Автор: Федянина Айгуль Нагимьяновна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №130 Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Коррекция страхов дошкольников Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Актуальность . Страх – это интенсивно выраженная эмоция, различают
его обычный, естественный или возрастной, и патологический уровни.
В
общем
виде
страх
делится
на
ситуационный
и
личностный.
Ситуационный
страх
возникает
в
необычной,
крайне
опасной
или
шокирующей обстановке: при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д.
Страх
также
бывает,
реальный
и
воображаемый,
острый
и
хронический. Реальный и острый страхи, предопределенны ситуацией, а
воображаемый и хронический – особенностями личности.
В
страхе
и
в
тревоге
(выше
мы
рассматривали
особенности
тревожности)
есть
общий
эмоциональный
компонент
в
виде
чувства
волнения и беспокойства, в обоих понятиях отображено восприятие угрозы
или отсутствия чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги – ужас.
Страх
–
аффективное
(эмоционально-заострённое)
отражение
в
сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, а тревога –
это эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.
Последствия
страхов
разнообразны,
нет
ни
одной
психической
функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные изменения. В
первую
очередь
это
относится
к
эмоциональной
сфере,
когда
страх
пропитывает
все
чувства
тревожной
окраской.
В
ряде
случаев
страх
поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения
других
чувств,
а
сам
страх
подобно
опухоли,
разрастается
в
психике,
затормаживая
её.
Это
проявляется
в
исчезновении
ряда
положительных
эмоций (смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни). Вместо них
развивается
хроническая
эмоциональная
неудовлетворённость
и
удручённость,
неспособность
радоваться.
Развивающиеся
под
влиянием
страха состояние эмоционального перенапряжения появляется в виде общей
заторможенности и раздражительной слабости, а также в виде импульсивных,
внезапно возникших, трудно предсказуемых действий.
2
Происхождениям
страхов
у
детей
способствуют
и
биологические
предпосылки
(некоторые
типологические
свойства
высшей
нервной
деятельности, тип нервно-психологического реагирования), что большинство
детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов
повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий
характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в
памяти
беспокойных
родителей,
и
передаваться
детям
в
процессе
непосредственного общения в семье. Это наиболее типичный путь передачи
страхов. Поэтому можно утверждать, что вероятность появления страхов у
детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно если налицо общие
свойства высшей нервной деятельности, а также если родители пользуются у
детей авторитетом и если между ними существует тесный эмоциональный
контакт.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер
и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей
нервной
деятельности,
что
отражается
на
частоте
пульса
и
дыхания,
показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые
страхи, точнее – опасения, могут сознательно культивироваться родителями в
процессе воспитания или внушаться детям в навязываемой ими системе
ценностных
ориентацией.
Матери,
в
виду
более
тесного
биологического
эмоционального контакта с детьми, склонны в большей степени, чем отцы,
передавать им свои страхи, хотя бы в силу стремления предохранить детей от
повторения своих страхов. Но именно этим привлекается особое внимание к
опасности,
лежащей
в
основе
того
или
иного
страха.
Если
учесть
тревожность матерей, беззащитность детей и их неуверенность в себе, то
появление страхов не будет казаться чем-то необычным. В целом матери
более “успешно” передают детям беспокойство – тревожность, а отцы –
мнительность,
сомнения
в
правильности
своих
действий.
Всё
вместе
и
порождает тревожно-мнительный характер
3
Пояснительная записка:
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, повышение уверенности
в себе.
Задачи программы:
1) формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
2) коррекция страхов;
4) снятие напряжения.
Коррекционная программа состоит из 4 блоков:
1 блок – диагностический. Цель: изучение страхов дошкольников.
2 блок – установочный. Цель: установление доверительных отношений
в коррекционной группе.
3 блок – коррекционный.
4
блок-
блок
контроля
и
оценки
результатов
эффективности
коррекционных воздействий.
Занятия проводились с детьми 6-7 лет
два раза в неделю, время
проведения составляло 20 минут.
4
План работы по игровой
коррекции страхов
Название
меропри-
ятия
Цель
мероприятия
Структура занятия
1 этап диагностический
Диагност
ика
страхов
Выявление
количества
страхов
тест Страхи в домиках, Рисование
страхов
2 этап – установочный
Мы
друзья
1) знакомство
детей друг с
другом
2) создание
доброжелательной
атмосферы;
Игры «Передай мяч», «Мыши и
мышеловка», «Кораблик», «Качели»,
«Давай поговорим»
3 этап – коррекционный
«Мы
доверяя-
м»
- снятие
физического и
эмоционального
напряжения;
- сброс негативных
эмоций;
«Неваляшка», «Соломинка на ветру»,
«Гармоничный танец», «Шалтай-балтай»,
«Лови-лови»
«Я
говорю о
страхе»
«Качели», «Гармоничный танец»,
«Нарисуй свой страх, победи его»,
«Художники натуралисты»
5
- коррекция
тревожности,
страхов
- коррекция
нежелательных
черт характера и
поведения.
«Я
побеж-
даю
страх»
«Соломинка на ветру», «Дизайнеры»,
«расскажи свой страх», «Маски»,
«жмурки»
4 этап – контрольный
«Я уверен
что
победил
страх»
- закрепление
позитивных форм
общения;
- развитие умения
сочувствовать и
сопереживать;
- развитие и
обогащение
эмоциональной
сферы детей.
«Необычное сражение», «Рыбаки и
рыбка», «Раздувайся пузырь», «Насос и
мяч», «Давай поговорим», «Расскажи свой
страх»
6
Методы для диагностического этапа
В числе рисовальных проб, которые могут быть использованы для
диагностики
эмоциональной
сферы
дошкольников
-
рисунки "Дорога
в
детский сад" и "Я иду в школу".
Для графического проекционного тестирования необходим лист белой
бумаги
(21 X
29
см),
набор
цветных
карандашей,
резинка.
Ребенку
предлагается нарисовать дорогу в детский сад (школу), не уточняя при этом
содержания, будущего рисунка.
Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев
оно длится не более 35 минут). Процесс тестирования состоит из двух частей
- рисования и беседы.
На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может
рисовать, как ему хочется. В протоколе отмечается: отношение к заданию;
последовательность рисования предметов, деталей; паузы более 15 секунд;
стирание
деталей;
спонтанные
комментарии
ребенка;
эмоциональные
реакции и их связь с изображаемым содержанием.
На рисунке, например: "Что ты нарисовал". Что делают дети? Им
весело или скучно? Почему?" и т. д. Нужно попытаться выяснить смысл
нарисованного ребенком уточнить значение определенных деталей. При этом
но возможности следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе,
так как это может вызвать тревогу, настороженность ребенка.
Интерпретация
рисунка. Анализ структуры рисунка содержит учет
количества изображенных на рисунке объектов - как неживых предметов, так
и детей, животных. Очень важно изучить расположение их по отношению
друг
к
другу,
поскольку
рисунок
может
отражать
реальные
события
(воспринимаемые),
желаемые,
или
то,
чего
ребенок
боится,
избегает.
Близость ребенка к зданию или к другу, когда дети изображены, взявшись за
руки, показывает эмоциональное благополучие. Если же ребенок помещает
себя в отдалении от группы детей, здания детского сада, это свидетельствует
7
об
отдаленности,
отчуждении
себя
от
других,
чувстве
тревожности
по
отношению к детскому саду.
Анализ
особенностей
нарисованных
фигур,
предметов.
Эмоциональное отношение ребенка к другим детям и детскому саду в целом
выражается прежде всего в количестве изображаемых деталей: присутствуют
ли
голова,
волосы,
уши,
глаза,
зрачки,
ресницы,
лоб, шея, плечи,
руки,
пальцы, ступни и т. д. у человека: полностью ли изображено здание - стены,
крыша, двери, окна (открыты ли они), крыльцо, занавески, ручки дверей,
дорога - булыжник или асфальт, тропинка, посыпанная песком, и т. д;
2) декорировании - детали одежды и украшения: шапка, воротник,
банты, портфель, ремень, пуговицы; цветы на окнах; вдоль дороги - цветы,
колючки и т. п.
Самых значимых и близких людей ребенок, как правило, изображает
большими по величине. Иногда крупная фигура воспитателя, расположенная
в центре на листе бумаги, может говорить о его авторитарности, подавлении
других.
Значительно меньшими, чем других взрослых и детей, рисуют себя те,
кто неуверен, низко оценивает себя, чувствует свою неумелость и требует
внимания, заботы, ласки окружающих.
Информативна
и
абсолютная
величина
фигуры.
Большие
фигуры,
здания, занимающие целый лист бумаги, рисуют импульсивные, уверенные в
себе,
склонные
к
доминированию
дети.
Изображение
маленьких
фигур
нередко связано с тревожностью, чувством небезопасности.
Интерпретация
процесса
рисования
требует
большого
опыта
и
хорошего знания личности ребенка, его окружения. Изображение в первую
очередь себя может говорить об эгоцентризме ребенка; если он изображает
мать, воспитателя, то они для него особо значимы, эмоционально близки.
Если фигура человека декорирована, есть основание полагать, что ребенок
хочет быть похож на него. Возвращение к рисованию каких-то деталей может
указывать
на
главное,
доминирующее
переживание,
связанное
с
8
определенными
деталями
рисунка.
Паузы
перед
рисованием
чаще
всего
связаны
с
напряженными,
конфликтными
отношениями
и
являются
внешними
проявлениями
диссонанса
мотивов.
Ребенок
как
бы
решает:
рисовать
ему
этого
человека,
объект,
предмет
или
нет.
Стирание
изображенного, перерисовка может быть связана с негативными эмоциями к
человеку или же наоборот, с желанием как можно лучше изобразить предмет
или человека. Здесь уже педагог (психолог) судит по конечному результату.
Комментарии
ребенка
проясняют
смысл
рисуемого,
выдают
наиболее
эмоционально значимое для него.
Положительное эмоциональное отношение к детскому саду (школе),
друзьям выражается в ярких чистых тонах рисунка. О негативном отношении
ребенка
к
детскому
саду
(школе),
его
отрицательных
эмоциях
будет
свидетельствовать преобладание темных тонов, нелюбимых красок.
9
Тест «Страхи в домиках»
(модификация М.А. Панфиловой.)
Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков.
В
каждом
возрасте
наблюдаются
нормативные
страхи,
которые
появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы,
воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие
страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда
страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают
адаптационные, невротические проблемы и др.
В работе А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков»
в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов иих распределение
(по полу и годам). Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У
городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Тест А. И.
Захарова
прост
в
применении,
но
при
использовании
могут
возникнуть
некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный
вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...?» постоянно
отвечают:
«Я
ничего
не
боюсь!»
Безусловно,
физиологические
и
другие
реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка.
Но
очень
трудно
удержаться
от
субъективности
в
интерпретации
даже
опытному профессионалу
В практике встречаются дети, которые могут при перечислении
страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они.
Мы предлагаем использовать метод А. И. Захарова в соединении с тестом
«Красный дом - черный дом».
Тест
«Страхи
в
домиках»
проводится
с
одним
ребенком
или
с
группой
детей
или
подростков.
После
выполнения
задания
детям
предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а
ключ
—
выбросить
или
потерять.
(Тем
самым
психолог
несколько
успокаивает
актуализированные
страхи.)
Ст рахи
в
черном
д ом е
10
подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция.
«В
красный
и
черный
дом
надо
расселить
29
страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи,
а в каком — нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их
номера внутри дома». (Дошкольники показывают соответствующий дом.)
Страхи:
1) когда остаешься дома один;
2) нападения, бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горы-ныча,
чудовищ (у школьников добавляются страхи невидимок, скелетов. Черной
руки и Пиковой Дамы (страхи сказочных персонажей);
10) опоздать в детский сад (школу);
11) перед тем, как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16)
бури,
урагана,
грозы,
наводнения,
землетрясения
(страхи
стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19)
в
маленькой,
тесной
комнате,
помещении,
туалете,
пе-
реполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20) воды;
21)огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших улиц, площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови (когда идет кровь);
27)уколов;
28) боли (когда больно);
29)
неожиданных,
резких
звуков,
когда
что-то
внезапно
упадет,
стукнет.
11
Игры и упражнения
«Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)
Необходимое количество играющих 5—6 человек. Все встают в круг,
плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются
за пояс — это мышеловка (м. б., сеть). Водящий — в кругу. Его задача —
всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру»,
уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но
выбраться из создавшейся ситуации.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
1. Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не
делали больно мышке.
2.
Если
взрослый
замечает,
что
мышонок
загрустил
и
не
может
выбраться,
он
регулирует
ситуацию,
например:
«Давайте
все
вместе
поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».
«Кораблик» (для детей с 5 лет)
Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих — минимум 2
взрослых и ребенок, либо 5—6 детей. Одеяло — это корабль, . красивый
парусник. Дети — матросы. Один ребенок — капитан. Капитан любит свой
корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет
капитану задачу — быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен
громким
голосом
дать
матросам
команду
«Бросить
якорь!»,
или
«Стоп
машина!»,
или
«Все
наверх!»,
чтобы
спасти
корабль
и
матросов.
Затем
матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль.
По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его
задаче.
Как
только
он
громким
голосом
прокричит
команды,
корабль
спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.
«Качели» (для детей с 4 лет)
В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей.
Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним
12
голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза
закрыты.
Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно
начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения
плавные. Выполнять упражнение 2—3 минуты.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
:
Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и
открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.
Затем участники меняются местами.
«Неваляшка» (для детей с 6 лет)
Необходимое количество участников — трое, желательно, родители и
ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра
лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки
выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или
завязанными глазами. Ему дается команда: Ноги от пола не отрывай и смело
падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют
падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное
покачивание
продолжается
в
течение
2—3
минут,
при
этом
амплитуда
раскачивания может увеличиваться.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Дети с сильными страхами и робостью могут
выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может
быть сначала минимальной.
«Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет)
Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее б—7
человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается
«соломинка».
Она
встает
в
центр
круга
с
завязанными
или
закрытыми
глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», —
участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно
поддерживая,
передают
ее
следующему.
В
результате
каждый
страхует
другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
13
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Недоверчивые и робкие дети сначала должны
побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах
«соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых
обязательно.
«Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)
В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку).
Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная му-
зыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка
отходит
в
стороны,
вперед,
назад.
Задача
ведомого
следовать
за
руками
ведущего и повторять его движения, не потеряться.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
:
Не
допускать
смены
ролей,
то
есть
ведомый
не
должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение
сначала с открытыми глазами.
«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)
До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься,
когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем
ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист
бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же
он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать
«страх» на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите
ребенку в этом. Когда «страх* рассыплется на крошечные кусочки, покажите
ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в
большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с
ребенком сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и
сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
ЗАМЕЧАНИЕ: Повторите упражнение через 1—2 недели. Посмотрите,
что изменилось а изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте
это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в
ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».
«Художники-натуралисты» (для детей с 4 лет)
14
Возьмите большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев, и
положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с
жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а
пальцами,
кулачками,
ладошками,
локтями,
ногами,
щечками,
носиком.
Сюжет
рисунка
можно
выбрать
любой:
«Падают
листья»,
«Следы
НЕВИДИМЫХ
зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т.
д.
ЗАМЕЧАНИЕ
:
После
упражнения
желательно
хорошо
помыться,
вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все
почувствовали.
Хорошо
проводить
это
упражнение
на
природе
перед
купанием
и
отмывать всем вместе друг друга.
«Дизайнеры» (для детей с 4 лет)
Для игры необходимо накопить несколько непонравившихся маме по
какой-то причине тюбиков губной помады. Каждый получает по тюбику и
ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки,
ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своем выражении и
красоте лица игроков.
Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать»
себя.
СОВЕТ: После игры хорошенько отмойтесь.
«Жмурки» (для детей с 4 лет)
Старинная,
проверенная
веками
игра.
Водящему
завязывают
глаза,
остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-
ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только
после снимает повязку.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
:
Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в
поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с
радостью.
«Маски» (для детей с 6 лет)
15
Минимальное
количество
участников
—
2,
но
чем
больше,
тем
интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На
бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе
любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать 4 дикие» танцы,
побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок,
все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.
СОВЕТ: Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую
ленту или пластырь.
«Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)
Минимальное
количество
участников
—
2,
чем
больше,
тем
продуктивнее
упражнение.
В
тесном
доверительном
круге
взрослый
рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...»
Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!»
Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.
Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было
похожее.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
:
Следите,
чтобы
сюжеты
рассказов
были
непохожими,
обговорите
все
возможные
детские
страхи:
темноты,
одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.
«Необычное сражение» (для детей с 5 лет)
Количество
участников
—
не
менее
2-х
человек.
В
просторном
помещении
или
на
улице
накидывается
много
маленький
мячей
или
собранных заранее высохших еловых шишек.
Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить,
участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи.
Каждый
должен
собрать
больше
трофеев,
а
свои
запасы
беречь.
ЗАМЕЧАНИЕ: Объясните, что попадание мячом или шишкой — это немного
больно,
но
таким
образом
можно
стать
отважным,
сильным,
смелым
победителем.
«Рыбаки и рыбка» (для детей с 6 лет)
16
Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6.
Два участника — рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу
в две линии, берут друг друга за руки - - это сеть. Рыбка хочет выбраться из
сети, она знает, что это опасно, но впереди ее надет свобода. Она должна
проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно
задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети,
рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся
сетью. Процесс смены ролей повторяется 2—3 раза.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Движения
сети
должны
быть
в
меру
агрессивными.
Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания, коррекция
тревожности.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь».
Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в
дудочку.
После
каждого
выдоха
делают
шаг
назад
—
«пузырь»
увели-
чивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу,
приговаривая:
Раздувайся,
пузырь,
раздувайся
большой,
Оставайся
такой,
да
не
лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей,
выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются
к
центру
(«пузырь»
сдулся)
или
разбегаются
по
комнате
(разлетелись
пузырьки).
Комментарий: взрослому
необходимо
внимательно
следить
за
тем,
чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый
вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возраста,
так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра
способствует эмоциональной разгрузке.
Лови-лови! (Р. Калинина)
17
Цель: снятие эмоционального напряжения, коррекция тревожности.
Описание
игры: выбирают
ведущего,
вручают
ему
палочку,
затем
становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со
словами:-«Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время
подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего
проводить
во
время
прогулки
после
сна.
Ее xopoшo использовать, когда
необходимо
активизировать
детей,
повысить
тонус,
снять
эмоциональное
напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.
Давай поговорим
Цель: развитие коммуникативных навыков, коррекция тревожности.
Описание
игры: играют
взрослый
и
ребенок
(или
дети).
Взрослый
начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником,
волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает пред-
положение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел
стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на
ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне
с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
«Шалтай-болтай».
Цель: снятие тревожности, напряжения.
Шалтай-болтай
Сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
Ребенок
поворачивает
туловище
вправо,
влево,
руки
свободно
болтаются,
как
у
тряпичной
куклы.
На
слова:
«Свалился
во
сне»
резко
наклоняют корпус тела вниз
«Насос и мяч»
Цель: коррекция тревожности.
18
Игра
может
проводиться
в
группе
и
индивидуально.
Один
из
участников (может быть, взрослый) становится насосом, другие — мячами.
Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус
наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи,
сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают
щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из
мячей.
Дети
издают
с
силой
звук
«ш-ш-ш-ш»,
возвращаясь
в
исходное
положение. Насосом может быть и ребенок.
19