Напоминание

Особенности повышения качества начального образования


Автор: Бойцова Мария Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Судская школа №1"
Населённый пункт: пос.Суда, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности повышения качества начального образования
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности повышения качества начального образования

Чтобы

соответствовать

высоким

стандартам

и

требованиям

современной

эпохи, человеку необходимы обширные знания, а также умения осваивать всё

новые

и

новые

способы

познания

и

виды

деятельности.

С

помощью

качественного

образования

можно

вырастить

человека

мыслящего,

творческого, созидающего и гуманного. Задача школы состоит в том, чтобы

дать ребенку импульс к творчеству, саморазвитию, раскрыть его дарования.

Формирование

творческой

личности,

одна

из

главных

задач

российского

образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных

интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за

короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в

практической деятельности огромные объёмы информации.

Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем

пути его дальнейшего совершенствования.

Важным средством повышения эффективности урока является многообразие

видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует

деятельности

беспрестанно

и

утомляется

не

деятельностью,

а

ее

однообразием,

односторонностью.

Младшие

школьники

усваивают

знания

лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды

работы.

Однако

следует

учитывать,

что

разнообразие

видов

деятельности

учащихся

само

по

себе

не

обеспечивает

их

активности,

если

оно

не

обусловлено целью урока, не является ее выражением.

На первых этапах работы необходимо научить детей успешно контролировать

свою

и

чужую

деятельность

и

оценивать

её.

Умение

школьника

самостоятельно

оценить

ход

и

результаты

своей

работы,

сравнивать

её

с

образцом или эталоном, адекватно прореагировать на оценку учителя – всё это

в младшем школьном возрасте находится в стадии формирования. Именно

поэтому,

считаю

формирование самоконтроля

и

самооценки у

младших

школьников одной из самых главных задач обучения. Задания могут быть

построены по принципу самоконтроля, когда проверку ученик осуществляет

без

помощи

учителя.

Предлагаются

задания,

которые

позволяют

детям

самостоятельно

проверить

свои

учебные

достижения.

Дополнением

могут

служить и конкретные оценочные критерии. Которые помогают школьнику

осуществить самооценку своей деятельности (выполнил быстро, правильно и

самостоятельно; правильно, но медленно; правильно, но с помощью других;

сомневаюсь в правильности решения). Постепенно у детей вырабатывается

объективная самооценка.

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха

в

учебной

деятельности,

а

для

этого

нужно

создавать ситуации

успеха.

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего

тонуса,

увеличению

производительности

учебного

труда,

а

также

помочь

учащимся осознать себя полноценной личностью.

В

переживании

ситуации

успеха

особенно

нуждаются

учащиеся,

испытывающие

определенные

затруднения

в

учении.

В

связи

с

этим

необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории

могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к

более

сложным

упражнениям.

С

этой

целью

используются,

т ак

называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению

более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является

дифференцированный

подход

к

определению

содержания

деятельности

и

характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого

процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В

классе

должна

быть

атмосфера

сотрудничества,

доверия

и

взаимного

уважения.

Интерес

и

радость

должны

быть

основными

переживаниями

ребенка в школе и на уроках.

Важна

для

психологически

грамотной

организации

мотивации

учебы

ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений

учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их

не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными

на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом

подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха,

уверенности

в

своих

силах

и

как

результат

-

оптимальная

мотивация

и

успешная учеба.

Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности.

Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то

же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении

всех других его членов.

Работа в

парах,

группах постоянного

и

сменного

состава.

Здесь

общее

задание делится между членами микрогрупп. Каждый опрашивает каждого,

каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия

всех

членов

группы.

Наибольшее

распространение

в

школе

получила

микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт.

В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно

слушают,

затем

роли

меняются.

Это

школа

обучения

каждого

каждым.

(«Знаешь сам – научи другого»).

Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку работы друг

друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как

опрос

на

уроке

чисто

тоже

проводится

по

группам,

а

посильные

индивидуальные

задания

каждому

ученику

в

зависимости

от

его

группы

помогают

слабому

чувствовать

свою

значимость

он

тоже

выполняет

посильную часть общей работы.

Новые стандарты начального общего образования устанавливают в качестве

ведущего

компонента

требования

к

результатам

освоения

основных

образовательных программ. Важным элементом формирования универсальных

учебных

действий

обучающихся,

обеспечивающим

его

результативность,

является

ориентировка

младших

школьников в

коммуникативных

и

информационных технологиях.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими

глазами.

Компьютер

позволяет

создать

условия

для

повышения

процесса

обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

создание презентаций к уроку;

работа с ресурсами Интернета;

использование готовых обучающих программ;

Презентация

мощное

средство

наглядности,

развитие

познавательного

интереса.

Применение мультимедийных

презентаций позволяет

сделать

уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение,

но

и

слух,

эмоции,

воображение,

помогает

детям

глубже

погрузиться

в

изучаемый

материал,

сделать

процесс

обучения

менее

утомительным.

Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в

виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при

фронтальной работе с классом.

Главное

возникает

положительная

мотивация

усвоения

знаний,

пробуждается интерес у детей к познанию нового.

Работа с интерактивной доской помогает в учёбе. Это хороший выбор для

преподавателей,

которые

с

помощью

современных

технических

средств

и

интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих детей, облегчить

усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие

материала учащимися. Работать с интерактивной доской гораздо интереснее,

чем

просто

с

печатным

материалом.

Мультимедийный

подход

помогает

сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

Особое внимание необходимо уделить познавательной активности детей. В

условиях

начальной

ступени

проблема активизации

познавательной

деятельности учащихся

на

всех

этапах

развития

образования

одна

из

актуальных,

так

как

активность

является

необходимым

условием

формирования

умственных

качеств

личности.

Поэтому

важно

развивать

способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать

ему

учиться

и

развиваться.

Способность

к

саморазвитию

должна

стать

результатом

познавательной

деятельности.

Наиболее

конструктивным

решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых

обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере

выразить себя, свою индивидуальность.



В раздел образования