Автор: Луценко Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: статья
Тема: "Результативность работы с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам"
Раздел: начальное образование
«Попробуй! Мысли! Твори!»
Если учитель имеет только любовь к делу, он
будет хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, мать, -
он будет лучше того учителя, который прочел
все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Лев Толстой
(1828 – 1910)
Человек творческий хочет творить. Эта аксиома относится к любой профессии, любому виду
деятельности. Талантливый плотник хочет взять в руки новый брусок дерева, одаренному учителю
скучно без его учеников, какими бы шумными и непоседливыми они не были.
Вообще, учитель – уникальная профессия (да простят меня представители других, не менее
уважаемых мной, профессий). Это, скорее, не профессия. Это образ жизни, целый мир. Мир, который
растит, воспитывает и оберегает самое дорогое – душу человека. Не является секретом и то, что
мировоззренческая модель самого педагога есть та основа, на которой строится фундамент будущего.
В этой связи хочется обратиться к словам восточного мудреца Камиля Джибрана: «Твои дети – на
самом деле не твои дети. Они сыновья и дочери жизни, стремящейся преодолевать жизнь. Они
приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе. Ты можешь им дать свою любовь, но не
свои мысли, потому что у них есть свои мысли… Ты можешь стремиться быть похожими на них, но
не пытаться добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во
«вчера» невозможно…»
Я учитель начальных классов. В последнее время все чаще прихожу к осознанию того, что мы,
учителя начальных классов, учим детей «великой русской речи».
Я открываю дверь и вхожу в класс…Вот они мои родные, пытливые детские глаза… Они смотрят на
меня, пронизывают насквозь, оценивают каждое движение, каждый шаг, каждое сказанное мной
слово. Они ждут… Ждут понимания, доброты, тепла. Ждут, когда я улыбнусь им и начну урок, урок,
который будет длиться всю их жизнь… Урок, ведущий к открытиям, пробуждающий их способности,
расширяющий познания… Урок, который не дает некой абсолютной истины, но учит самостоятельно
добывать информацию и знания, учит, по словам Иммануила Канта, не мыслям, а мыслить.
Главным вопросом для каждого учителя, на мой взгляд, должен стать вопрос: «Зачем я иду на
урок?» Попытайтесь на него ответить! Я уверена, что все, что вы скажите будет правильно, со
многим я соглашусь, в чем-то поспорю. Так и должно быть, ведь в спорах рождается истина!
Зачем Я иду на урок? Чтобы с «помощью» Пушкина, Толстого, Чехова,
вместе с моими
любознательными учениками делать открытия, искать ответы на вечные вопросы: «Что такое добро и
зло? В чем смысл человеческой жизни?» И только со временем я понимаю, что желание читать,
думать,
размышлять
о
прочитанном
вместе
с
ребятами,
учить
их
выражать
чувства
и
мысли
правильно, аргументировано, «ваять» из них Личность, способную сочувствовать и переживать, - все
это не просто моя работа – это мой образ жизни!
И вот снова утро… Я открываю дверь в класс… Вижу Вас, мои дорогие, пытливые детские
глаза, глаза, которые пронизывают меня насквозь, глаза, которые ждут открытий… «Доброе утро! Мы
начинаем наш урок!..» Урок, после которого, выходя из класса, кто-нибудь обязательно скажет:
«Спасибо Вам, было очень интересно!» В этот миг ты понимаешь, что твоя профессия – целый мир!
Мир
восхищенных,
любящих
детских
глаз,
ждущих
от
тебя
понимания,
поддержки,
новых
открытий…
Одним не хватает способностей и талантов, другим – возможности их
проявить
Жан де Лабрюйер
Я работаю учителем более 30 лет.
Процесс развития цивилизации и культуры зависит исключительно от одаренных людей. Самые
большие надежды на улучшение условий жизни и будущего государства и всей планеты связаны
именно с творчески мыслящими молодыми людьми. Поэтому учебно-воспитательный процесс нужно
организовать таким образом, чтобы одаренные дети не потеряли интереса к обучению, а развивали
свой талант и способности дальше.
Целью работы явилась проблема раннего выявления и развития творческих способностей
учащихся.
Для успешной деятельности в данном направлении мною была разработана Программа работы
с одаренными детьми. На основе программы был разработан План работы с одаренными детьми на
уроках в начальной школе.
Была проведена диагностика интеллектуально-творческой одаренности школьников.
Одаренные дети, как правило, успешны и в урочной и во внеурочной деятельности, и хорошо
успевают по всем предметам. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся,
безусловно,
ведущими
и
основными
являются
методы
творческого
характера
—
проблемные,
поисковые,
эвристические,
исследовательские,
проектные
—
в
сочетании
с
методами
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-
мотивирующий
потенциал
и
соответствуют
уровню
познавательной
активности
и
интересов
одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих
важных
качеств
личности
(познавательной
мотивации,
настойчивости,
самостоятельности,
уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование
разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные
сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов
информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных
средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд
(видео, ОУО и т.п.).
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на
основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в
зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по
индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д. Работа по индивидуальному
плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных
информационных
технологий,
в
рамках
которых
одаренный
ребенок
может
получать
адресную
информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
В своей работе я применял следующие методы и приемы с одаренными учащимися:
проблемное изложение, исследовательская работа, рассказ, объяснение, схемы, опорные таблицы,
сравнения и сопоставления, диалоговое общение, моделирование, ролевая игра, дискуссия, дебаты,
мозговой штурм, презентации.
Формы работы:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме; 3. дискуссия; 4. игры.
Очень важны:
1. предметные олимпиады; 2. интеллектуальные марафоны; 3. научно-практические конференции; 4.
различные конкурсы и викторины; 5. словесные игры и забавы; 6. проекты по различной тематике; 7.
ролевые игры; 8. индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и
виды творческой деятельности.
Работу
с
учащимися
данной
категории
я
строил
через
углубление
изучения
предмета,
индивидуальные занятия во внеурочное время, взаимодействие ученика и учителя на уроках.
Требования к учебному материалу: научность, расширенный объём, междисциплинарный контекст,
практическая
направленность,
соответствие
разнообразию
интересов
учащихся,
дискуссионное
содержание.
Участвуя
в
научно-практических
конференциях,
творческих
конкурсах
учащиеся
добиваются
хороших результатов.
Для
улучшения
качества
знания
учащихся
провожу
консультации,
больше
внимания
уделяю
самостоятельной работе, применяю различные способы активизации обучения.
Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. По
итогам
года
рекомендуется
разрабатывать
и
защищать
проекты.
Большинство
проектов
–
индивидуальные.