Автор: Найда Ольга Кондратьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках физики в соответствии с ФГОС. Лабораторные работы и уроки решения задач".
Раздел: среднее образование
Найда О. К. учитель физики МБОУ гимназия № 44 г. Краснодар
Использование ИКТ на уроках физики в соответствии с ФГОС.
Лабораторные работы и уроки решения задач.
Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках физики является
необходимой
составляющей для
формирования образовательной среды в условиях ФГОС.
Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и
неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование.
Инертность
системы
образования
–
качество
положительное,
поскольку
ставит заслон в сфере обучения быстро проходящей моде, конъюнктуре,
личностным амбиция. Вместе с тем эта система должна соответствовать
перспективным
тенденциям
социального
и
интеллектуального
развития
общества,
на
данном
этапе
–
должна
способствовать
переходу
к
информационному обществу.
Компьютеризация системы образования – это не просто «введение»
компьютеров в традиционный процесс обучения, а кардинальная перестройка
всей
системы
обучения.
Меняется
содержание
деятельности
учителя
и
учащихся,
структура
и
организация
учебного
процесса,
формируются
методические,
психологические,
дидактические
основы
преподавания
и
обучения. Разрабатываются новые педагогические технологии обучения. В
настоящее время основной задачей компьютеризации среднего образования
можно
считать
разработку
интерактивных
обучающих
сред
управления
познавательной деятельностью и развития учащихся.
Число
детей,
умеющих
пользоваться
компьютером,
стремительно
растёт. Однако, многие из них используют компьютер для развлечения и
отдыха. Условиями успешности обучения в компьютеризированной учебной
среде является грамотное сочетание возможностей компьютера как средства
обучения с другими традиционными средствами.
Компьютерная поддержка уроков физики включает в себя
- создание дидактически активной познавательной среды;
- показ видео - и анимационных фрагментов для постановки учебных
проблем, демонстрации физических явлений;
- демонстрация классических, а также невоспроизводимых в школьных
условиях опытов;
- анализ и демонстрация опытов с возможностью вариаций начальных
условий и параметров;
- проведение компьютерных лабораторных работ (использование мини-
лабораторий «Архимед», «L-микро»), и т. д.
В этом году в учебные программы во всех классах были включены
дополнительные
лабораторные
работы.
Методику
проведения
данных
лабораторных работ в силу необходимости пришлось разрабатывать самим
учителям. В ходе проведения лабораторных работ использование компьютера
имеет большое значение. Так на экран выводилось описание выполнения
работы,
необходимый
теоретический
материал,
контрольные
задания
и
вопросы. В связи с отсутствием достаточного необходимого оборудования
для
проведения
некоторых
работ,
работы
выполнялись
с
помощью
использования программных педагогических средств (ППС), таких как «1С:
Образование. Физика. Библиотека наглядных пособий.7-11 классы». Данные
лабораторные работы выполнялись виртуально с демонстрацией приборов.
Пользуясь
ППС
и
компьютером,
проводятся
уроки
решения
задач.
Например,
при
изучении
темы
«Квантовая
физика»
решаются
задачи
по
фотоэффекту (ППС «Физика в картинках»). В ходе решения мы наблюдаем
сам
опыт,
изменяя
различные
параметры,
видим
результат
и
график
зависимости физических величин.
Использование ИКТ на уроках физики п о м о г а е т
д о с т и ж е н и ю
следующих целей: активизация интереса учащегося к предмету и процессу
учения. Развитие навыков самостоятельной работы по нахождению нужной
информации.