Автор: Зеленская Лидия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская СОШ№1"
Населённый пункт: п. Ивня Белгородской области
Наименование материала: разработка внеурочного мероприятия
Тема: "Зимушка-зима"
Раздел: начальное образование
Разработчик
Зеленская Лидия Петровна, классный руководитель 2 «В» класса
Участники
мероприятия
Обучающиеся 2 В класса , родители, шефы 5 В класса.
Название мероприятия
«Зимушка-зима»
Цель
Создать условия для развития познавательной активности
обучающихся c характерными признаками явлений природы
зимой, способствовать сплоченности ученического коллектива и
родителей.
Планируемые
результаты
Дать представление о характерных признаках явлений природы
зимой, способствовать развитию связной речи, оперативной памяти,
произвольного внимания, логического мышления, воспитание
в детях эстетического восприятия природы.
Форма проведения
Игра-соревнование.
Подготовительная
работа
1.Подготовка рисунков по теме : «Зимушка-зима».
2.Разучивание песни «Снежинки», стихотворений.
3. .Подготовка презентации «Зимушка-зима»
Оборудование
Компьютер, проектор, презентация «Зимушка-зима», рисунки
учащихся.
Ход мероприятия
№
Название этапа
Оборудование
Деятельность
Воспитательный
результат
1.
Организационная
часть
Описание этапа
2.
Актуализация знаний
учащихся
Слайд 1
Сегодня
мы
проведем
игру-
с оре в н ова н и е .
Ул ыбните сь,
ребята.
Подарите
свою
улыбку
друг другу. Сегодня, ребята, у нас
необычное
занятие,
а
о
чем
мы
будем говорить, вы узнаете, когда
отгадаете загадки.
- Отгадайте загадки:
1) Старик-шутник:
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз)
1
2) На всех садится,
Никого не боится. (Снежинка)
3) Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег)
3.
Сообщение темы
занятия
Слайд 2.
-
О
чем
мы
будем
говорить
на
занятии?
(о
зиме).
Да,
тема
сегодняшнего занятия: «Зимушка-
зима». (Слайд 2). Оно необычное,
проведем мы его в форме игры-
соревнования, а
помогут нам
жюри. Они
будут наблюдать и
оценивать вашу работу.
формирование
умения ставить и
формулировать
проблему
4.
Введение в тему
Слайд 3
а) Итак, начнем с разминки.
б) - Ребята, какие месяцы зимы
вам известны?
в) Беседа о трех месяцах
(В зиме, как и в других временах
года, три месяца. Декабрь – он
самый старый в году. Январь – он
первый, самый младший месяц
нового года, он стоит с новогодней
елочкой. Но в зиме он второй,
средний месяц. Февраль –
последний месяц зимы. А теперь
давайте узнаем о них побольше
формирование
умения донести
свою позицию до
других
5.
Работа по теме
занятия
Слайд 4
- Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни кого – всех дней короче,
Всех ночей короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
Слайд 5
- Итак, ваша команда – «Декабрь»
(ставлю эмблему на стол)
- Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица,
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
Слайд 6
Ваша команда – «Январь»
(ставлю эмблему на стол).
2
- Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
-Эта команда – «Февраль»
(ставлю эмблему на стол).
1конкурс
«Представление
команды»
Слайды 7, 8
- Каждая команда представит себя.
Слово команде «Декабрь»
Декабрь: Я первый зимний месяц
-
Декабрь,
про
меня
говорят:
студень,
шапка
зимы.
Под
моим
тёплым
снежным
покрывалом
заснули
лесные
обитатели.
В
прудах
и
реках
спят
рыбы
и
лягушки. Спят, зарывшись в снегу,
глухари. Спит в берлоге медведь.
Да как же им всем не спать, ведь
декабрь – это самые короткие дни
и самые длинные ночи
Декабрь
– это
самый
темный
месяц. В это время самые длинные
ночи и короткие дни. Солнышко
встает
поздно
и
прячется
рано.
Высоко
не
поднимается,
так
и
ходит по краю неба. 22 декабря –
самый – самый короткий день и
самая длинная ночь.
формирование
умения работать в
группе
Слайды 9,10, 11
- Слово команде «Январь»
- Январь: А я – Январь, середина
зимы. Морозы стоят лютые. Снега
у меня в январе много, поэтому
под
снегом
спать
хорошо!
В
тёплых шубах тоже хорошо, а вот
птичкам
в
лесу
и
холодно,
и
голодно. И птички из лесу летят
ближе
к
жилью
человека.
Дети!
Вывешивайте
кормушки,
н е
л е н и т е с ь
п о д к л а д ы в а т ь
в
кормушки.
В январе тропинки в лесу белые,
льды
на
реках
синие,
сугробы
высокие, звезды ночью яркие. В
н а р о д е
я н в а р ь
н а з ы в а ю т
«лютень»или «лютовей». А когда
набегут
тучи
и
повалил
снег.
Становится теплее. Все наоборот.
При солнышке холодно, при тучах
3
– тепло.
Слайды 12-14.
- Слово команде «Февраль»
- Февраль: Ну а я, – Февраль –
народное
название
–
лютый.
Я
злой,
холодный
и
ветреный,
не
хочется
уступать
свои
права.
Я
ведь
последний
месяц
зимы!
Метель часто бушует целые сутки.
Иногда выглянет солнце, сразу же
всё оживает, блестит снег! Больно
на
него
смотреть.
Уже
начали
подавать
голоса
птички!
Весна
наступает
мне
на
пятки.
Это
последний месяц зимы. В народе
называют «снеговеем». В феврале
самый
глубокий
снег
и
самые
б о л ь ш и е
с у г р о б ы .
П о г о д а
становится
мягче,
теплее,
чем
в
январе. От
того снег становится
липким. В такую погоду хорошо
строить снежные крепости, лепить
снеговиков и снежных баб.
2 конкурс «Конкурс
чтецов»
Слайды 16-17
Самуил Маршак
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись,
как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
формирование
умения осваивать
новые виды
деятельности
Слайды 18-19
Самуил Маршак
Январь
Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
Слайды 20- 21
Агния Барто
Не одна
Мы не ели, мы не пили,
4
Бабу снежную лепили.
Снег февральский слабый, слабый
Мялся под рукой.
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.
Нам работать было жарко,
Будто нет зимы,
Будто взял февраль у марта
Тёплый день взаймы.
Улыбаясь, как живая,
В парке, в тишине,
Встала баба снеговая
В белом зипуне.
6
Музыкальная пауза
Слайд 22
- Пока
жюри
подводят итоги
ко н к у р с о в
з ву ч и т
п е с н я
в
и с п о л н е н и и
А х а л а я
И н г и
«Снежинки»
7
Игра “Четвертый
лишний”
Слайд 23
-
Выделите
лишнее
слово
и
объясни свой выбор.
Д е ка б р ь ,
я н в а р ь ,
ф е в р а л ь ,
сентябрь («Декабрь)
Шуба,
свитер,
платье,
валенки
(«Январь»)
Иней, мороз, листопад, оттепель.
(«Февраль»)
формирование
умения слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении
проблемы
8.
Зимняя викторина
Слайды 24-32
-А сейчас зимняя викторина.
Загадки:
1.
Белая
морковка,
зимой
растет. (Сосулька)
2.
И не снег, и не лед, а
серебром деревья уберет
(Иней)
3. Без рук и без ног, а ворота
открывает (Ветер)
4. Он летает белой стаей и
сверкает
на
свету,
он
звездой
прохладной тает на ладони и во
рту? (Снег)
5. Невидимкой осторожно он
является
ко
мне
и
рисует,
как
художник, он узоры на окне?
(Мороз)
6.
Белая
звездочка
с
неба упала,
Мне на ладошку
л е г л а
–
п р о п а л а
(Снежинка)
7. Запорошила дорожки,
разукрасила
окошки,
радость
формирование
умения делать
выбор
5
детям принесла и на
санках пронесла? (Зима)
8. Зимнее стекло
Весною потекло
(Лед)
9. Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(Метель) .
9
Творческое задание
«Собери снеговика
»
Слайды 33-34
-
Какие
явления
природы
вы
наблюдаете зимой?
(мороз, снег,
вьюга,
иней,
метель).
После
т р е с ку ч и х
м о р о з о в
б ы в а е т
оттепель.
А
что
это
за
явление
природы?
(Снег
с т а н о в и т с я
рыхлым и можно из него лепить
разные
фигуры).
А
что
можно
слепить из этого снега? Назовите.
( С н е ж н у ю
б а бу,
к р е п о с т и ,
снеговика). - А теперь последнее
задание
для
команд
«Собери
снеговика».
(Подводятся
итоги,
объявляется команда-победитель).
формирование
умения
применять
знания в новой
ситуации
9
Подведение итогов
занятия
Слайд 35
-О каком времени года говорили?
Что
нового
узнали
о
зимних
м е с я ц а х :
д е к а б р е ,
я н в а р е ,
феврале? Как их называют?
6