Автор: Куковякина Людмила Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Вятский многопрофильный лицей
Населённый пункт: г. Вятские Поляены Кировской области
Наименование материала: разработка урока
Тема: Тема 2. Неравномерно заселенный мир. Урок 1. Численность и воспроизводство населения.
Раздел: полное образование
Тема 2. Неравномерно заселенный мир.
Урок 1. Численность и воспроизводство населения.
Цели: - называть численность населения Земли, признаки понятий «естественный прирост»,
«демографический взрыв»;
- объяснять динамику численности населения различных регионов и мира в целом;
- прогнозировать темпы роста народонаселения Земли в целом и отдельных регионов.
Актуализация: Какие способы подсчета численности населения известны?
Какие показатели используют для оценки развития (динамики) мирового населения?
Среднегодовые темпы роста населения мира в 1980-1995 гг. составляли 1,6 %,
а в 1995-2010 гг., по прогнозам, составят 1,3 %.
В1985 – 1995 гг. максимальные среднегодовые темпы роста были отмечены (в %): в ОАЭ -5,8,
в Катаре – 5,8, Гвиане – 5,4, Иордании 4,7.
Среднегодовая убыль составила (в %): Латвии и России 0,4, Кувейте и Эстонии 0,3.
Какие выводы можно сделать, используя полученную информацию.
Проблема 1. Численность населения земного шара постоянно возрастает, а в последнее время – особенно
быстрыми темпами. Хотя среднегодовые темпы роста населения мира сокращаются. Почему?
Решение проблемы.
Численность населения мира.
График «Рост численности населения мира» ( на классной доске один из учащихся)
Ранжированный ряд стран по численности населения (пятерка первых). На контурной карте стр. 34
Численность населения России, Кировской области (один из учащихся)
Демографический взрыв
Темпы прироста населения в экономически развитых и развивающихся странах
Причины демографического взрыва
Прогнозная численность населения мира. Общий вывод.
Проблема 2. Почему все большее количество стран различными способами стимулирует рождаемость, тогда как
для мира в целом слишком высокий естественный прирост является проблемой?
Решение проблемы.
Демография, демографы
Показатели, характеризующие естественное движение населения (рождаемость, смертность,
естественный прирост или убыль)
Единицы измерения естественного прироста. (Формула естественного прироста Р-С=ЕП)
Теория демографического перехода
Традиционное воспроизводство- первая фаза демографического перехода
Вторая и третья фазы демографического перехода
Перспективное воспроизводство – четвертая фаза демографического перехода
Используя рис. 107, определите фазу демографического перехода развитых и развивающихся стран мира
Воспроизводство населения в экономически развитых странах (1 тип – демографическая зима)
Северная Америка 13-8=5; зарубежная Европа 12-10=2; Австралия и Океания 19-7=12. (Нанести на
карту)
Депопуляция населения. Воспроизводство населения в России и Кировской области.(Один из учащихся).
Воспроизводство населения в развивающихся странах (2 тип – демографическая весна)
Африка 43-13=30; зарубежная Азия 24-8=18; Латинская Америка 25-7=16. (Нанести на карту)
Выводы по рис. 108 Общий вывод.
Проблема 3. Используя показатели численности населения и формулы естественного прироста, объясни
необходимость демографической политики.
Решение задачи.
Демографическая политика
Меры демографической политики
Направления демографической политики в развитых странах
Направления демографической политики в развивающихся странах
Какие страны мира проводят наиболее активную демографическую политику
В каких странах мира планирование семьи почти не проводится
Общий вывод.
Демографическая политика в Китае и Индии. (Один из учащихся).
Контрольный тест.
Домашнее задание: Три проблемные задачи, §29 читать. Спасибо за урок!