Автор: Нючева Светлана Анатольевна
Должность: учитель литературы и русского языка
Учебное заведение: МКОУ Чулымская СОШ
Населённый пункт: село Чулым Здвинского района Новосибирской области
Наименование материала: проект вне урока
Тема: Что представляет собой душа человека (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")
Раздел: среднее образование
МКОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа
Проект вне урока «Что представляет собой душа человека»
(исследовательский проект по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
Проект выполнила: Усольцева Кристина
9 класс
Научный руководитель:
Нючева Светлана Анатольевна
учитель русского языка и литературы
С.Чулым 2017
Душой ли, славу полюбившей,
Ничтожность в мире полюбить?
Душой ли, к счастью не остывшей,
Волненья мира не испить?
Н.В.Гоголь
Содержание:
1.Цели, задачи
2.Актуальность произведения Н.В.Гоголя.
3.Цветовая палитра поэмы. Соотнесение её с образами помещиков.
4.Письма Гоголя и соотнесение их с характерами помещиков.
5. Интерпретация цвета, глаголов движения, связанных с героями поэмы..
6.На что похожи души помещиков в поэме.
7.Использованные ресурсы.
Цель проекта:
Раскрыть тайну замысла автора в ходе исследования.
Задачи:
1)Проанализировать устаревшие слова, дать им толкование, определить их
роль в тексте произведения.
2)Раскрыть
тайны
характеров
помещиков
в
поэме
через
цвет,
через
окружающие их предметы.
3)Изучить письма Гоголя и соотнести их с «Мёртвыми душами».
4) Вывод.
Актуальность произведения «Мёртвые души»
Заслуга
великого
писателя
в
том,
что
он
мастерски
изобразил
в
своём
произведении
множество
самых
разнообразных
характеров.
Связи
творчества
Гоголя
с
современностью
широки
и
многолики.
Утрата
нравственных
критериев
характеризует
ту
самовлюблённую
пошлость,
которая
иронически
относится
к
духовным
интересам
и
«высоким
материям». Отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не
изжиты
до
сих
пор
и
ярко
проявляются
в
21
веке.
Косность,
застой,
консерватизм вызывают в писателе протест, ибо они рождают страх перед
любыми
переменами
в
мире.
В
наши
дни
мы
наблюдаем
всплески
агрессивного
воинствующего
консерватизма
в
странах
Азии,
Западной
Европы. Современным акционерам тоже свойственно представление, что
жизнь
полностью
подвластна
только
тем,
кто
имеет
власть
и
деньги.
Неиссякаемая сила образных обобщений Гоголя раскрывают непреходящее
значение его художественного наследия.
Творчество великого писателя на удивление соприкасается с проблемами
наших
дней.
Гоголевские
образы
позволяют
яснее
понять
активность
современных беззастенчивых дельцов.
Наш исследовательский маршрут:
1)«Полюби
нас
чёрненькими,
а
беленькими
нас
всякий
полюбит».
Составление цветовой гаммы эпизодов поэмы «Мёртвые души».
2)
Психологический
портрет
автора
поэмы
.Сопоставление
образов
помещиков с биографическими фактами Н.В.Гоголя.
3) «История моей собственной души…»
Чтение первой главы поэмы. Какие цвета использует Гоголь?
«…когда бричка подъехала к гостинице, встретился в белых канифасовых
панталонах…», «…верхний фасад гостиницы был выкрашен вечною жёлтою
краскою…», «…в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди
и лицом таким же красным, как самовар, так что издали можно было
подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с
чёрной, как смоль бородою…»
«…завёрнутая
в
синюю
бумагу
жареная
курица…»,
«…
городской
сад,
который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками
внизу,
в
виде
треугольников,
очень
красиво
выкрашенных
зелёною
масляною краскою…»
Вывод: автор использует 6 цветов: жёлтый, зелёный, белый, красный, синий,
чёрный.
Так появляется цветовая палитра
произведения.
Интерпретация цвета в поэме «Мёртвые души»
Белый цвет может означать сакральность, чистоту, свет, плодородие и в то
же
время
он
связан
с
представлениями
о
потустороннем
мире(«белый
траур», смерть, старость в образе женщины в белых одеждах).
Красный – цвет жизни, огня, здоровья и вместе с тем он «сопровождает»
демонических персонажей(красную шапку носит домовой, водяной, леший,
карлики4 красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, чёрта, русалок) Особо
значимы в народных представлениях красное полотно, пасхальное яйцо,
которые являются оберегом. Это и агрессивный цвет: он символизирует
гнев, страсть к соблазнам, войну, угрозу.
Наиболее
конкретной
символикой
обладает чёрный
цвет,
который
ассоциируется
с
землёй,
смертью,
мраком;
в
семьях,
где
был
траур,
пасхальные яйца красили в чёрный или другой тёмный цвет - фиолетовый,
синий.
Зелёный цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью,
несёт
разнообразное
символическое
значение
Это
атрибут
«чужого»
пространства, где обитает нечистая сила (в южнославянских заговорах на
«зелёную гору», «зелёную траву» изгоняются злые духи. Одновременно
зелёный
цвет
–
цвет
разложения,
плесени
.Это
и
цвет
непослушания,
зависти, ревности, наивности, незрелости.
Жёлтый
цвет наделяется с преимущественно негативной оценкой, часто
осмысляется
как
символ
смерти(появление
жёлтого
пятна
на
руке
предвещает смерть,; в жёлтый цвет красили яйца, предназначенные для
поминовения).Растения с жёлтыми цветами (корнями, соком) и предметы
жёлтого
цвета
используются
для
лечения
«жёлтых»
болезней(желтуха,
лихорадка)Этот цвет может выступать как заменитель золота, он связан с
богатством и говорит о накопительстве.
Синий,
как
цвет
ясного
неба
и
моря,
представляет
высоту
и
глубину,
постоянство,
надёжность,
преданность,
правосудие,
совершенство,
размышление,
мир.
Синий
цвет
иногда
символизирует
сомнение,
недоверчивость.
Интерпретируем цвет в контексте произведения
Соотносим каждого помещика с определённым цветом: красный- Ноздрёв,
жёлтый
–
Коробочка,
зелёный
–
Манилов,
чёрный
–Чичиков,
белый
–
Плюшкин.
Выбор
связан
с
авторской
характеристикой.
В
описании
Манилова автор использует зелёный цвет, (зелёный шалоновый сюртук), при
описании
Ноздрёва-
красный:
«свеж
он
был
как
кровь
с
молоком».
Противоречия возникали при описании портрета Собакевича. Продолжаем
исследовать
текст.
Автор
сравнивает
Собакевича
с
медведем:
«Когда
Чичиков искоса взглянул на Собакевича, он ему показался похожим на
средней величины медведя». Следовательно, цвет-коричневый, но мы нашли
в тексте ещё один сравнительный образ: «…у самого окна висела клетка, из
которой глядел дрозд, очень похожий на Собакевича».
Но какого цвета дрозд? И кто Собакевич : медведь или дрозд? Мы пришли к
выводу, что дрозд – характер и образ жизни Собакевича. Доказательство –
авторский
текст.
«Деревня
показалась
ему
довольно
велика;
два
леса,
берёзовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у
ней справа и слева…» По этому описанию мы с ребятами определили
разновидность
и
цвет
дрозда
–
синий
дрозд.
Находим
описание
в
энциклопедии
:
«Если
классификацию
характеров
людей
применить
к
дроздам, то синий дрозд всегда задумчив, медлителен и печален. Синие
дрозды никогда не собираются в стаи, не терпят соседей на расстоянии
менее
ста
метров,
никогда
не
появляются
на
открытых
местах,
а
для
гнездования выбирают, как правило, самые глухие участки леса. Собакевич
ассоциируется
с
синим
цветом,
который
символизирует
постоянство,
сознательность, преданность в семейной жизни, сомнение в правосудии и
недоверчивость.
Его
тонкая
душа
скрывалась
за
грубой
медвежьей
внешностью. «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него
была, но совсем не там, где следует, а как у бессмертного кощея…».Так
рождается цветовая палитра помещиков.
Анализируем устаревшие слова, которые встретились в главах, посвящённых
помещикам.
Вывод от анализа устаревших слов:
Гоголь к каждому образу помещика подбирал слова с особой семантической
окраской, раскрывавшей внутреннее содержание каждого: душа Коробочки-
мешочки с деньгами, душа Ноздрёва –карточная игра; душа Плюшкина –
лукошко для хранения льна; душа Собакевича – яйцо кощея бессмертного;
душа Манилова – наивная мечтательница; душа Чичикова – негоция, сделка.
Омертвение души начинается с бедности чувств. Деградацию души рождает
бесцельность существования.
Гоголь использовал разные значения слова «душа»:
1.Нематериальная субстанция, противопоставляемая телу.
2.Внутренний мир человека.//Психические переживания как основа жизни.
3.Совокупность склонностей и черт, присущих определённому лицу.
4.Разг.Человек-единица счёта. «У кого двадцать душ, у кого тридцать».
Исследование писем Н.В.Гоголя
В четырёх письмах(«Избранные места из переписки с друзьями») по поводу
«Мёртвых душ» Н.В.Гоголь пишет об этом произведении:
«…» герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние
сочинения- история моей собственной души(т.8, стр.77)Я уже от многих
своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям». Письмо Гоголя
А.О.Россет от 15 апреля 1847 года, в котором он писал, что если у него не
найдётся достаточно материала, то в «Мёртвых душах» на место людей
высунется его собственный нос. На основании признаний автора находим в
героях «Мёртвых душ» все его черты.
Ранние письма Гоголя, особенно –письмо от 1 октября1824 года, где он
поздравляет мать с днём Ангела («Позвольте, дражайшая маминька!
Позвольте поздравить вас с днём Ангела вашего, с сим блаженнейшим днём
для каждого нежного и благодарного сына. Ваша родительская любовь и
нежность, ваши благодеяния, ваши о мне попечения, - всё сильнее побуждают
меня взяться за перо, чтоб изъявить вам свою благодарность». Здесь
выявиили черты Манилова.
В конце шестой главы, Чичиков, возвращаясь от Плюшкина в гостиницу,
слышит «те слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь
замечтавшегося двадцатилетнего юношу»(т.5 стр. 122), автор в образе
«замечтавшегося двадцатилетнего юноши», который «в небесах и к Шиллеру
заехал в гости» (т.5, стр.122), видит себя.
При описании дома Собакевича Гоголь изображал то, что было близко и ему
самому: «Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся
со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии , хозяин –
удобства…» (т.5, стр.88). В 1830 году Гоголь был вовлечён в хлопоты по
поводу дома в Васильевке, он заботился о том, чтобы было соблюдено как
можно больше экономии и вместе с тем, чтобы дать постройкам лучший вид.
Гоголь писал в письме к А.С.Данилевскому от 5 февраля 1839года:
«Мы приближаемся с тобою с (Высшие Силы! Какая тоска!) к тем летам,
когда уходят на дно глубже наши живые впечатления и когда наши
ослабевающие силы, увы, часто не в силах вызвать их наружу… Пусть мы
будем иметь хоть я несколько минут, в которые будем свежи и молоды» (т.9,
стр.122-123)
Какое из значений слова «душа» легло в основу заглавия поэмы?
Вывод :
Внутренний мир человека, его обнищание и исчезновение, отсутствие
отзывчивости.
Приводим в пример фразу Гоголя:
«И хоть бы одна душа заговорила во всеуслышанье!Т очно как бы вымерло
всё, как бы в самом деле обитают в России неживые души, а какие-то
мёртвые души. И меня же упрекают в плохом знанье России!»
Вывод нашего исследования:
Поэма «Мёртвые души –книга совести. Мы совершили для себя открытие
нового диалога с писателем. Душа не может быть мёртвой. Тайн и загадок в
поэме ещё очень много. Гоголь учит нас мыслить и быть живыми душами,
способными к размышлению.
Источники, использованные для проекта:
«Мёртвые души» Н.В.Гоголь» «Московский рабочий» 1984г.
Энциклопедический словарь «Советская энциклопедия»1964 (под ред.
Б.А.Введенского)
Словарь языческой мифологии
Журнал «Литература в школе»№9, 2008 г.стр.33-36//Дудко Н.П. «Урок
открытых мыслей»