Автор: Семёнова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Центр содействия семейному воспитанию №15
Населённый пункт: г. Санкт- Петербург
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Армия РФ. Честь и долг службы"
Раздел: среднее образование
Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному
воспитанию №15»
КОНСПЕКТ
Тема: «Армия России. Долг и честь службы».
Воспитатель: Семёнова Н. А.
Санкт – Петербург
2017 год
Конспект занятия на тему: «Армия России. Долг и честь службы».
Цель: Формировать представление о значении армии для страны; о родах
войск; об особенностях службы в армии.
Задачи:
Образовательная: дать
знания
о
Вооружённых
силах
РФ,
военных
специальностях, о понятии слова «честь».
Воспитательная: воспитывать уважение к истории страны, защитникам нашей
Родины,
чувство
гражданского
долга
перед
Родиной,
чувство
патриотизма
и
уважение к ВС РФ.
Коррекционная: развивать внимание, логическое мышление, память, умение
составлять и рассказывать небольшие рассказы.
Оборудование: занятие
сопровождается
презентацией,
набором
картинок
«Российская Армия», карточками с напечатанными на них качествами, которыми
должен обладать военнослужащий.
Предшествующая
работа: изучение материала к теме, поиск материала для
презентации, создание презентации, подготовка карточек с мужскими качествами.
Словарная
работа: защита Отечества, служба в армии, военкомат, военная
подготовка,
присяга,
воинская
служба,
обязанности
военнослужащих,
военные
специальности, Государственная программа вооружения.
На земле много разных государств. Наша Родина – Россия – самое большое
государство по занимаемой территории. Границы её протянулись на десятки тысяч
километров. Обширны её леса, многоводны реки.
История нашей страны богата событиями. На Россию постоянно нападали
враги. Чтобы защитить себя она стала сильным, мощным государством. Никто не
мог её покорить. Россия вышла победительницей в войне с французами в 1812году.
В Великой Отечественной Войне 1941–1945гг. потерпели поражение фашисты.
На Россию так часто нападали, потому что она обильна дарами природы, в её
недрах сокрыты великие богатства: нефть, уголь, газ, алмазы, золото.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Встать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Государство можно считать по – настоящему независимым только тогда, когда у
него есть своя армия, способная защищать его от врагов. У России такая Армия есть.
Для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходимо иметь
войска, способные дать отпор любому противнику, оснащённые новыми образцами
вооружения.
В 2010 году была разработана Государственная программа вооружения до 2020
года. Намечено обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами защиты.
Расскажите, как меняется наша Армия?
Ребёнок:
Создаются мобильные войска, в которых решающая роль отводится военно-
воздушным и космическим силам. Подразделения быстрого реагирования действуют
в современных сухопутных войсках, авиации, военно-морском флоте, воздушно –
десантных частях. В Государственной программе вооружения до 2020 года намечено
обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами противовоздушной обороны
войск,
противотанковыми
системами,
баллистическими
ракетами,
новыми
реактивными
системами
залпового
огня,
новейшими
системами
связи.
В
перспективе - перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.
Воспитатель: Что такое воинская служба?
Ребёнок:
Воинская служба -
это учения, походы, обслуживание боевой техники. Это
трудная и опасная работа.
Воспитатель:
Подумайте, какими качествами должен обладать военнослужащий?
Ответы детей:
Физически
развитый,
умелый,
волевой,
дорожащий
своей
честью,
верный
слову, успешно выполняющий свои задачи, мужественный.
Воспитатель:
Как нужно готовиться к службе в армии?
Ответы детей:
Подготовка
к
воинской
службе
–
это
занятия
спортом,
хорошая
учёба,
воспитание характера.
В
повседневной
жизни
воспитывать
такие
качества,
как
воля,
твёрдость
характера, стойкость, выдержку.
Учится быть верному слову.
Воспитатель:
Готовиться к воинской службе необходимо. Ведь человек хилый, безвольный,
бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое – как, не
уважающий ни себя, ни других людей в бою подвергнет наибольшей опасности себя
и своих товарищей.
Посвятить свою жизнь защите Отечества – честь юноши.
Давайте вспомним, кого называют патриотом?
Назовите главные обязанности гражданина Российской Федерации?
Ответ детей:
В Конституции России записано, что защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина РФ.
Защита Отечества – это его оборона в случае нападения на него или на его
союзников, объявление войны.
Долг
и
обязанность
защищать
Отечество
распространяется
на
любого
гражданина
России.
Ведь
участвовать
в
защите
Отечества
можно,
трудясь
на
оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику.
Воспитатель:
Что означает воинская обязанность гражданина Российской Федерации?
Ответы:
Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения 17 лет. Он обязан
состоять на воинском учёте по месту жительства в военкомате.
На военную службу призываются граждане Российской Федерации от 18 до 27
лет. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.
Для военнослужащих установлена военная форма и знаки различия.
Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к
Военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым знаменем воинской
части. Он торжественно присягает на верность своему Отечеству – Российской
Федерации, даёт клятву соблюдать Конституцию РФ, достойно выполнять воинский
долг, мужественно защищать свободу, независимость, народ и Отечество.
Воспитатель:
Назовите некоторые обязанности военнослужащего.
Ответы детей:
Быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу;
дорожить честью и боевой славой защитников своего народа;
дорожить честью воинского звания и воинским товариществом;
быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную
и военную тайну.
Воспитатель:
Как вы понимаете слово «честь»?
Воинская честь.
Любовь к Родине, верность воинскому долгу неразделимы с воинской честью и
достоинством. Обладать честью во все времена считалось необходимостью для
людей,
связанных
с
ратным
делом.
При
всех
остальных
хороших
служебных
качествах авторитет воина резко падал, если он своим действием или бездействием
бросал тень на честь мундира.
Исстари считалось, что воинская честь — это главная добродетель солдата, она
заставляет его быть требовательным к себе и своим поступкам.
Не менее важно сохранять честь в мирной, будничной армейской жизни. Для
воина это означает быстро и качественно освоить технику и оружие, мастерски и без
страха действовать в ходе учений, строго выполнять уставные положения и законы,
никогда и ни при каких условиях не отступать от нравственных норм, не нарушать
воинскую дисциплину.
Поэтому не зря в армии родилась поговорка: "Действуй по уставу, завоюешь
честь
и
славу".
Отступление
же
от
требований
устава,
от
правил
чести
по
малодушию, трусости, разгильдяйству или другим причинам ведет к моральным
травмам. Честь, это одно из качеств солдата.
Видео: «Притча о чести». (обсуждение)
Физкультминутка
А сегодня мы, ребята,
Все шагаем, как солдаты.
Будем в армии служить!
Будем Родину любить,
Чтобы было нам с тобой
Хорошо на свете жить!
Вооружённые силы можно разделить на три главные группы, какие это рода
войск?
Ответы детей:
Сухопутные войска, действующие на суше.
Военно-воздушные войска, которые защищают Родину в воздухе. Авиация –
боевые самолёты и вертолёты.
Военно- морские войска, несущие вахту в морях и океанах.
Воспитатель:
Ребята, какие военные профессии вы знаете?
Ответы детей по слайдам:
Ребёнок:
Граница
России
самая
длинная
в
мире.
Она
проходит
по
морям,
горам,
равнинам и рекам. И везде и ночью, и днём границу охраняют пограничники.
Пограничники
стоят
на
страже
границ
Родины.
Их
главная
задача
–
не
пропустить
через
границу
шпионов,
террористов,
вооружённые
вражеские
группировки,
людей,
перевозящих
наркотики.
Нести
нелёгкую
службу
пограничникам помогают собаки.
Ребёнок:
Воздушно-десантные войска (ВДВ).
Это
физически
крепкие,
сильные,
спортивные
ребята.
Они
проходят
специальные
многодневные
тренировки,
осваивая
правила
ближнего
боя,
знают
боевые приёмы.
- Девиз: «Никто кроме нас!»
-
Воздушно-десантные
войска
(ВДВ)
–
высокомобильный
род
войск
Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), предназначенный для охвата
противника по воздуху и ведения
- боевых действий в его тылу.
- ВДВ являются средством Верховного главного командования ВС РФ и могут
составлять основу мобильных сил
- ВДВ – элита Вооруженных Сил Российской Федерации
- Массовое десантирование с воздуха – визитная карточка ВДВ России
Ребёнок.
Военно – морской флот России.
Длительные
походы
под
водой,
очень
ограниченное
пространство
подводной
лодки,
невероятно
тяжёлая
служба
-
обеспечить
безопасность
страны. Это позволяет считать моряков – подводников – лучшими в военно
– морском флоте.
Ребёнок:
Профессия сапёр необходима в военное и мирное время. Отличительная черта
сапёра – умение держать свой страх в определённых рамках, чтобы он не пересилил
все остальные чувства. Сапёру требуется рассудительность, способность быстро
принимать решения. Он должен понимать, что от его работы зависит жизнь других
людей.
В мирной жизни польза сапёра особенно заметна. На всех мероприятиях, где
собирается много людей, всегда задействованы сапёры.
Перед
проведением
футбольных
матчей
стадионы
обязательно
проверяют
сапёры.
Каждый
сапёр
должен
знать
700
типов
мин.
Ведь
говорят:
«Сапёр
ошибается один раз».
Ребёнок:
Танковые войска воюют на танках защищённых толстой бронёй. Это машины
на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности, оврагам,
бездорожью.
Управляет танком экипаж, который состоит из командира, механика, стрелка и
радиста. Танки снабжены пушками и пулемётами, которые стреляют в цель на
полном ходу.
Военврач должен уберечь солдат от всего, что может помешать ему выполнять
свои боевые задачи. Лечит больных, раненых.
Воспитатель:
Назовите женские профессии в армии? (врачи, мед.сестра, диспетчеры связи).
Каждая из военных профессий почётная и важная, все профессии героические,
уважаемые и очень нужные.
Игра «Ассоциации»
Работа в парах:
Каждой
паре
выдаётся
карточка
с
изображением
военнослужащего
определённого рода войск.
За определённое время нужно подобрать боевую технику соответствующую
роду войск, придумать как можно больше слов - ассоциаций
Полигон, шлем, люк, гусеница, броня, экипаж
Небо, самолёт, парашют, стропы, кольцо
Отсек, дно, море, субмарина, глубина, акустика, погружение
Мины, подрыв, лопата, риск, подрывник
Небо, спуск, самолёт, приземление, прыжок, стропа
Воспитатель:
В армии много профессий военных,
Техники тоже немало в ней есть!
Армия любит отважных и смелых,
Ценится в армии
Доблесть и честь!
Все мы любим свою Родину – Россию. Существует много пословиц и
поговорок о защите Родины и её защитниках.
Давайте вспомним пословицы:
Действуй по уставу завоюешь честь и славу.
Родину предать – негодяем стать.
Большая заслуга – выручить в бою друга.
Сам погибай, а товарища выручай.
Наша армия не одна, с нею вся страна.
В ком честь, в том и правда.
Не кусок пирога, а честь дорога.
Жить - Родине служить.
Русский флот – Родине оплот.
Русский солдат не знает преград.
Крепка рука у русского моряка.
Бой красен мужеством, а товарищ дружеством.
Молодцы, ребята. Много пословиц знаете.
Воспитатель:
Нельзя без Родины, без матери нам жить. И долг святой – уметь всё это
защитить.
А чем занимаются солдаты в мирное время?
Ответы детей:
Солдаты
проводят
учебные
сражения,
учатся,
изучают
военную
технику,
военную историю.
Воспитатель:
Где бы ни проходила служба, лёгкой она не будет. Но настоящие мужчины идут
в ряды ВС на за лёгкой жизнью, а отдать долг Родине – научиться с оружием в руках
защищать себя, свою семью, свою Родину.
Мозговой штурм:
Как называется рубашка солдата (Гимнастёрка)
Кем мечтает стать каждый солдат? (Генералом)
Данные о ходе боёв (Сводка)
Секретное слово (Пароль)
Участок местности для испытания боевого оружия (Полигон)
Здание в котором живут солдаты? (Казарма)
Как
на
солдатском
сленге
называется
место,
куда
сажают
провинившихся военнослужащих? (Губа)
Опытный воин, участник боёв в прошлом? (Ветеран)
Соревнование: «Служить России суждено тебе и мне».
Нам предстоят трудные испытания, посмотрим, кто окажется сильнейшим
в сегодняшних учениях. ( учащиеся делятся на 2 команды).
Внимание! Первое задание - «В казарме».
Будущие мои генералы
Крепко спят, укрывшись одеялом,
Спят и видят супер страшный сон.
В казарму превратился отчий дом.
Казарма – армейский барак,
Где рядом коечки стоят.
Солдату без разрешения, друзья,
На эту коечку даже сесть нельзя.
По человеку от команды.
Задание - заправить кровать.
( кто быстрее)
Казарма – это бомбоубежище для нас.
От метких, зорких командирских глаз.
Вот сейчас проверим, как хорошо вы обустроились в казарме. По одному
участнику от команды.
Задание второе - «Армейские учения»
Вот очередные мучения -
Начались боевые учения!
«Ботинок» - по сигналу вдеть в ботинок длинный шнурок.
Внимание третье задание «Наряд по столовой»
Дежурство на кухне – так просто рай!
Картошку почистил и отдыхай,
Выпил компотик, перловку поел
И переделал тысячу дел.
Чистил, драил – кастрюли блестят!
Кухня – курорт для голодных ребят.
Задания конкурса:
Солдатская
картошка
–
очистить
картошку,
чтоб
кожура
образовывала
непрерывную ленту. (У кого длиннее)
Молодцы, ребята! Достойно выдержали первые испытания.
Подведение итогов конкурса.
Рефлексия: Ребята, чем вам понравилось сегодняшнее занятие?
Какие знания вам пригодятся в дальнейшем?
Ответы ребят.
Итог занятия: