Напоминание

"Результативность работы с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам"


Автор: Луценко Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: статья
Тема: "Результативность работы с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам"
Раздел: начальное образование





Назад




«Попробуй! Мысли! Твори!»

Если учитель имеет только любовь к делу, он

будет хороший учитель. Если учитель имеет

только любовь к ученику, как отец, мать, -

он будет лучше того учителя, который прочел

все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к

ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Лев Толстой

(1828 – 1910)

Человек творческий хочет творить. Эта аксиома относится к любой профессии, любому виду

деятельности. Талантливый плотник хочет взять в руки новый брусок дерева, одаренному учителю

скучно без его учеников, какими бы шумными и непоседливыми они не были.

Вообще, учитель – уникальная профессия (да простят меня представители других, не менее

уважаемых мной, профессий). Это, скорее, не профессия. Это образ жизни, целый мир. Мир, который

растит, воспитывает и оберегает самое дорогое – душу человека. Не является секретом и то, что

мировоззренческая модель самого педагога есть та основа, на которой строится фундамент будущего.

В этой связи хочется обратиться к словам восточного мудреца Камиля Джибрана: «Твои дети – на

самом деле не твои дети. Они сыновья и дочери жизни, стремящейся преодолевать жизнь. Они

приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе. Ты можешь им дать свою любовь, но не

свои мысли, потому что у них есть свои мысли… Ты можешь стремиться быть похожими на них, но

не пытаться добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во

«вчера» невозможно…»

Я учитель начальных классов. В последнее время все чаще прихожу к осознанию того, что мы,

учителя начальных классов, учим детей «великой русской речи».

Я открываю дверь и вхожу в класс…Вот они мои родные, пытливые детские глаза… Они смотрят на

меня, пронизывают насквозь, оценивают каждое движение, каждый шаг, каждое сказанное мной

слово. Они ждут… Ждут понимания, доброты, тепла. Ждут, когда я улыбнусь им и начну урок, урок,

который будет длиться всю их жизнь… Урок, ведущий к открытиям, пробуждающий их способности,

расширяющий познания… Урок, который не дает некой абсолютной истины, но учит самостоятельно

добывать информацию и знания, учит, по словам Иммануила Канта, не мыслям, а мыслить.

Главным вопросом для каждого учителя, на мой взгляд, должен стать вопрос: «Зачем я иду на

урок?» Попытайтесь на него ответить! Я уверена, что все, что вы скажите будет правильно, со

многим я соглашусь, в чем-то поспорю. Так и должно быть, ведь в спорах рождается истина!

Зачем Я иду на урок? Чтобы с «помощью» Пушкина, Толстого, Чехова,

вместе с моими

любознательными учениками делать открытия, искать ответы на вечные вопросы: «Что такое добро и

зло? В чем смысл человеческой жизни?» И только со временем я понимаю, что желание читать,

думать,

размышлять

о

прочитанном

вместе

с

ребятами,

учить

их

выражать

чувства

и

мысли

правильно, аргументировано, «ваять» из них Личность, способную сочувствовать и переживать, - все

это не просто моя работа – это мой образ жизни!

И вот снова утро… Я открываю дверь в класс… Вижу Вас, мои дорогие, пытливые детские

глаза, глаза, которые пронизывают меня насквозь, глаза, которые ждут открытий… «Доброе утро! Мы

начинаем наш урок!..» Урок, после которого, выходя из класса, кто-нибудь обязательно скажет:

«Спасибо Вам, было очень интересно!» В этот миг ты понимаешь, что твоя профессия – целый мир!

Мир

восхищенных,

любящих

детских

глаз,

ждущих

от

тебя

понимания,

поддержки,

новых

открытий…

Одним не хватает способностей и талантов, другим – возможности их

проявить

Жан де Лабрюйер

Я работаю учителем более 30 лет.

Процесс развития цивилизации и культуры зависит исключительно от одаренных людей. Самые

большие надежды на улучшение условий жизни и будущего государства и всей планеты связаны

именно с творчески мыслящими молодыми людьми. Поэтому учебно-воспитательный процесс нужно

организовать таким образом, чтобы одаренные дети не потеряли интереса к обучению, а развивали

свой талант и способности дальше.

Целью работы явилась проблема раннего выявления и развития творческих способностей

учащихся.

Для успешной деятельности в данном направлении мною была разработана Программа работы

с одаренными детьми. На основе программы был разработан План работы с одаренными детьми на

уроках в начальной школе.

Была проведена диагностика интеллектуально-творческой одаренности школьников.

Одаренные дети, как правило, успешны и в урочной и во внеурочной деятельности, и хорошо

успевают по всем предметам. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся,

безусловно,

ведущими

и

основными

являются

методы

творческого

характера

проблемные,

поисковые,

эвристические,

исследовательские,

проектные

в

сочетании

с

методами

самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-

мотивирующий

потенциал

и

соответствуют

уровню

познавательной

активности

и

интересов

одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих

важных

качеств

личности

(познавательной

мотивации,

настойчивости,

самостоятельности,

уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование

разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные

сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов

информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных

средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд

(видео, ОУО и т.п.).

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на

основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в

зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по

индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д. Работа по индивидуальному

плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных

информационных

технологий,

в

рамках

которых

одаренный

ребенок

может

получать

адресную

информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

В своей работе я применял следующие методы и приемы с одаренными учащимися:

проблемное изложение, исследовательская работа, рассказ, объяснение, схемы, опорные таблицы,

сравнения и сопоставления, диалоговое общение, моделирование, ролевая игра, дискуссия, дебаты,

мозговой штурм, презентации.

Формы работы:

1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме; 3. дискуссия; 4. игры.

Очень важны:

1. предметные олимпиады; 2. интеллектуальные марафоны; 3. научно-практические конференции; 4.

различные конкурсы и викторины; 5. словесные игры и забавы; 6. проекты по различной тематике; 7.

ролевые игры; 8. индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и

виды творческой деятельности.

Работу

с

учащимися

данной

категории

я

строил

через

углубление

изучения

предмета,

индивидуальные занятия во внеурочное время, взаимодействие ученика и учителя на уроках.

Требования к учебному материалу: научность, расширенный объём, междисциплинарный контекст,

практическая

направленность,

соответствие

разнообразию

интересов

учащихся,

дискуссионное

содержание.

Участвуя

в

научно-практических

конференциях,

творческих

конкурсах

учащиеся

добиваются

хороших результатов.

Для

улучшения

качества

знания

учащихся

провожу

консультации,

больше

внимания

уделяю

самостоятельной работе, применяю различные способы активизации обучения.

Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. По

итогам

года

рекомендуется

разрабатывать

и

защищать

проекты.

Большинство

проектов

индивидуальные.



В раздел образования