Напоминание

Интеллектуальная игра "Гнездо знаний" в рамках курса "Югра - моё наследие"


Автор: Предчук Галина Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Сргутский естественно-научный лицей
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра "Гнездо знаний" в рамках курса "Югра - моё наследие"
Раздел: начальное образование





Назад




Предчук Галина Федоровна,

учитель начальных классов

МБОУ Сургутский естественно-научный лицей

Город Сургут

Интеллектуальная игра «Гнездо знаний»

в рамках курса «Югра - моё наследие»

Опираясь

на

единство

интеллектуального

и

эмоционального

восприятия

природной среды в сочетании с практической деятельностью, у учащихся

формируются

знания

и

умения

о

природном

и

культурном

наследии

для

построения

совместными

усилиями

экологически

безопасного

и

благополучного экомира.

Широко

используются интеллектуальные

игры,

КВНы,-

что

позволяет

полнее

учитывать

интересы

и

способности

детей,

обеспечивать

более

широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране

окружающей среды.

Интеллектуальная игра «Гнездо знаний»

Если вы, друзья, хотите

Многое узнать.

Точно знаем, вам полезно

С книгой подружиться.

Не на кого не будем дуться,

Коли придется проиграть,

Но знания у нас найдутся,

Чтоб на вопросы отвечать

В игре участвуют три команды по 6 человек. У каждой команды свой

игровой стол, название, девиз, эмблема, специальные сигнальные карточки.

1.Представление команд. Ведущий называет команды и приглашает их

занять места за игровыми столами.

2.Разминочный

тур.

Ведущий

задает

командам

4

вопроса.

Время

на

обсуждение предоставляется 15 секунд.

Предварительное задание.

В 1396 году после неудачной битвы с турками французский король Карл

VI выкупил своих пленных маршалов за несколько экземпляров этих птиц. А

два

с

половиной

столетия

спустя

русский

царь

Алексей

Михайлович

так

увлекся идеей скупить всех этих птиц, что чуть было не опустошил царскую

казну. Как называются эти птицы?

а) стрижи-саланганы;

б) павлины;

в) сокол - кречет и сапсан.

Выпущенные в 1805 году в Нью-Йорке, они за рекордно короткие сроки

распространились по США. Мексику они заселили за 40 лет. В Бразилии они

появились в 1964 году. Используя дороги, проложенные в тропическом лесу,

эти животные достигли побережья Атлантики. За лето в Московской области

они

дают

потомство

3

раза.

В

Польше

4

раза.

А

в

Аргентине

они

размножаются круглый год. Присутствие человека защищает их от хищников.

Возле человека они находят пропитание и кров. По степени привязанности к

человеку их можно сравнить с серой крысой или домовой мышью. Назовите

это животное. (Домовой воробей.)

Мы знаем, что умных людей

В мире найдется немало,

Но в нашем надежном лицее

Их выявить нужно сначала

Ведущий. Здравствуйте,

дорогие

ребята

и

уважаемые

гости!

Наша

сегодняшняя

интеллектуальная

игра

«Гнездо

знаний»

посвящена

нашим

пернатым

друзьям.

Птицы

населяют

все

уголки

нашей

планеты.

Они

встречаются

и

высоко

в

горах,

и

в

ледяной

приполярной

пустыне,

и

в

безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от

млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с

человеком.

Они

радуют

нас

стремительным,

легким

полетом,

красивым

пением, разнообразной окраски оперения.

Из

всех

наземных

позвоночных

животных

птицы

один

из

самых

разнообразных классов. Все птицы теплокровные животные. Тело покрыто

перьями. Передние конечности превратились в орган полета - крылья.

Птенцов птицы выводят из отложенных яиц. Значение птиц в природе и

жизни

человека

очень

велико.

Птицы

разносят

семена

растений,

которые

опыляют растения, поедая вредных насекомых и зверей, семена сорняков, они

приносят пользу сельскому хозяйству. Некоторые вредят сельскому хозяйству,

переносят

болезни.

Домашние

птицы

обеспечивают

человека

продуктами

питания. Пение птиц доставляет огромное наслаждение и удовольствие.

Ведущий (Разминка)

(Проводится

в

виде

рассказов-загадок

о

птицах

одновременно

со

всеми

командами)

Необходимо

узнать

птиц

по

их

описанию.

Отвечает

команда,

«капитан» которой первым поднимет руку и получает право ответа.

1.У этой птицы зрение особенное. Глаз ее может выбирать из поля зрения

только

то, что ей нужно в данный момент, и не замечать другое. Одна из

авиационных фирм США изобрела электронный глаз, способный определить

направление

и

скорость

движения

объекта,

используя

физиологические

и

анатомические

особенности

строения

органов

зрения

этой

птицы.

Этот

электронный глаз способен распознать бомбардировщик, ракету и не замечать

другие летающие объекты. (Голубь)

2.В конце лета эти птицы собираются в стайки. Осенью перебираются

поближе

к

человеческому

жилью.

Зимой

трудно

отыскать

зимующих

насекомых и их личинки, поэтому они часто летают вместе с дятлами – авось и

перепадет

что-нибудь.

В

это

время

года

кормушки

для

них

большое

подспорье.

Жирные

подсолнечные

семечки,

хлебные

крошки,

а

особенно

(только несоленое) спасают многих из этих пернатых зимой.

(Большая синица.)

3.О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и

легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным. Сегодня вы услышите

несколько

повествований

о

птицах.

Постарайтесь

угадать,

о

какой

птице

сложена та или иная легенда.

Одни народы возвеличивали эту птицу, другие – проклинали. В Китае

она считалась символом благополучия. Полинезийцы считали ее ночным злым

богом. У древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь

объявила эту птицу слугой дьявола. Что это за птица? (Сова.)

Ведущий. Буквы в словах перепутались. Нужно поставить их на свои места и

назвать птиц.

1.Бей - ро -во (воробей)

2.Ни- цс - иа (синица)

3.Ос- ар - ок (сорока)

4. Бе - дь - ле (лебедь)

Ведущий. На буквенном поле этого филворда спрятано пятибуквенные слова -

названия животных и птиц. Назовите птиц, спрятанных здесь.

ВОРОН, СОКОЛ, ДЯТЕЛ, ЩЕГОЛ, ЦАПЛЯ

1.У какой ночной хищной птицы на голове торчит два пучка перьев,

похожих на уши?

а) сипухи;

б) совы;

в) филина.

2. Птица ХМАО. Другое название белый журавль.

а) казарка;

б) стерх;

в) сапсан.

3.Укажите

птицу,

которая

зимой

при

недостатке

корма

питается

запасами, сделанными в конце лета?

а) синица;

б) соловей;

в) дрозд;

П

Р

И

Л

А

С

К

А

Ш Л

И

М

У

К

Ж И

А

К

И

Б

С

Е

Р

З

С

А

Й

Р

А

Т

О

О

П

О

Р

А

Р

В

С

Р

Н

Л

К

У

Б

И

А

Л

И

Ц

И

Е

З

О

Щ Б

У

В

Б

А

Е

Н

З

У

Л

Е

Г

О

Л

П

О

Ь

А

В

В

О

Г

Р

Р

Л

Ф

О

Д

Л

Н

Н

А

О

Я

Я

А

А

Я

Н

И

Е

К

Н

Л

О

Р

Б

Т

Д

Ы М

Л

А

Ч

Е

И

Р

Е

Н

А

Я

А

Н

Е

М

Ж

Е

Л

Д

В

Е

Д

Ь

О

К

г) ворона.

Ведущий

Из списка выберите название тех птиц, которые на всю жизнь образуют пары.

1) Аист, 2) беркут, 3) ворон, 4) выпь, 5) глухарь, 6) горихвостка, 7) дрозд,

8)зимородок, 9) клест, 10) перепел, 11) славка, 12) турухтан, 13) фазан, 14)

филин.

Совы, филин, беркут, аисты, цапли (выпь), вороны.

Ведущий

Блиц-опрос

1.Птицы-символы: у Марса - петух и дятел, у Венеры - голубь и лебедь, у

Афины - сова и петух, у Зевса… (Большая синица.)

2.Назови птиц-защитников леса. (Дятел, синица)

3.Часто в мороз можно видеть, что птица нахохливается и делается пушистой.

Зачем? (Уменьшение потери тепла.)

4.Какая птица лает, как собака? (Лает самец белой полярной куропатки.)

5.Каркуша - это кто? (Ворона)

6.Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби.)

3.Рефлексия.

4.Подведение итогов.

КВН «Знатоки водоема»

Цель: закрепить знания детей об обитателях водоема, их приспособленности к

данной среде обитания, о правилах поведения в природе;

развивать познавательный интерес, формировать эмоциональное отношение к

живым существам; учить правилам игры в КВН, совершенствовать навыки

коллективной игры.

Ведущий:

- Внимание! Внимание! Мы начинаем КВН. Знакомьтесь - наши участники -

команды «Веселый лягушонок» и «Золотая рыбка».

Сегодня

мы

вместе

с

нашими

командами

отправимся

в

путешествие

по

водному миру и узнаем много интересного.

I конкурс (разминка).

Каждой из команд будет задано по четыре вопроса, на которые вы должны

дать полный ответ.

Вопросы первой команде:

Какие насекомые живут в озерах?

Почему в озере не водятся акулы?

Что вы знаете о ряске?

Живет ли в озере щука? Почему?

Вопросы второй команде:

Какие растения плавают на поверхности воды в озере?

Если из озера убрать все растения, что может произойти?

Что вы знаете о пауке-серебрянке?

Почему дельфины не могут жить в озере?

(Оценка конкурса - 5 баллов.)

Вот молодцы, какие знатоки пришли сегодня на наш КВН. Посмотрим, как

справятся наши команды со следующим заданием.

II конкурс.

Составление пищевых цепей с помощью иконических моделей

(предметных

картинок

с

изображением

растений,

ж и в о т н ы х ,

микроорганизмов).

Задание: в готовой пищевой цепи пропущены звенья. Необходимо исправить

ошибку. (Оценка результатов - 5 баллов.)

Музыкальная пауза.

-

А

теперь,

когда

и

зрители,

и

команды

отдохнули,

приступим

к

следующему конкурсу.

III

конкурс. Создание

макета

биоценоза

водоема

(озера)

с

помощью

предметных картинок.

Условие:

расселение

обитателей

с

учетом

яростности

(уровней)

их

проживания. (Оценка конкурса.)

- Пока команды отдохнут, конкурс капитанов. Внимание! Я буду называть

растения, животных озера, а вы расскажите о них всё, что знаете, выделив

интересные особенности внешнего вида или поведения.

1 капитан: камыш, плавунец.

2 капитан: водомерка, кувшинка.

(Оценка конкурса.)

IV конкурс. Решение экологических задач.

1.Играл мальчик возле озера, поймал маленького головастика, посадил в банку,

принес домой и ждет, пока он лягушкой станет. Может ли это произойти?

Почему?

2.Плавали дети на лодке по озеру, нарвали огромный букет лилий, кубышек,

принесли домой, поставили в воду, а они завяли. Почему?

3.Один взрослый человек подъехал к озеру и стал мыть свою машину. В озеро

потекла вода грязная, масляная, с бензином. Чем это грозит обитателям озера?

Что может произойти, если все будут свои машины мыть у озера?

4.Приехали на озеро туристы, плавают, загорают. Отдохнули и уехали, а после

них остались в воде консервные банки, пакеты, бумага. Что произойдет с

озером, если после каждого человека будут оставаться такие «следы»?

(Оценка конкурса.)

- Молодцы, ребята! Вы очень интересно рассуждаете. Теперь уже можно и

взрослым советы давать, какие правила нужно соблюдать в природе.

(Подведение итогов, поощрение участников, награждение победителей.)

Экологические сказки

Сон мальчика

Витя сидел на берегу озера, ловил рыбу. К нему на удочку присела стрекоза.

Четыре слюдяных крыла. Бронзовое тельце. На голове - будто громадные

выпуклые очки. Смотрит Витя на стрекозу, а стрекоза - на Витю. Вдруг со-

рвалась

стрекоза,

как

выстреленная,

скользнула

над

мальчиком.

Какой-то

щелчок послышался. Это она комара на лету сцапала.

-Ну и хитрая же ты! Ну и сообразительная! - воскликнул Витя. - Ты ведь за кем

охотишься? - За комарами,- А комары ведь за мной охотятся. - Молодец,

стрекоза.

Солнце стало припекать. Стрекоза улетела. У Вити клева нет. Смотрит он на

озеро. По воде волны ветерок гонит, вода блестит на солнце.

-Искупаться бы, - подумал Витя.

…Во время купания Витя успел нарвать кувшинок для мамы, запутался в

водорослях при этом.

Наконец мальчик на берегу. Сердится:

- Ну что за наказание эти водоросли, гадкая ряска, ил, осока!!! Если бы их не

было, вот было бы прекрасно. Озеро бы стало чистым, купаться - просто

наслаждение.

Витя размечтался, прилег на травку обогреться и не заметил, как заснул.

Ему приснился удивительный сон. Во сне мальчик превратился в маленькую

серебристую рыбку - уклейку и очутился в удивительном мире озера.

Вместо

воздуха

там

вода,

небо

низкое,

плоское,

как

потолок,

и

блестит

серебром. Уклейка оглянулась: - Чего-то здесь не хватает. Ах, да, здесь совсем

нет никаких растений. Ну и что, без них даже лучше виден этот мир. Вдруг

прямо над уклейкой мелькнула тень и широкий клюв. Маленькой рыбке еле

удалось

увернуться

от

утиного

клюва.

После

пережитого

страха

уклейка

осторожно отправилась путешествовать дальше по подводной стране озера…

-

Что

теперь

с

нами

будет!

-

плакала

одна

из

серебристо-синеватых

малюсеньких

рыбок.

-

Наши

самочки

не

могут

прикрепить

икринки

к

растениям, потому что в озере не стало ни одного листочка, стебелечка. Теперь

у нас не появится ни одного малька, не вырастет ни одной рыбки.

Разговор прервал большой окунь, неожиданно пролетевший около стайки.

Хищник уже проглотил несколько рыбешек. Рыбки, оставшиеся в живых,

бросились

кто

куда.

Но

негде

им

было

спрятаться.

Где

же

спасательные

толстые стебли кубышки, заросли водорослей, ряски, стрелолиста…?

Но это были еще не все беды. Постепенно все обитатели голубого озера, и

даже хищники, почувствовали себя плохо. Стало трудно дышать. Кислорода,

который раньше вырабатывали растения, становилось все меньше. Рыбы, раки,

жуки, их личинки, пиявки, моллюски - ну, в общем все животные озера

ринулись вверх к поверхности, где кончалась вода и начиналось другое небо -

синее, далекое. Рыбки судорожно захватывали ртом воздух. Среди них была и

уклейка.

Все

смотрели

на

зеленый

луг

и

лес

возле

озера

с

тоской

и

обреченностью. У всех обитателей возникла одна и та же мысль.

- Если не вернутся растения, голубое озеро вскоре станет мертвым ...

- Витя, разве можно спать на солнце?.. - будила мальчика мама.

- Вставай, пора домой.

Витя тер глаза и удивленно озирался кругом. Вдруг он вскочил на ноги и

радостно закричал:

- Мама, смотри! Они вернулись! Сколько зеленых растений в озере, мама,

смотри!

- Витя, что случилось? - удивилась мама.

А Витя радостно бегал по берегу водоема:

- Мама, мне приснился страшный сон, я тебе потом расскажу. И тут его взгляд

упал на увядшие желтые цветы на траве. Мальчик твердо произнес:

- Мама, я никогда не буду рвать цветов в озере, я подарю тебе садовый цветок,

а эти пусть живут на воде.

Приоритет отдается чувственному восприятию природы и закреплению

представлений о ней через практическую деятельность.



В раздел образования