Напоминание

"Роль репертуара в развитии музыканта-исполнителя"


Автор: Кондратьева Тамара Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им.А. Вяльцевой"
Населённый пункт: г. Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль репертуара в развитии музыканта-исполнителя"
Раздел: дополнительное образование





Назад




"

Роль

репертуара

в

развитии

музыканта

-

исполнителя

"

Как известно, культурную и образованную личность возможно воспитать на

высокохудожественных образцах мирового искусства, поскольку современная

музыкальная

педагогика

на

первое

место

ставит,

прежде

всего,

воспитание

личности. Узконаправленная специализация или, в музыкальном образовании

способны

порождать

дефекты

общеинтеллектуального

и

общекультурного

развития личности обучаемого. Зачастую такой подход в образовании приводит

к

искажению

самого

смысла

постижения

музыки

как

вида

искусства,

к

деградации педагогики искусства как предмета.

Принцип педагогической целесообразности заключается в том, что на основе

изучения музыкальных произведений учащийся должен:

1.

освоить

современные

виды

исполнительской

техники

игры

на

инструменте;

2.

овладеть спецификой исполнения музыкальных произведений различных

стилей, жанров и форм;

3.

познать особенности интерпретации стиля того или иного композитора;

4.

овладеть

большим

и

разнообразным

(по

стилю,

жанрам

и

форме)

музыкальным материалом;

5.

расширить багаж музыкально-теоретических и музыкально-исторических

сведений, овладеть навыками вербальной интерпретации музыки.

Принцип разнообразия стилей, жанров и форм изучаемой учащимся музыки

является традиционным и педагогически оправданным в том смысле, что его

соблюдение позволит будущему музыканту - исполнителю:

1.

выработать собственный индивидуальный исполнительский стиль игры,

выражающийся как в интерпретации музыки на инструменте, так и в

отношении к ней;

2.

расширить

музыкальный

интеллект

и

реализовать

индивидуальные

исполнительские возможности;

3.

овладеть

навыками

исполнения

самой

разнообразной

музыки,

определиться в собственном стиле и манере исполнения.

Принцип новизны

предполагает

введение

в

репертуар

музыкальных

произведений современных авторов, что позволит учащемуся овладеть стилем

исполнения

современной

музыки,

оригинальными

приемами

игры

на

инструменте.

Особое

значение

в

подборе

репертуара

имеет

его жанровое

разнообразие.

Основу учебно-педагогического и концертного репертуара баянистов и

аккордеонистов

должна

составлять народная

музыка.

Это

положение

подтверждают современные тенденции развития баянно-аккордеонной школы,

которые выражаются:

1.

в

широком

и

повсеместном

обращении

педагогов

и

концертирующих

исполнителей

к

народной

музыке,

в

ее

популяризации

среди

профессионалов и начинающих музыкантов;

2.

в

поиске

композиторами

новых

выразительных

возможностей

баяна,

аккордеона

в

инструментальной

интерпретации

народной

музыки.

В

н а с тоя щ е е

в р е м я

э тот

п р о ц е с с

н о с и т

р а з н о с то р о н н и й

и

разнонаправленный

характер6

это

фольклорные

и

стилизованные

обработки народных мелодий, их аутентичное и авангардное звучание,

эстрадные и джазовые транскрипции;

3.

в выходе народной музыки на широкую концертную сцену;

4.

во

включении

в

составы

различных

инструментальных

и

вокально-

инструментальных

ансамблей,

в

том

числе

эстрадного

и

джазовых

направлений

баяна

и

аккордеона

в

качестве

солирующих

или

аккомпанирующих инструментов;

5.

включение

в

обязательные

программы

исполнительских

конкурсов

произведений современных авторов на народные темы.

Объективная необходимость изучения произведений народной музыки в

инструментальном классе баяна, аккордеона обуславливается:

1.

необходимостью

владения

навыками

интерпретации

специфического

народного стиля инструментального музицирования. Как известно этот

стиль отличается оригинальными исполнительскими приемами игры и

звукоизвлечения на инструменте и даже некоторой манерностью, которую

следует

понимать

как

отражение

творческой

индивидуальности

музыканта

или

демонстрацию

его

самобытной

региональной

принадлежности.;

2.

яркой образностью, характерностью музыкального языка.

Инструментальные возможности современного баяна, аккордеона позволяют с

особой

выразительностью,

довольно

натурально

показать

колорит

русской

народной музыки. Продемонстрировать ее богатство ее тембровой и звуковой

палитры, разнообразие метроритмической организации, задушевность и тонкий

лиризм мелодики.

Классическая музыка как образец совершенного высокохудожественного

мирового

искусства

составляет

базовую

основу

учебно-педагогического

и

концертного репертуара музыканта-инструменталиста любой специализации. В

педагогическом

плане

работа

над

классическими

музыкальными

произведениями

это

высшая

школа

подготовки

баяниста,

аккордеониста,

которая

позволяет

воспитать

у

него

художественный

музыкальный

и

общеэстетический

вкус,

сформировать

высокий

уровень

исполнительской

культуры

игры

на

инструменте,

эффективно

развить

как

общие,

так

и

специальные музыкальные способности.

Прослушивание

разножанровых

образцов

и

их

чередование

помогают

ученикам ярче ощутить жанровый контраст произведений. Осознание характера

музыки сочетается в этой работе с изучением элементов музыкальной грамоты и

нотной записи.

В воспитании музыканта, в формировании его творческой индивидуальности

и в совершенствовании мастерства решающую роль играет тот репертуар, над

которым он работает в процессе обучения. Личность музыканта складывается из

взаимосвязанных

развивающихся

компонентов:

художественного

вкуса,

мышления, эмоционального строя, технического мастерства. И естественно, чем

шире

круг

музыкальных

образов,

чем

разнообразнее

стилистические

особенности,

язык

исполненных

произведений

и,

наконец,

чем

глубже

они

изучены,

тем

больше

условий

для

разностороннего

развития

будущего

музыканта.

Репертуар - самый важный, стержневой вопрос творчества исполнителя.

Репертуар - это его лицо, его визитная карточка. Еще не слыша музыканта, но,

зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о его творческом

лице,

его

эстетических

и

нравственных

позициях,

его

исполнительских

возможностях.

Умело

подобранный,

высокохудожественный

репертуар

обеспечивает творчески активную жизнь исполнителя, постоянно повышает его

исполнительское мастерство.

В учебном процессе репертуар приобретает особое значение, он является

основой

обучения

и

воспитания.

Недостаточное

внимание

педагога

к

воспитывающей роли репертуара ведет к стихийному, нецеленаправленному

развитию художественных вкусов и интересов. Поэтому одной из основных

задач

педагога

самого

начала

обучения

музыканта)

является

тщательно

продуманное,

целенаправленное

составление

репертуара

для

каждого

учащегося.

При подборе учебного материала педагог, прежде всего, должен решить два

вопроса:

1.

Какие новые знания и навыки приобретет учащийся, работая над данным

произведением?

2.

Развитию каких сторон личности будет способствовать художественное

содержание произведения?

Каждый из этих аспектов работы связан с рядом проблем. Перечислим

основные из них:

1) Проблема знаний. Основным требованием, которое предъявляет современный

уровень культуры к обучению, является его интенсификация. Говоря иными

словами, цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами

времени и сил, но с большими и лучшими результатами. Каким образом можно

сократить, например, первоначальный период обучения игре на баяне? Прежде

всего,

необходима

тесная

связь

теоретического

материала

с

практическим

освоением инструмента - учащийся должен получать только ту информацию,

которая нужна для овладения инструментом на данном этапе. Это приведет к

прочному

усвоению

теоретических

сведений,

к

приобретению

знаний;

практическая

направленность

знаний

будет

способствовать

скорейшему

формированию необходимых умений и переходу их в исполнительские навыки.

2) Проблема навыков. Процесс образования умений, полученных на начальном

этапе обучения и перехода их в навыки должен включать в себя не только

двигательные действия учащегося, но и анализ музыкального материала, выбор

рациональной аппликатуры, чтение нотного текста с листа и т. п.

3 ) Проблема воспитания. Педагог не может видеть свою задачу только в том,

чтобы научить учащихся хорошо играть на баяне. В процессе овладения баяном

ученикам должны прививаться и другие качества, такие как:

а)

стремление

постоянно

обогащать

свои

знания

в

различных

областях

искусства; стремление к выработке эстетических взглядов и вкусов;

б) умение видеть красивое в художественных произведениях различных видов

искусства; способность полноценно воспринимать прекрасное в любой области

жизни;

в)

ст ремление

развивать

свои

художе ственные

спо собно сти

и

совершенствоваться

в

одном

из

видов

искусства

-

в

данном

случае

в

исполнительстве на баяне.

При обучении игре на баяне важно иметь в виду уровень развития

художественного вкуса не только как результат этого обучения, но и как его

начальную,

отправную

точку.

Правильная

оценка

художественного

вкуса

человека

в

период

начала

занятий

музыкой,

учет

его

развития

в

процессе

овладения баяном - одно из условий успешного художественного воспитания

человека.

Забвение

этого

положения

нередко

приводит

в

музыкально

-

педагогической практике к тому, что обучение игре на баяне не только не

способствует художественному развитию человека, но дает противоположный

результат - воспитывает в человеке отвращение к музыке.

Нередко педагог, увлеченный хорошими способностями начинающего

учащегося

и

его

стремлением

к

скорейшему

овладению

инструментом,

старается

форсировать

этап

первоначального

обучения

этап

выработки

технических навыков игры на баяне. В классе задается чрезмерно большое

количество упражнений, этюдов, гамм; очень редко на уроках звучит народная

песня, популярные пьесы... У ребенка же, видевшего до этого в музыкальных

занятиях

только

приятную

сторону,

не

приученного

к

упорному,

порой

однообразному труду музыканта, возникает и постепенно развивается неприязнь

к музыке.

Ошибка педагога - прежде всего, в том, что он неправильно оценил уровень

художественного развития учащегося в момент занятий музыкой.

Чтобы наиболее верно определить уровень художественного вкуса учащегося

и

степень

его

интереса

к

музыкальным

занятиям,

педагог

должен

иметь

конкретное

представление

о

той

«механике»

возникновения

и

развития

у

человека музыкальных интересов, которая приводит его, в конце концов, к

практическому изучению музыкального искусства.

Одной

из

важнейших

задач

начального

периода

обучения

является

приобщение

ребенка

к

музыке.

Необходимо

вызвать

интерес

ученика

к

обучению, его любознательность и желание играть на выбранном музыкальном

инструменте.

Для

этого,

прежде

всего,

надо

подобрать

соответствующий

музыкальный материал, который может найти эмоциональный отклик в душе

ребенка и будет доступен его пониманию. Начальное обучение должно быть

основано

на

развитии

музыкального

мышления

ученика,

его

музыкально-

слуховых представлений, на накоплении им определенного музыкального опыта

и изучения на этой основе начал нотной грамоты.

Как сделать интересными и любимыми занятия музыкой? Этому могут

способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок,

текст

песенок,

сказка-рассказ.

Большую

роль

могут

сыграть

и

родители,

помогающие ребенку дома.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и

музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм,

темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному

ребенку

предложить

эмоциональную

и

подвижную

пьесу,

вряд

ли

можно

ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же

лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо

рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Таким образом, репертуар - самый важный, стержневой вопрос творчества

исполнителя. Репертуар - это его лицо, его визитная карточка. Еще не слыша

музыканта, но, зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о

его

творческом

лице,

его

эстетических

и

нравственных

позициях,

его

исполнительских возможностях. Умело подобранный, высокохудожественный

репертуар

обеспечивает

творчески

активную

жизнь

исполнителя,

постоянно

повышает его исполнительское мастерство.

В учебном процессе репертуар приобретает особое значение, он является

основой

обучения

и

воспитания.

Недостаточное

внимание

педагога

к

воспитывающей роли репертуара ведет к стихийному, нецеленаправленному

развитию художественных вкусов и интересов. Поэтому одной из основных

задач

педагога

самого

начала

обучения

музыканта)

является

тщательно

продуманное,

целенаправленное

составление

репертуара

для

каждого

учащегося.

Список литературы

1.

Алексеев, И.

Методика преподавания игры на баяне. – М., 1985.

2.

Баренбойм, Л. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Спб.:2000.

3.

Баян и баянисты

: Сборник методических материалов, под ред. Ю.Акимова.

– М., 1990.

4.

Говорушко, П.

Основы игры на баяне. – М., 1995.

5.

Завьялов, В.

Вопросы педагогики: Методическое пособие. – М., 1998.



В раздел образования