Напоминание

Роль педагогической диагностики в системе контрольно – оценочной деятельности в свете требований ФГОС НОО


Автор: Старицына Анна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 17"
Населённый пункт: г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль педагогической диагностики в системе контрольно – оценочной деятельности в свете требований ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Роль педагогической диагностики в системе контрольно – оценочной

деятельности в свете требований ФГОС НОО

В период перехода на новый образовательный стандарт особенно

актуальным становится вопрос о том, что нужно изменить в работе учителя,

чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут

предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе.

В соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования в период обучения в начальной

школе

осуществляется

«формирование

основ

умения

учиться

и

способности

к

организации

своей

деятельности

умения

принимать,

сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою

деятельность,

осуществлять

её

контроль

и

оценку,

взаимодействовать

с

педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится

достижение

не

только

предметных,

но

и метапредметных

результатов,

включающих

освоенные

учащимися

универсальные

учебные

действия

(познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Всё

это

требует

серьёзных

изменений

в

контрольно-оценочной

деятельности

педагога:

сегодня

учитель

должен

понять,

что,

во-первых,

нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков

и,

во-вторых,

оценку

степени

овладения

универсальными

учебными

действиями

необходимо

проводить

в

процессе

всего

периода

обучения

школьника. Следовательно, актуальной становится разработка новых методов

и форм текущего контроля и оценивания.

В системе учебников «Начальная школа XXI века» в качестве такой

новой формы контроля предлагается регулярно проводимая диагностика.

Педагогическая диагностика представляет собой папку, автор Журова

Лидия Ефремовна, в которой собраны диагностические работы для каждого

класса на начало года, середину года, конец года на два варианта каждая

работа. Также в папке есть руководство для учителя, в котором подробно

представлена система оценки диагностики и таблицы для

фиксирования

результатов диагностики и сводная таблица.

Педагогическая диагностика в УМК «Школа XXI века» – это

совокупность специально подобранных и систематизированных заданий,

которые позволяют:

– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,

умений и навыков;

выявить

характер

трудностей

ученика

и

установить

их

причины;

уст ановить

уровень

овладения

учебной

д е я т е л ь н о с т ь ю ;

– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Как видно, в определении указывается на четыре задачи, которые решает

педагогическая диагностика. Остановимся на них подробнее.

1.

Педагогическая

диагностика

позволяет

выявить

качество

усвоения

учащимися учебного материала. Под качественным усвоением понимается

не репродуктивный уровень, а умение учащегося применять полученные

знания

в

новых

ситуациях;

использовать

приобретённые

знания

самостоятельно

и

творчески;

осуществлять

поиск

дополнительной

информации в соответствии с поставленной учебной задачей.

2.

Диагностика

позволяет

выявить

характер

трудностей

ученика

и

установить

их

причины.

Это

обеспечивает

поступательность

процесса

обучения,

которая

предусматривает

корректировку

деятельности,

как

школьника, так и учителя. (тетради для коррекционных занятий)

3.

Задания

педагогической

диагностики,

построенные

на

содержании

учебных

предметов

-

русского

языка

и

математики,

дают

возможность

характеризировать

продвижение

каждого

ученика

в

овладении

учебной

деятельностью.

4.

Педагогическая

диагностика

позволяет

выяснить,

насколько

удается

реализовать основную цель начального образования - развитие младшего

школьника в процессе овладения им учебной деятельностью. Педагог может,

используя

педагогическую

диагностику,

определить

развивающий

эффект

проводимого им процесса обучения.

Педагогическая диагностика в УМК «Начальная школа 21 века»

строится

на

материале

двух

основных

учебников

русского

языка

и

математики и в качестве основной цели ставит не только проверку усвоения

определённого

объёма

знаний

по

этим

предметам.

Но

и

прежде

всего

выяснение

уровня

сформированности

компонентов

учебной

деятельности.

Сформированность учебной деятельности школьников

предполагает

самостоятельную

постановку

учебных

задач,

сопоставление разных способов осуществления учебных действий и выбор

наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля.

В

большей

степени

педагогическая

диагностика

направлена

на

оценку следующих метапредметных результатов:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового

характера;

умение

планировать,

контролировать

и

оценивать

учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

умение

понимать

причины

успеха/неуспеха

учебной

деятельности;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения,

классификации

по

родовидовым

признакам,

установления

аналогий

и

причинно-следственных

связей,

построения

рассуждений,

отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика существенно отличается от обычных

контрольных

работ,

тестовых

заданий,

выясняющих

лишь

полноту

и

прочность полученных знаний и умений учащихся, то есть их предметную

подготовку.

Проводя

педагогическую

диагностику,

учитель

получает

дополнительный

материал

для

полной

объективной

оценки

учебных

возможностей ребёнка, может проследить за качественными изменениями,

которые

происходят

с

учеником

в

результате

обучения.

Это

невозможно

сделать,

используя

только

привычные

методы

оценки

знаний

и

умений

учащихся.

Выделяют принципиальные позиции педагогической диагностики:

- сравнение ребенка только самого с собой на разных этапах его развития;

-

сравнение результата труда с образцом: с обязательным выделением,

подчеркиванием успехов;

-

рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и

преходящего характера.

- ученику важнее видеть, что и почему (за счет чего) у него получается,

чем убеждаться в том, что не получилось;

-

развернутая содержательная оценка с подчеркиванием достижений

помогает сориентироваться на результат своего труда,

- почувствовать уверенность в своих возможностях,

- понять, что именно нужно еще освоить, а значит - пробудить учебно-

познавательную мотивацию.

В чём проявляется особое значение педагогической диагностики?

Её результаты позволяет учителю:

выяснить,

как

у

учеников

класса

идет

формирование

учебной

деятельности,

как

изменяется

уровень

овладения

отдельными

ее

компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности

самоконтроля и самооценки;

выявить способы работы, которыми овладели ученики;

пронаблюдать

за

результатами

выполнения

специальных

заданий,

выясняющих уровень самостоятельности учащихся;

Именно

этим

педагогическая

диагностика

отличается

от

обычных

контрольных работ, тестовых заданий, которые выясняют лишь предметную

подготовку.

Хотелось

бы

остановиться

на

следующей

особенности

педагогической диагностики: виды заданий в диагностических работах.

Каждая

диагностическая

работа

включает

в

себя

разные

по

форме

задания:

задания

с

выбором

ответа

(выбор

одного

из

предложенных

вариантов

ответа

имеет

качественную

характеристику,

он

определенно

указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким

ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

Каждая работа включает в себя три блока заданий:

1 – задания, проверяющие как учащиеся

усвоили знания, как применяют

знания

в

обычной,

стандартной

ситуации,

как

применяют

знания

в

нестандартной ситуации;

2

связан

с

диагностикой

мыслительных

операций

(классификация,

группировка, выбор нескольких решений из ряда возможных);

3 – задания, которые характеризуют уровень математического и языкового

развития.

Следующая

особенность

-

оценивание

выполнения

задания

педагогической диагностики.

В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и

количественного подходов.

При оценивании используются не две оценки (верно/неверно), а четыре

– от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствует о полном

невыполнении задания.

Проведение педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится три раза в год:

начало учебного года (вторая неделя сентября);

середина учебного года (декабрь – январь);

конец учебного года (апрель).

Способы представления результатов педагогической диагностики

Данные

диагностики

заносятся

учителем

в

таблицу.

Оценивание

каждого задания происходит по 4-х балльной шкале (0, 1, 2, 3).

П р о а н а л и з и р о в а в

р е зул ьт ат ы ,

у ч и т е л ь

в и д и т

у р о в е н ь

сформированности УУД каждого ученика, общий по классу и по итогам

каждого

задания.

Что

позволяет

ему

выявить

трудности,

установить

их

причины и своевременно вносить в свою работу коррективы с учетом этих

результатов.

Ещё

об

одной

особенности

класса

можно

судить

на

основании

сравнений результатов диагностических работ, проводимых в конце года и

начале

следующего.

Цель

исследования

в

конце

года

это

установить

успешность обучения по русскому языку и математике, развитие умений

использовать

полученные

на

уроках

знания

в

нестандартной

ситуации,

выяснить,

насколько

обучение

способствовало

общеинтеллектуальному

развитию учащихся и становлению их учебной деятельности. Точно такая же

работа, проводимая в начале следующего учебного года, в первую очередь,

преследует цель выяснить, насколько прочны были полученные знания и

умения.

К

повторению

каких

разделов

необходимо

обратиться

в

первую

очередь. Увидеть результаты сравнения мне помогает таблица.

задани

я

Конец года. 1 класс.

Начало года. 2 класс.

русски

й язык

математика

русски

й язык

математика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

На основании анализа диагностических работ составляется диаграмма,

которая

показывает

уровень

сформированности

УУД

класса

в

течение

периода обучения в начальной школе.

Проведение педагогической диагностики, её анализ - дело трудоёмкое.

Но если учитель хочет достичь определённых в новом стандарте результатов,

среди которых особое место занимает формирование УУД, педагогическая

диагностика оказывает помощь, которую трудно оценить.



В раздел образования