Автор: Бушумова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса (ФГОС)
Раздел: начальное образование
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть
образовательного процесса (ФГОС)
С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность стала
неотъемлемой частью образовательного процесса.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования
следует понимать, образовательную деятельность осуществляемую в формах, отличных
от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность является не только обязательной, в то время как участие в
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
для
детей
является
добровольным.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в
соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная
активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит
закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и
гармонично развитого члена общества.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная
среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым
ребёнком своих интересов, увлечений.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и
подростками
своих
потребностей,
интересов,
способностей
в
тех
областях
познавательной,
социальной,
культурной
жизнедеятельности,
которые
не
могут
быть
реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных
дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
развитие социальной активности и желания реального участия в общественно
значимых делах;
расширение общекультурного кругозора обучающихся;
формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более
успешного освоения его содержания;
помощь
в
определении
способностей
к
тем
или
иным
видам
деятельности
(художественной,
вокальной,
спортивной,
технической
и
др.)
и
содействие
в
их
реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого
общения.
Виды и направления внеурочной деятельности.
Существуют следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
1) спортивно-оздоровительное;
2) художественно-эстетическое;
3) научно-познавательное;
4) военно-патриотическое;
5) общественно полезная деятельность;
6) проектная деятельность.
В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути
общего
образования,
копируя
его
методы
и
средства.
Такой
путь,
безусловно,
технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать
результаты
реализуемого
образовательного
процесса;
однако
он
не
определяет
характеристики
внеурочной
деятельности,
а
следовательно,
не
позволяет
достигнуть
определенных ФГОС результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается,
что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.
Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-
разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на
уровне
программ,
методик
их
реализации.
Опираясь
на
отличительные
особенности
разных
видов
деятельности
–
урочной
и
внеурочной
–
необходимо
выстраивать
внеурочные
занятия
таким
образом,
чтобы
факт
их
проведения
был
фактом
психологической
и
физической
разгрузки
ребенка,
формирования
личностных
и
метапредметных результатов ФГОС. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась
к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение
планируемых результатов.
Таблица
Сравнительная характеристика урочной и внеурочной деятельности
Урочная деятельность
Внеурочная деятельности
Степень регламентации содержания
Классно-урочная система утверждает
твердо
регламентированный
режим
учебно-воспитательной
работы:
п о с т о я н н о е
м е с т о
и
п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь
з а н я т и й ,
с т а б и л ь н ы й
с о с т а в
у ч а щ и х с я
одинакового уровня подготовленности
и
одного
возраста,
с т а б и льн о е
расписание
Внеурочной деятельности не присущи жесткая
регламентация
содержания
деятельности
и
чисто управленческий подход при составлении
программ,
алгоритмов,
планов.
Внеурочная
деятельность
нацелена
на
индивидуальный,
«штучный»
характер
во спитания ребенка,
п р и ч е м
в о с п и т а н и е
о с н о в ы в а е т с я
н а
увлеченности
предметом
той
деятельности,
которой учащийся отдает предпочтение.
Организационная форма
урок
кружки, секции, «круглые столы», конференции,
диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики ,
экскурсии, путешествия, коллоквиумы
Содержание
УМК
Материалы интернета, дополнительной
литературы
Место проведения
кабинет
Кабинет, музей, актовый зал,
Состав участников
Ученики данного класса
Группа учащихся, увлеченных одной темой
Формы и методы
Формы и методы определенные
рабочей программой
Формы
целенаправленной
организации
свободного времени учащихся, объединяющей
все
виды
деятельности
школьников (кроме
учебной), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации.
Системно- деятельностный подход
Режим занятий
40 мин
время
реализации
–
вне
или
после
обязательный
учебных
занятий
и
основных
учебных программ;
По мере решения проблемы или её части