Напоминание

Что представляет собой душа человека (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")


Автор: Нючева Светлана Анатольевна
Должность: учитель литературы и русского языка
Учебное заведение: МКОУ Чулымская СОШ
Населённый пункт: село Чулым Здвинского района Новосибирской области
Наименование материала: проект вне урока
Тема: Что представляет собой душа человека (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")
Раздел: среднее образование





Назад




МКОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа

Проект вне урока «Что представляет собой душа человека»

(исследовательский проект по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

Проект выполнила: Усольцева Кристина

9 класс

Научный руководитель:

Нючева Светлана Анатольевна

учитель русского языка и литературы

С.Чулым 2017

Душой ли, славу полюбившей,

Ничтожность в мире полюбить?

Душой ли, к счастью не остывшей,

Волненья мира не испить?

Н.В.Гоголь

Содержание:

1.Цели, задачи

2.Актуальность произведения Н.В.Гоголя.

3.Цветовая палитра поэмы. Соотнесение её с образами помещиков.

4.Письма Гоголя и соотнесение их с характерами помещиков.

5. Интерпретация цвета, глаголов движения, связанных с героями поэмы..

6.На что похожи души помещиков в поэме.

7.Использованные ресурсы.

Цель проекта:

Раскрыть тайну замысла автора в ходе исследования.

Задачи:

1)Проанализировать устаревшие слова, дать им толкование, определить их

роль в тексте произведения.

2)Раскрыть

тайны

характеров

помещиков

в

поэме

через

цвет,

через

окружающие их предметы.

3)Изучить письма Гоголя и соотнести их с «Мёртвыми душами».

4) Вывод.

Актуальность произведения «Мёртвые души»

Заслуга

великого

писателя

в

том,

что

он

мастерски

изобразил

в

своём

произведении

множество

самых

разнообразных

характеров.

Связи

творчества

Гоголя

с

современностью

широки

и

многолики.

Утрата

нравственных

критериев

характеризует

ту

самовлюблённую

пошлость,

которая

иронически

относится

к

духовным

интересам

и

«высоким

материям». Отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не

изжиты

до

сих

пор

и

ярко

проявляются

в

21

веке.

Косность,

застой,

консерватизм вызывают в писателе протест, ибо они рождают страх перед

любыми

переменами

в

мире.

В

наши

дни

мы

наблюдаем

всплески

агрессивного

воинствующего

консерватизма

в

странах

Азии,

Западной

Европы. Современным акционерам тоже свойственно представление, что

жизнь

полностью

подвластна

только

тем,

кто

имеет

власть

и

деньги.

Неиссякаемая сила образных обобщений Гоголя раскрывают непреходящее

значение его художественного наследия.

Творчество великого писателя на удивление соприкасается с проблемами

наших

дней.

Гоголевские

образы

позволяют

яснее

понять

активность

современных беззастенчивых дельцов.

Наш исследовательский маршрут:

1)«Полюби

нас

чёрненькими,

а

беленькими

нас

всякий

полюбит».

Составление цветовой гаммы эпизодов поэмы «Мёртвые души».

2)

Психологический

портрет

автора

поэмы

.Сопоставление

образов

помещиков с биографическими фактами Н.В.Гоголя.

3) «История моей собственной души…»

Чтение первой главы поэмы. Какие цвета использует Гоголь?

«…когда бричка подъехала к гостинице, встретился в белых канифасовых

панталонах…», «…верхний фасад гостиницы был выкрашен вечною жёлтою

краскою…», «…в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди

и лицом таким же красным, как самовар, так что издали можно было

подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с

чёрной, как смоль бородою…»

«…завёрнутая

в

синюю

бумагу

жареная

курица…»,

«…

городской

сад,

который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками

внизу,

в

виде

треугольников,

очень

красиво

выкрашенных

зелёною

масляною краскою…»

Вывод: автор использует 6 цветов: жёлтый, зелёный, белый, красный, синий,

чёрный.

Так появляется цветовая палитра

произведения.

Интерпретация цвета в поэме «Мёртвые души»

Белый цвет может означать сакральность, чистоту, свет, плодородие и в то

же

время

он

связан

с

представлениями

о

потустороннем

мире(«белый

траур», смерть, старость в образе женщины в белых одеждах).

Красный – цвет жизни, огня, здоровья и вместе с тем он «сопровождает»

демонических персонажей(красную шапку носит домовой, водяной, леший,

карлики4 красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, чёрта, русалок) Особо

значимы в народных представлениях красное полотно, пасхальное яйцо,

которые являются оберегом. Это и агрессивный цвет: он символизирует

гнев, страсть к соблазнам, войну, угрозу.

Наиболее

конкретной

символикой

обладает чёрный

цвет,

который

ассоциируется

с

землёй,

смертью,

мраком;

в

семьях,

где

был

траур,

пасхальные яйца красили в чёрный или другой тёмный цвет - фиолетовый,

синий.

Зелёный цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью,

несёт

разнообразное

символическое

значение

Это

атрибут

«чужого»

пространства, где обитает нечистая сила (в южнославянских заговорах на

«зелёную гору», «зелёную траву» изгоняются злые духи. Одновременно

зелёный

цвет

цвет

разложения,

плесени

.Это

и

цвет

непослушания,

зависти, ревности, наивности, незрелости.

Жёлтый

цвет наделяется с преимущественно негативной оценкой, часто

осмысляется

как

символ

смерти(появление

жёлтого

пятна

на

руке

предвещает смерть,; в жёлтый цвет красили яйца, предназначенные для

поминовения).Растения с жёлтыми цветами (корнями, соком) и предметы

жёлтого

цвета

используются

для

лечения

«жёлтых»

болезней(желтуха,

лихорадка)Этот цвет может выступать как заменитель золота, он связан с

богатством и говорит о накопительстве.

Синий,

как

цвет

ясного

неба

и

моря,

представляет

высоту

и

глубину,

постоянство,

надёжность,

преданность,

правосудие,

совершенство,

размышление,

мир.

Синий

цвет

иногда

символизирует

сомнение,

недоверчивость.

Интерпретируем цвет в контексте произведения

Соотносим каждого помещика с определённым цветом: красный- Ноздрёв,

жёлтый

Коробочка,

зелёный

Манилов,

чёрный

–Чичиков,

белый

Плюшкин.

Выбор

связан

с

авторской

характеристикой.

В

описании

Манилова автор использует зелёный цвет, (зелёный шалоновый сюртук), при

описании

Ноздрёва-

красный:

«свеж

он

был

как

кровь

с

молоком».

Противоречия возникали при описании портрета Собакевича. Продолжаем

исследовать

текст.

Автор

сравнивает

Собакевича

с

медведем:

«Когда

Чичиков искоса взглянул на Собакевича, он ему показался похожим на

средней величины медведя». Следовательно, цвет-коричневый, но мы нашли

в тексте ещё один сравнительный образ: «…у самого окна висела клетка, из

которой глядел дрозд, очень похожий на Собакевича».

Но какого цвета дрозд? И кто Собакевич : медведь или дрозд? Мы пришли к

выводу, что дрозд – характер и образ жизни Собакевича. Доказательство –

авторский

текст.

«Деревня

показалась

ему

довольно

велика;

два

леса,

берёзовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у

ней справа и слева…» По этому описанию мы с ребятами определили

разновидность

и

цвет

дрозда

синий

дрозд.

Находим

описание

в

энциклопедии

:

«Если

классификацию

характеров

людей

применить

к

дроздам, то синий дрозд всегда задумчив, медлителен и печален. Синие

дрозды никогда не собираются в стаи, не терпят соседей на расстоянии

менее

ста

метров,

никогда

не

появляются

на

открытых

местах,

а

для

гнездования выбирают, как правило, самые глухие участки леса. Собакевич

ассоциируется

с

синим

цветом,

который

символизирует

постоянство,

сознательность, преданность в семейной жизни, сомнение в правосудии и

недоверчивость.

Его

тонкая

душа

скрывалась

за

грубой

медвежьей

внешностью. «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него

была, но совсем не там, где следует, а как у бессмертного кощея…».Так

рождается цветовая палитра помещиков.

Анализируем устаревшие слова, которые встретились в главах, посвящённых

помещикам.

Вывод от анализа устаревших слов:

Гоголь к каждому образу помещика подбирал слова с особой семантической

окраской, раскрывавшей внутреннее содержание каждого: душа Коробочки-

мешочки с деньгами, душа Ноздрёва –карточная игра; душа Плюшкина –

лукошко для хранения льна; душа Собакевича – яйцо кощея бессмертного;

душа Манилова – наивная мечтательница; душа Чичикова – негоция, сделка.

Омертвение души начинается с бедности чувств. Деградацию души рождает

бесцельность существования.

Гоголь использовал разные значения слова «душа»:

1.Нематериальная субстанция, противопоставляемая телу.

2.Внутренний мир человека.//Психические переживания как основа жизни.

3.Совокупность склонностей и черт, присущих определённому лицу.

4.Разг.Человек-единица счёта. «У кого двадцать душ, у кого тридцать».

Исследование писем Н.В.Гоголя

В четырёх письмах(«Избранные места из переписки с друзьями») по поводу

«Мёртвых душ» Н.В.Гоголь пишет об этом произведении:

«…» герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние

сочинения- история моей собственной души(т.8, стр.77)Я уже от многих

своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям». Письмо Гоголя

А.О.Россет от 15 апреля 1847 года, в котором он писал, что если у него не

найдётся достаточно материала, то в «Мёртвых душах» на место людей

высунется его собственный нос. На основании признаний автора находим в

героях «Мёртвых душ» все его черты.

Ранние письма Гоголя, особенно –письмо от 1 октября1824 года, где он

поздравляет мать с днём Ангела («Позвольте, дражайшая маминька!

Позвольте поздравить вас с днём Ангела вашего, с сим блаженнейшим днём

для каждого нежного и благодарного сына. Ваша родительская любовь и

нежность, ваши благодеяния, ваши о мне попечения, - всё сильнее побуждают

меня взяться за перо, чтоб изъявить вам свою благодарность». Здесь

выявиили черты Манилова.

В конце шестой главы, Чичиков, возвращаясь от Плюшкина в гостиницу,

слышит «те слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь

замечтавшегося двадцатилетнего юношу»(т.5 стр. 122), автор в образе

«замечтавшегося двадцатилетнего юноши», который «в небесах и к Шиллеру

заехал в гости» (т.5, стр.122), видит себя.

При описании дома Собакевича Гоголь изображал то, что было близко и ему

самому: «Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся

со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии , хозяин –

удобства…» (т.5, стр.88). В 1830 году Гоголь был вовлечён в хлопоты по

поводу дома в Васильевке, он заботился о том, чтобы было соблюдено как

можно больше экономии и вместе с тем, чтобы дать постройкам лучший вид.

Гоголь писал в письме к А.С.Данилевскому от 5 февраля 1839года:

«Мы приближаемся с тобою с (Высшие Силы! Какая тоска!) к тем летам,

когда уходят на дно глубже наши живые впечатления и когда наши

ослабевающие силы, увы, часто не в силах вызвать их наружу… Пусть мы

будем иметь хоть я несколько минут, в которые будем свежи и молоды» (т.9,

стр.122-123)

Какое из значений слова «душа» легло в основу заглавия поэмы?

Вывод :

Внутренний мир человека, его обнищание и исчезновение, отсутствие

отзывчивости.

Приводим в пример фразу Гоголя:

«И хоть бы одна душа заговорила во всеуслышанье!Т очно как бы вымерло

всё, как бы в самом деле обитают в России неживые души, а какие-то

мёртвые души. И меня же упрекают в плохом знанье России!»

Вывод нашего исследования:

Поэма «Мёртвые души –книга совести. Мы совершили для себя открытие

нового диалога с писателем. Душа не может быть мёртвой. Тайн и загадок в

поэме ещё очень много. Гоголь учит нас мыслить и быть живыми душами,

способными к размышлению.

Источники, использованные для проекта:

«Мёртвые души» Н.В.Гоголь» «Московский рабочий» 1984г.

Энциклопедический словарь «Советская энциклопедия»1964 (под ред.

Б.А.Введенского)

Словарь языческой мифологии

Журнал «Литература в школе»№9, 2008 г.стр.33-36//Дудко Н.П. «Урок

открытых мыслей»



В раздел образования