Напоминание

"Формирование количественных представлений старших дошкольников средствами методики Дж. Кюизенера"


Автор: Игубаева Алтын Талгатовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Костанайский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г. Костанай
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование количественных представлений старших дошкольников средствами методики Дж. Кюизенера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование

количественных

представлений

старших

дошкольников

средствами методики Дж. Кюизенера

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных

дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все

важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные

умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие.

Наиболее

эффективным

пособием

являются

палочки

Дж.

Кюизенера,

разработанные

бельгийским

математиком

для

подготовки

детей

к

усвоению

элементарных

математических

представлений,

а

также

развивают

творческие

способности,

воображение,

фантазию,

способность

к

моделированию

и

конструированию,

развивают

логическое

мышление,

внимание,

память,

воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Формирование элементарных математических представлений является средством

умственного развития ребенка, его познавательных способностей[1].

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство соответствует специфике и

особенностям

элементарных

математических

представлений,

формируемых

у

дошкольников,

их

возрастным

возможностям,

уровню

развития

детского

мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного[2].

Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа.

На первом этапе, палочки используются как сугубо игровой материал. Дети

играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные

конфигурации.

Их

привлекают

конкретные

образы,

а

также

качественные

характеристики материала — цвет, размер, форма.

На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике.

Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей,

как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого

и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением

готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку.

Тогда

игра

будет

радостным

открытием

нового.

Ребенок

быстро

научится

переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы

загадочного мира чисел.

Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел —

эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автоди-

дактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.

Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки

детей к школе как одна из современных технологий обучения [3].

Приемы и методы работы над формированием количественных представлений

с помощью палочек Кюизенера:

- Тренировать детей в индивидуальной форме или по несколько человек,

небольшими подгруппами, игры и упражнения по формированию и развитию

количественных представлений проводить в игровой форме;

- Использовать одобрения правильности действий и суждений детей, помощь

детям осуществлять в косвенной форме;

-

Одновременная

подача

упражнений

на

усвоение

взаимосвязанных

и

противоположных понятий, действий, отношений;

-

Осуществлять

подбор

упражнений,

направленных

на

формирование

количественных

представлений,

с

учетом

возможностей

детей,

уровня

их

развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач;

-

Вводить

игровые

элементы

в

форме

игровой

мотивации

для

среднего

возраста и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит ...) для

старших;

- Использовать инструкцию, объяснения, вопросы, словесные отчеты детей о

выполнении задания, контроль, оценку;

- Использовать палочки в индивидуально-коррекционной работе с детьми,

отстающими в развитии;

- Использовать палочки для выполнения диагностических задач по

выявлению количественных представлений старших дошкольников[4].

Упражнения

могут

носить

комплексный

характер,

позволяя

решать

одновременно

несколько

задач.

Желательно

в

упражнении

предусматривать

перебор

всех

возможных

вариантов

решения

задачи:

составление

«поездов»

одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. «вагонов», измерение одной и той

же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-

палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а

затем двумя такими же палочками) и т.д.

Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их

развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При

отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно

усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с

общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических

средств[5].

Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в

противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их

дополняет.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в

совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не

видят в них скучное заучивание чисел.

Помимо явной эффективности обучения методики,

палочки

Кюизенера

задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику,

зрительное

и

пространственное

восприятие,

стимулируют

воображение,

приучают к порядку.

Использование игр на основе палочек Кюизенера позволило разнообразить

процесс

формирования

элементарных

математических

представлений

и

повысить интерес детей к образовательной деятельности.

Таким образом, игры с палочками Кюизенера целесообразно использовать

для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических

представлений.

Список использованной литературы:

1.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М.: Просвещение,

1991. – 160с.

2.

Комарова

Л.Д.

Как

работать

с

палочками

Кюизенера?:

Игры

и

упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. - М.: Гном и Д -

2006 - 64 с.

3.

.

Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития

элементарных математических представлений и речи у дошкольников. -

СПб.: Детство-Пресс, 2003.

4.

.

Баглаев

Н.

Логико-математическое

развитие

дошкольников:

пути

оптимизации / Баглаев Н. // Палитра педагога, 2002. - № 2. С. 12-14.

5.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками

Кюизенера» Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,

2013.



В раздел образования