Автор: Тарасова Елена Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: п. Ивня, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наш общий дом"
Раздел: дополнительное образование
МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ивнянского района Белгородской области
«НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Подготовила
старший воспитатель
Тарасова Е.А.
2017
Цель: Воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным
богатствам; экологической культуры поведения в природе.
Задачи:
1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар,
большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая
земля – суша, где живут люди.
2. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на
Земле есть жизнь.
3. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Оборудование: глобус, аудиозаписи с песнями о Земле, презентация
«Земля в древних рисунках», видеофильм о космосе и солнечной системе.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно
красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от
снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до
Тихого океана. Это огромное государство!
Мы с вами совершим много интересных и увлекательных путешествий по
родной стране. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие
озера, густые леса и бескрайние степи.
Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки,
овражки, болота и поля.
Мы
гордимся
нашей
великой
Россией,
её
разнообразной
природой,
богатыми
недрами,
а
в
особенности
–
трудолюбивыми
и
талантливыми
людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие
же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом.
Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
Дети: Земля.
(запись песни «Земля в иллюминаторе» сл. и муз. Ю. Антонова )
Воспитатель: Наша планета голубого цвета. Почему она голубая?
Дети: На Земле много воды. Когда космонавты глядят из космоса на нашу
планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть
жизнь?
Дети: На Земле есть вода и воздух.
Воспитатель: Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.
Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе
рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления
кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными.
Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.
(презентация «Земля в древних рисунках)
СЛАЙД 1. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин
или как тарелка, и можно добраться до края Земли.
СЛАЙД 2. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые
плавают в океане.
СЛАЙД 3. Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах,
слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…
СЛАЙД 4. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого
края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
СЛАЙД 5. Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или
на корабле.
СЛАЙД 6. И добирались они до края Земли? Нет. Как только они добирались
до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край
Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.
СЛАЙД
7.
Но
были
и
такие
люди,
которые,
дойдя
до
берега
моря,
пересаживались
на
корабль
и
продолжали
своё
путешествие.
Вот
эти
мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из
какого-то
места
и
двигаясь
всегда
в
одном
направлении,
они
почему-то
возвращаются
туда,
откуда
начали
путешествие. «Почему
же
т а к
происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что
Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
СЛАЙД
8. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих
морских
плаваний.
Первое
кругосветное
путешествие
совершил
на
пяти
кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё
вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре
корабля
погибли
в
бурных
водах
океана.
И только
один
корабль
под
названием
«Виктория» обогнул
Землю
и
вернулся
в
порт
с
другой,
противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и
доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.
СЛАЙД 9. Показ иллюстраций парусных кораблей.
Воспитатель:
Почему
люди
в
древности
имели неправильное
представление об устройстве нашего мира? В древние времена люди не
могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог,
ни
кораблей,
ни
поездов,
ни
самолетов.
Поэтому
дойти
до «края
земли», чтобы
проверить
рассказы
о
китах,
слонах,
черепахе,
никому
не
удавалось.
(песня «Прекрасная планета» сл. и муз. Н. Моткова)
Воспитатель: Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её
огромное
пространство,
которое
называется
космическим
пространством,
или космосом.
(видеофильм о космосе, солнечной системе)
Воспитатель: А как раньше люди представляли себе, что такое небо?
Когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта
голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-
то огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот
дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает
свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды –
это совсем другое. Что такое звезды? Звезды – это огромные огненные шары.
А почему же они кажутся нам такими маленькими? Потому что они
находятся очень далеко от нас. Какая звезда к нам ближе всего?
Это наша звезда – Солнце.
(стихотворение В. Орлова «Общий дом»)
Ребенок.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце,
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
Воспитатель: Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет
человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты
и тайны.
Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все,
кто на ней живет, тоже нужны Земле.
Первый ребенок.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Второй ребенок.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Третий ребёнок.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Все дети.
Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля
(песня «Земля – наш общий дом» сл. Р. Рождественский, муз. В. Добрынин)