Автор: Старицына Анна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 17"
Населённый пункт: г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль педагогической диагностики в системе контрольно – оценочной деятельности в свете требований ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
Роль педагогической диагностики в системе контрольно – оценочной
деятельности в свете требований ФГОС НОО
В период перехода на новый образовательный стандарт особенно
актуальным становится вопрос о том, что нужно изменить в работе учителя,
чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут
предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе.
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования в период обучения в начальной
школе
осуществляется
«формирование
основ
умения
учиться
и
способности
к
организации
своей
деятельности
–
умения
принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность,
осуществлять
её
контроль
и
оценку,
взаимодействовать
с
педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится
достижение
не
только
предметных,
но
и метапредметных
результатов,
включающих
освоенные
учащимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Всё
это
требует
серьёзных
изменений
в
контрольно-оценочной
деятельности
педагога:
сегодня
учитель
должен
понять,
что,
во-первых,
нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков
и,
во-вторых,
оценку
степени
овладения
универсальными
учебными
действиями
необходимо
проводить
в
процессе
всего
периода
обучения
школьника. Следовательно, актуальной становится разработка новых методов
и форм текущего контроля и оценивания.
В системе учебников «Начальная школа XXI века» в качестве такой
новой формы контроля предлагается регулярно проводимая диагностика.
Педагогическая диагностика представляет собой папку, автор Журова
Лидия Ефремовна, в которой собраны диагностические работы для каждого
класса на начало года, середину года, конец года на два варианта каждая
работа. Также в папке есть руководство для учителя, в котором подробно
представлена система оценки диагностики и таблицы для
фиксирования
результатов диагностики и сводная таблица.
Педагогическая диагностика в УМК «Школа XXI века» – это
совокупность специально подобранных и систематизированных заданий,
которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,
умений и навыков;
–
выявить
характер
трудностей
ученика
и
установить
их
причины;
–
уст ановить
уровень
овладения
учебной
д е я т е л ь н о с т ь ю ;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Как видно, в определении указывается на четыре задачи, которые решает
педагогическая диагностика. Остановимся на них подробнее.
1.
Педагогическая
диагностика
позволяет
выявить
качество
усвоения
учащимися учебного материала. Под качественным усвоением понимается
не репродуктивный уровень, а умение учащегося применять полученные
знания
в
новых
ситуациях;
использовать
приобретённые
знания
самостоятельно
и
творчески;
осуществлять
поиск
дополнительной
информации в соответствии с поставленной учебной задачей.
2.
Диагностика
позволяет
выявить
характер
трудностей
ученика
и
установить
их
причины.
Это
обеспечивает
поступательность
процесса
обучения,
которая
предусматривает
корректировку
деятельности,
как
школьника, так и учителя. (тетради для коррекционных занятий)
3.
Задания
педагогической
диагностики,
построенные
на
содержании
учебных
предметов
-
русского
языка
и
математики,
дают
возможность
характеризировать
продвижение
каждого
ученика
в
овладении
учебной
деятельностью.
4.
Педагогическая
диагностика
позволяет
выяснить,
насколько
удается
реализовать основную цель начального образования - развитие младшего
школьника в процессе овладения им учебной деятельностью. Педагог может,
используя
педагогическую
диагностику,
определить
развивающий
эффект
проводимого им процесса обучения.
Педагогическая диагностика в УМК «Начальная школа 21 века»
строится
на
материале
двух
основных
учебников
–
русского
языка
и
математики и в качестве основной цели ставит не только проверку усвоения
определённого
объёма
знаний
по
этим
предметам.
Но
и
прежде
всего
выяснение
уровня
сформированности
компонентов
учебной
деятельности.
Сформированность учебной деятельности школьников
предполагает
самостоятельную
постановку
учебных
задач,
сопоставление разных способов осуществления учебных действий и выбор
наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля.
В
большей
степени
педагогическая
диагностика
направлена
на
оценку следующих метапредметных результатов:
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
умение
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•
умение
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности;
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Педагогическая диагностика существенно отличается от обычных
контрольных
работ,
тестовых
заданий,
выясняющих
лишь
полноту
и
прочность полученных знаний и умений учащихся, то есть их предметную
подготовку.
Проводя
педагогическую
диагностику,
учитель
получает
дополнительный
материал
для
полной
объективной
оценки
учебных
возможностей ребёнка, может проследить за качественными изменениями,
которые
происходят
с
учеником
в
результате
обучения.
Это
невозможно
сделать,
используя
только
привычные
методы
оценки
знаний
и
умений
учащихся.
Выделяют принципиальные позиции педагогической диагностики:
- сравнение ребенка только самого с собой на разных этапах его развития;
-
сравнение результата труда с образцом: с обязательным выделением,
подчеркиванием успехов;
-
рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и
преходящего характера.
- ученику важнее видеть, что и почему (за счет чего) у него получается,
чем убеждаться в том, что не получилось;
-
развернутая содержательная оценка с подчеркиванием достижений
помогает сориентироваться на результат своего труда,
- почувствовать уверенность в своих возможностях,
- понять, что именно нужно еще освоить, а значит - пробудить учебно-
познавательную мотивацию.
В чём проявляется особое значение педагогической диагностики?
Её результаты позволяет учителю:
•
выяснить,
как
у
учеников
класса
идет
формирование
учебной
деятельности,
как
изменяется
уровень
овладения
отдельными
ее
компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности
самоконтроля и самооценки;
•
выявить способы работы, которыми овладели ученики;
•
пронаблюдать
за
результатами
выполнения
специальных
заданий,
выясняющих уровень самостоятельности учащихся;
Именно
этим
педагогическая
диагностика
отличается
от
обычных
контрольных работ, тестовых заданий, которые выясняют лишь предметную
подготовку.
Хотелось
бы
остановиться
на
следующей
особенности
педагогической диагностики: виды заданий в диагностических работах.
Каждая
диагностическая
работа
включает
в
себя
разные
по
форме
задания:
задания
с
выбором
ответа
(выбор
одного
из
предложенных
вариантов
ответа
имеет
качественную
характеристику,
он
определенно
указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким
ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Каждая работа включает в себя три блока заданий:
1 – задания, проверяющие как учащиеся
усвоили знания, как применяют
знания
в
обычной,
стандартной
ситуации,
как
применяют
знания
в
нестандартной ситуации;
2
–
связан
с
диагностикой
мыслительных
операций
(классификация,
группировка, выбор нескольких решений из ряда возможных);
3 – задания, которые характеризуют уровень математического и языкового
развития.
Следующая
особенность
-
оценивание
выполнения
задания
педагогической диагностики.
В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и
количественного подходов.
При оценивании используются не две оценки (верно/неверно), а четыре
– от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствует о полном
невыполнении задания.
Проведение педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится три раза в год:
•
начало учебного года (вторая неделя сентября);
•
середина учебного года (декабрь – январь);
•
конец учебного года (апрель).
Способы представления результатов педагогической диагностики
Данные
диагностики
заносятся
учителем
в
таблицу.
Оценивание
каждого задания происходит по 4-х балльной шкале (0, 1, 2, 3).
П р о а н а л и з и р о в а в
р е зул ьт ат ы ,
у ч и т е л ь
в и д и т
у р о в е н ь
сформированности УУД каждого ученика, общий по классу и по итогам
каждого
задания.
Что
позволяет
ему
выявить
трудности,
установить
их
причины и своевременно вносить в свою работу коррективы с учетом этих
результатов.
Ещё
об
одной
особенности
класса
можно
судить
на
основании
сравнений результатов диагностических работ, проводимых в конце года и
начале
следующего.
Цель
исследования
в
конце
года
—
это
установить
успешность обучения по русскому языку и математике, развитие умений
использовать
полученные
на
уроках
знания
в
нестандартной
ситуации,
выяснить,
насколько
обучение
способствовало
общеинтеллектуальному
развитию учащихся и становлению их учебной деятельности. Точно такая же
работа, проводимая в начале следующего учебного года, в первую очередь,
преследует цель выяснить, насколько прочны были полученные знания и
умения.
К
повторению
каких
разделов
необходимо
обратиться
в
первую
очередь. Увидеть результаты сравнения мне помогает таблица.
№
задани
я
Конец года. 1 класс.
Начало года. 2 класс.
русски
й язык
математика
русски
й язык
математика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
На основании анализа диагностических работ составляется диаграмма,
которая
показывает
уровень
сформированности
УУД
класса
в
течение
периода обучения в начальной школе.
Проведение педагогической диагностики, её анализ - дело трудоёмкое.
Но если учитель хочет достичь определённых в новом стандарте результатов,
среди которых особое место занимает формирование УУД, педагогическая
диагностика оказывает помощь, которую трудно оценить.