Напоминание

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса (ФГОС)


Автор: Бушумова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса (ФГОС)
Раздел: начальное образование





Назад




Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть

образовательного процесса (ФГОС)

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность стала

неотъемлемой частью образовательного процесса.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования

следует понимать, образовательную деятельность осуществляемую в формах, отличных

от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения

основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность является не только обязательной, в то время как участие в

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ

для

детей

является

добровольным.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в

соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная

активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит

закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и

гармонично развитого члена общества.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная

среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым

ребёнком своих интересов, увлечений.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и

подростками

своих

потребностей,

интересов,

способностей

в

тех

областях

познавательной,

социальной,

культурной

жизнедеятельности,

которые

не

могут

быть

реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных

дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

развитие социальной активности и желания реального участия в общественно

значимых делах;

расширение общекультурного кругозора обучающихся;

формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более

успешного освоения его содержания;

помощь

в

определении

способностей

к

тем

или

иным

видам

деятельности

(художественной,

вокальной,

спортивной,

технической

и

др.)

и

содействие

в

их

реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого

общения.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Существуют следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

1) спортивно-оздоровительное;

2) художественно-эстетическое;

3) научно-познавательное;

4) военно-патриотическое;

5) общественно полезная деятельность;

6) проектная деятельность.

В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути

общего

образования,

копируя

его

методы

и

средства.

Такой

путь,

безусловно,

технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать

результаты

реализуемого

образовательного

процесса;

однако

он

не

определяет

характеристики

внеурочной

деятельности,

а

следовательно,

не

позволяет

достигнуть

определенных ФГОС результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается,

что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.

Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-

разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на

уровне

программ,

методик

их

реализации.

Опираясь

на

отличительные

особенности

разных

видов

деятельности

урочной

и

внеурочной

необходимо

выстраивать

внеурочные

занятия

таким

образом,

чтобы

факт

их

проведения

был

фактом

психологической

и

физической

разгрузки

ребенка,

формирования

личностных

и

метапредметных результатов ФГОС. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась

к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение

планируемых результатов.

Таблица

Сравнительная характеристика урочной и внеурочной деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельности

Степень регламентации содержания

Классно-урочная система утверждает

твердо

регламентированный

режим

учебно-воспитательной

работы:

п о с т о я н н о е

м е с т о

и

п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь

з а н я т и й ,

с т а б и л ь н ы й

с о с т а в

у ч а щ и х с я

одинакового уровня подготовленности

и

одного

возраста,

с т а б и льн о е

расписание

Внеурочной деятельности не присущи жесткая

регламентация

содержания

деятельности

и

чисто управленческий подход при составлении

программ,

алгоритмов,

планов.

Внеурочная

деятельность

нацелена

на

индивидуальный,

«штучный»

характер

во спитания ребенка,

п р и ч е м

в о с п и т а н и е

о с н о в ы в а е т с я

н а

увлеченности

предметом

той

деятельности,

которой учащийся отдает предпочтение.

Организационная форма

урок

кружки, секции, «круглые столы», конференции,

диспуты, школьные научные общества,

олимпиады, соревнования, поисковые и научные

исследования, общественно полезные практики ,

экскурсии, путешествия, коллоквиумы

Содержание

УМК

Материалы интернета, дополнительной

литературы

Место проведения

кабинет

Кабинет, музей, актовый зал,

Состав участников

Ученики данного класса

Группа учащихся, увлеченных одной темой

Формы и методы

Формы и методы определенные

рабочей программой

Формы

целенаправленной

организации

свободного времени учащихся, объединяющей

все

виды

деятельности

школьников (кроме

учебной), в которых возможно и целесообразно

решение задач их воспитания и социализации.

Системно- деятельностный подход

Режим занятий

40 мин

время

реализации

вне

или

после

обязательный

учебных

занятий

и

основных

учебных программ;

По мере решения проблемы или её части



В раздел образования