Автор: Игубаева Алтын Талгатовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Костанайский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г. Костанай
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование количественных представлений старших дошкольников средствами методики Дж. Кюизенера"
Раздел: дошкольное образование
Формирование
количественных
представлений
старших
дошкольников
средствами методики Дж. Кюизенера
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных
дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все
важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные
умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие.
Наиболее
эффективным
пособием
являются
палочки
Дж.
Кюизенера,
разработанные
бельгийским
математиком
для
подготовки
детей
к
усвоению
элементарных
математических
представлений,
а
также
развивают
творческие
способности,
воображение,
фантазию,
способность
к
моделированию
и
конструированию,
развивают
логическое
мышление,
внимание,
память,
воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Формирование элементарных математических представлений является средством
умственного развития ребенка, его познавательных способностей[1].
Палочки Кюизенера, как дидактическое средство соответствует специфике и
особенностям
элементарных
математических
представлений,
формируемых
у
дошкольников,
их
возрастным
возможностям,
уровню
развития
детского
мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного[2].
Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа.
На первом этапе, палочки используются как сугубо игровой материал. Дети
играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные
конфигурации.
Их
привлекают
конкретные
образы,
а
также
качественные
характеристики материала — цвет, размер, форма.
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике.
Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей,
как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого
и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением
готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку.
Тогда
игра
будет
радостным
открытием
нового.
Ребенок
быстро
научится
переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы
загадочного мира чисел.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел —
эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автоди-
дактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.
Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки
детей к школе как одна из современных технологий обучения [3].
Приемы и методы работы над формированием количественных представлений
с помощью палочек Кюизенера:
- Тренировать детей в индивидуальной форме или по несколько человек,
небольшими подгруппами, игры и упражнения по формированию и развитию
количественных представлений проводить в игровой форме;
- Использовать одобрения правильности действий и суждений детей, помощь
детям осуществлять в косвенной форме;
-
Одновременная
подача
упражнений
на
усвоение
взаимосвязанных
и
противоположных понятий, действий, отношений;
-
Осуществлять
подбор
упражнений,
направленных
на
формирование
количественных
представлений,
с
учетом
возможностей
детей,
уровня
их
развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач;
-
Вводить
игровые
элементы
в
форме
игровой
мотивации
для
среднего
возраста и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит ...) для
старших;
- Использовать инструкцию, объяснения, вопросы, словесные отчеты детей о
выполнении задания, контроль, оценку;
- Использовать палочки в индивидуально-коррекционной работе с детьми,
отстающими в развитии;
- Использовать палочки для выполнения диагностических задач по
выявлению количественных представлений старших дошкольников[4].
Упражнения
могут
носить
комплексный
характер,
позволяя
решать
одновременно
несколько
задач.
Желательно
в
упражнении
предусматривать
перебор
всех
возможных
вариантов
решения
задачи:
составление
«поездов»
одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. «вагонов», измерение одной и той
же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-
палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а
затем двумя такими же палочками) и т.д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их
развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При
отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно
усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с
общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических
средств[5].
Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в
противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их
дополняет.
Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в
совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не
видят в них скучное заучивание чисел.
Помимо явной эффективности обучения методики,
палочки
Кюизенера
задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику,
зрительное
и
пространственное
восприятие,
стимулируют
воображение,
приучают к порядку.
Использование игр на основе палочек Кюизенера позволило разнообразить
процесс
формирования
элементарных
математических
представлений
и
повысить интерес детей к образовательной деятельности.
Таким образом, игры с палочками Кюизенера целесообразно использовать
для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических
представлений.
Список использованной литературы:
1.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М.: Просвещение,
1991. – 160с.
2.
Комарова
Л.Д.
Как
работать
с
палочками
Кюизенера?:
Игры
и
упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. - М.: Гном и Д -
2006 - 64 с.
3.
.
Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития
элементарных математических представлений и речи у дошкольников. -
СПб.: Детство-Пресс, 2003.
4.
.
Баглаев
Н.
Логико-математическое
развитие
дошкольников:
пути
оптимизации / Баглаев Н. // Палитра педагога, 2002. - № 2. С. 12-14.
5.
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,
2013.