме. Домашнее тепло — одно из условий счастливого
детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового
человека.
Душевно
здоровые,
крепкие,
развитые
люди
образуют
здоровое
общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка — дело не
только самих родителей, оно лежит в интересах общества.
Родина для ребенка — это то, что его окружает: двор, в котором он играет с
товарищами, трудится во время субботников, улица, на которой стоит его дом;
город, в котором он живет, с которым связаны воспоминания о праздниках,
событиях, путешествиях, поездках.Отношение к своему двору, своей улице,
своему
городу (поселку,
деревне),
обогащаясь и расширяясь, перерастает в
отношение к своей стране.
Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к
природе как дому человечества. Работа в этом направлении ведется исходя из
постулатов:
«Природа
—
наш
дом»
и
«Беречь
природу
—
значит
беречь
Отечество».
Младший
школьный
возраст
—
наиболее
благоприятный
для
воспитания ценностного отношения к природе. Дети очень эмоционально отно-
сятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно
полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явлениям. Важно
не упустить этот момент, формируя экологическую готовность к правильному
взаимодействию с природой.
Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе,
постепенно
расширяясь,
переходит
в
любовь к
родной
стране, ее истории,
прошлому и настоящему. Ребенок узнает: представителем какого народа он
является, в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним
самим
и
его
семьей.
Он
начинает
изучать
свою
страну:
ее
историю,
географическое положение, знакомится с выдающимися людьми, оставившими
след в истории и культуре. Начинает формироваться его гражданская позиция.
История страны неразрывно связана с историей и настоящей жизнью народа.
Поэтому педагог формирует у детей отношение к своему народу, его языку,
культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к духовным ценностям
народа. Это происходит в учебной деятельности и во внеклассной работе.
Патриотизм
—
категория
нравственная
и
в
то
же
время
гражданственная,
действенная. Любовь к Родине немыслима без активного участия в жизни
страны, без труда на благо и процветание Отечества. Поэтому, воспитывая
патриотизм, мы формируем у детей отношение к труду как ценности, приучаем
к физическим и духовным усилиям, воспитываем ценные трудовые мотивы
(заботы, долга, ответственности). Именно в труде материализуются отношения
детей к близким, дому, природе, людям, Родине.
В своей практике я активно использую разные, как уже отмечалось ранее
формы и методы работы.
Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая
форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы
отношений к окружающему миру.
Классные часы: «Другом будь природе», «Дом под небом голубым», «Права и
обязанности
гражданина
России»,
«Мы
граждане
многонационального
российского народа» и другие, уроки Дружбы, праздники «День Конституции»,
«День матери», участие в митинге 9 мая – всё это составляет содержание
патриотического
воспитания. Таким образом, классный час является высшей
формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела,
в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами
отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направ-
ленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать
макулатуру»,
«посадить
деревья»,
«вымыть
парты
и
стены»)
на
позицию
социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).
Экскурсия
как
форма
воспитательной
работы
используется
в
учебной
и
внеучебной
деятельности.
В
ней
происходит
и
познание,
и
активное
взаимодействие
детей
с
предметами,
объектами,
явлениями
природного,
социального,
культурного
окружения,
что,
естественно,
оказывает
большее
воздействие
на
детей,
нежели
ознакомление
по
книгам.В
гражданско-пат-
риотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети
ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и
традиции.
Экскурсии
расширяют
кругозор
детей,
наглядно
демонстрируют
достижения
техники,
строительства,
помогают
школьникам
ощутить
себя
частью
природного,
культурного,
социального
пространства.
В
русле
гражданско-патриотического
воспитания
проводятся
экскурсии
в
музеи,
на
выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.
Интересно прошли выборы старосты класса «Сами самоуправляем!» В классе
организовали место для голосования, поставили флаг России и под музыку
«Под небом России» прошли выборы старосты класса. Все эти отношения
фокусируются в понятии, которое называется патриотизмом.
Воспитание гражданина и патриота проходит и во время бесед с детьми.
Задачи
беседы:
формирование
гражданско-патриотических
представлений
детей;
разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения;
обсуждение
и
анализ
поступков
учащихся
класса,
жизнедеятельности
коллектива.
Материалом
для
бесед
служат
факты
из
жизни
клас са,
произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и
журналах,
нравственные
категории
(добро,
зло,
справедливость,
долг,
патриотизм, ответственность, дисциплина и др.), происходящие события (в
классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.
Ещё одно направление в работе - устный журнал — это коллективное дело,
представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на
различные
темы
окружающей
жизни
и
жизни
детского
коллектива.
Его
назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать
общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор;
учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на
какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички.
Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса
к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления
детей с общественной жизнью. Через изучение курса «Я – гражданин России»
(Автор Н.Я.Чутко) осуществляется ознакомление детей с жизнью своей страны,
на конкретных фактах, явлениях, событиях устанавливаются логические связи
между
ними.
Это
ближе
и
понятнее
ребенку.
Например,
знакомя
детей
с
историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою ро-
дословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких
им
людей
познают
историю
Родины,
она
становится
ближе
и
понятнее,
поскольку
окрашивается
их
переживаниями.Младшие
школьники,
в
силу
конкретности
мышления,
еще
не
могут
осознать
сущности
общественных
явлений
и
понятий.
Так,
понятие
Родина
сужается
у
них
до
того
узкого
окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует
начинать
с
воспитания
любви
к
близким:
маме,
папе,
дедушке,
бабушке,
сестренке. С любви к дому, в котором ребенок живет, саду, дереву, которое
растет у дома, речке, в которой купается летом, близкому окружению — к тому,
что рядом, что понятно. Взаимодействие, с которым проникнуто эмоциями и
переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под
этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую
душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в
родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая,
понятная, родная, наполненная звуками и запахами.
Известная
эмоциональность
младших
школьников
диктует
педагогу
необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую
образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в
классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально
не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует
в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса,
поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или
сделанное
не
оставит
глубокого
следа
в
его
душе.
Так,
запланированная
учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если
дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы,
красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется
повторить.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее
подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни
своей
страны.
Важно
не
упустить
этот
момент
и
вовлечь
каж дого
в
насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на
проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при
этом
необходимо
дать
каждому
ребенку
реальную
возможность
занять
активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее
цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и
оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему
могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности,
гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.