Автор: Бушманова Юлия Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "Белоярская СОШ №14" Населённый пункт: п. Гагарский, ГО Белоярский, Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: "Инновационные воспитательно-образовательные системы" Раздел: полное образование
СИСТЕМЫ
Воспитательная система любого современного образовательного учре-
ждения содержит в себе не только прошлое в виде отдельных идей, сложив-
шихся традиций и отношений, но и будущее. Будущее чаще всего вкрапляет-
ся в живую ткань системы в виде новаций. Одни из них приживаются, другие
отмирают. Те, что приживаются, из будущего превращаются в настоящее. Ис-
точник этого будущего не только чужой опыт - современный или историче-
ский, но и свой собственный, опыт будущих состояний систем, отдельных её
элементов.
Речь идет о включении того или иного новшества в сложившуюся или
складывающуюся систему, причем органическом включении. Появляются и
пробивают себе дорогу через все трудности системы, существующие за счет
энтузиазма руководителей учреждений, их единомышленников.
А можно ли представить себе школу будущего? Можно. Ф. Ванискотт
выделил пять возможных сценариев будущего.
1.
Образовательное учреждение, которое учит.
2.
Селекционное образовательное учреждение.
3.
Образовательное учреждение в социокультурной системе.
4.
Технологическое образовательное учреждение.
5.
Дифференцированное образовательное учреждение.
В МБОУ «Белоярская СОШ №14» уже отмечаются черты технологиче-
ского образовательного учреждения. Учителя иностранного языка (англий-
ского) свои рабочие программы ориентируют на широкое и повсеместное ис-
пользование только современных новейших технических средств обучения.
Мультимедийные кабинеты, в которых стоят компьютеры, проекторы, видео-
магнитофоны оснащены по последнему слову техники. Хорошо себя зареко-
мендовала Windows XP в надежности, доступности для конкретного пользо-
вателя,
широкими
мультимедийными
возможностями.
Поскольку
линейка
операционной системы Windows самая распространённая в мире, для неё со-
здано огромное количество программ и программных комплексов. Таким об-
разом, она обладает среди всех операционных систем, ориентированных на
конечного
пользователя,
наибольшими
функциональными
возможностями.
Как стандарт офисных приложений можно описать, используемый в СОШ
№14, Microsoft Office – группу программ, которая включает в себя средства
для форматирования, обработки текста (текстовый редактор), создания элек-
тронных таблиц, создание презентации и прочие средства обработки мульти-
медийного контингента.
В результате коренным образом изменился весь учебный процесс. Он
протекает у экрана проектора или компьютера, в учебных центрах, обладаю-
щих огромными банками данных, в мультимедийных кабинетах. Само поня-
тие школа со временем станет условным, в нём кардинально изменится роль
учителя. В СОШ №14 уже работает первое поколение учителей, которые с
детства получали навыки разнообразного использования сложной техники.
В процессе обучения ученики могут использовать Интернет, который
позволяет обеспечить доступ к мировым информационным ресурсам. Доме-
ны ORG и EDU открывают доступ к образовательной и над образовательной
информации. Обучающиеся имеют возможность черпать знания из Wikipedia
(энциклопедии), вместо чтения старой книги.
Реализация
проекта
технологического
образовательного
учреждения
построена на определённых принципах образовательного процесса.
1.
Принцип гуманистической ориентации воспитания требует до-
бровольного включения обучающегося в деятельность. Техническое оснаще-
ние повышает мотивацию школьников, предоставляя выбор средств и спосо-
ба достижения поставленной цели.
2.
Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельно-
сти учителей и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоя-
тельности. В основе этого принципа лежит определение общих целей учите-
ля и ученика, движение в одном направлении.
3.
Принцип эвристической среды означает, что в СОШ №14 домини-
руют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельно-
сти, при этом творчество рассматривается как универсальный критерий оцен-
ки личности. Этот принцип требует создания условий для выбора обучающи-
мися форм участия в учебной деятельности, для поддержки различных ини-
циатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию, как
учителей, так и обучающихся. Это один из главных принципов в технологи-
ческом учебном заведении.
Описанный пример образовательной системы в рамках технологическо-
го учреждения среднего общего образования отражает российскую действи-
тельность. Создаются реальные возможности для профессиональной ориен-
тации. Таким образовательным учреждением видится будущее МБОУ «Бело-
ярской СОШ №14». Знакомство с опытом работы учителей школы, несущем в
себе черты будущего, имеет смысл для преподавателей, ставших на путь си-
стематворчества.
Перечень использованной литературы:
1.
Ванискотт Ф. Образовательные системы в Европе // Социология об-
разования, №4 2003
2.
Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования
США // Педагогика. 1996. №2. С. 102-108.
3.
Вульфсон Б. Л. Западноевропейское образовательное пространство 21
века: прогностические модели // Экономика образования, №1 2012