Напоминание

Работа по формированию начальных гармонических навыков на уроках по специальности


Автор: Кравцова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБО ДУ "ДШИ"
Населённый пункт: г. Корсаков, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа по формированию начальных гармонических навыков на уроках по специальности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская школа искусств» Корсаковского городского

округа Сахалинской области

методические рекомендации для преподавателей по классу фортепиано

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛЬНЫХ

ГАРМОНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Автор: преподаватель отделения «Фортепиано»

Кравцова Татьяна Анатольевна

2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

Многолетняя педагогическая практика в детской музыкальной школе

показала, что наибольшее значение в становлении юного музыканта имеют

первые годы обучения. Перед педагогом стоит множество задач: правильно

организовать

пианистический

аппарат,

оснастить

ученика

необходимыми

техническими

приёмами,

научить

работать

с

нотным

текстом,

понимать

закономерности музыкального языка. Любой преподаватель перечислит и

дополнит этот список.

Мне

всегда

хотелось,

чтобы

маленький

ребёнок

воспринимал

инструмент, как единое целое, т.е. видел всю клавиатуру, а не одну – две

октавы. Но музыкальные сборники для начального периода обучения, как

правило, написаны узко: отдельно в скрипичном ключе, в басовом, в лучшем

случае,

используется

квинта.

Пьесы в

пределах

одной

октавы

не

дают

возможности

использовать

широкие,

свободные

движения,

которые

для

маленького ребёнка, как раз, являются более естественными. В процессе

наблюдений за маленькими детьми, ещё не умеющими играть на фортепиано,

было замечено активное слушание звуков, попытки прикоснуться ко всем

частям инструмента. Дети живо фантазируют, «извлекая» то тёмные звуки

подводного мира, то трель птиц. Это происходит легко и свободно. Но как

только работа над пьесой ограничивает движения в пределах одной октавы,

детские движения становятся скованными. В данной работе описаны этапы

начальной

работы

с

учащимися

и

предложены

способы

расширения

слуховых и технических представлений о фортепиано.

1 ЭТАП

На первом уроке необходимо открыть инструмент, снять все крышки,

которые закрывают струны и механику фортепиано. Такой урок становится

откровением и захватывающим путешествием под названием «А как это

работает?»

Мальчики,

как

правило,

активно

всё

трогают,

нажимают,

пытаются

пробовать

на

прочность.

Девочки

более

деликатны,

но

любопытство и у тех и у других бьёт через край. Посмотрев на молоточки,

поняв, что происходит при нажатии клавиши, ученик получает первое своё

задание:

нажимать

клавиши

так,

чтобы

молоточки

играли

по

порядку.

Практически

все

начинают

нажимать

только

белые

и

с

удивлением

понимают, что не могут получить таким образом необходимый результат.

Главное в этот момент - не подсказывать! Пусть ребёнок самостоятельно

найдёт

решение

и

осознает,

как

устроена

система

звукоизвлечения

на

фортепиано.

Для

этого

требуется

немного

времени,

но

такое

маленькое

открытие должно стать опорной точкой, от которой в дальнейшем и пойдёт

понимание гармонического построения инструмента. Дети быстро смекают,

что

на

фортепиано

чёрные

и

белые

клавиши

чередуются.

Появляется

представление,

что

звуки

«перетекают»

с

белых

клавиш

на

чёрные

и

наоборот.

2 ЭТАП

На следующем этапе осваиваем упражнение «Зебра».

Все задания ребёнок выполняет одним пальцем каждой руки: вторым

или третьим, как удобно. Нотный пример показан в первой октаве, но с

детьми можно и полезно отрабатывать упражнение во всех октавах. Есть

ученики,

которые

быстро

устают.

Тогда

придумываем

историю

про

семейство африканских лошадок и на уроке, например, «играем папу», а

дома

самостоятельно - младшую сестрёнку и

т.д.

Чередование белых

и

чёрных квинт в разных октавах служат начальным этапом для тембрального

развития слуха, а также постепенно развивается умение охватить взглядом

всю клавиатуру инструмента.

3 ЭТАП

Следующий шаг: строим мажор, минор.

К этому упражнению необходимо возвращаться постоянно, чтобы у

ребёнка

сложилось

прочное

слуховое

восприятие

мажора

и

минора.

Обязательно во всех октавах. Интересно, что мальчики, по наблюдениям,

лучше слышат в большой и малой октавах, а девочки – в малой и первой,

однако требуется достаточное время, чтобы стабильно научиться слышать во

второй, третьей и контроктаве.

Ещё

раз

подчеркнём,

что

сразу

надо

приучать

играть

по

всей

клавиатуре, укрепляя понимание различий в тембрах- октавах. Замечено, что

дети получают своеобразное физическое удовольствие от такого слухового

массажа. К тому же это активизирует работу слуха.

4 ЭТАП

Как только учащиеся получают понятие об интервалах, мы строим

мажорные гаммы. И сразу от всех нот.

Интересно, что на начальном этапе требуется педагогическая помощь в

названии интервалов, их пении, построении. На шестой - седьмой гамме дети

начинают

сами

где-то

на

слух,

где-то

интуитивно

строить

правильно.

Необходимо

возвращаться

к

этому

заданию

и

постепенно

закреплять

слуховой навык.

5 ЭТАП

Очень важным этапом является слуховое овладение детьми основных

ступеней в тональностях. Отрабатываем упражнение во всех тональностях.

Это помогает создавать у детей систему и осознанное понимание того факта,

что нет трудных или лёгких гамм: все они строятся одинаково, но имеют

разную окраску, как у художников краски.

Повторимся,

что

все

задания

выполняются

по

всей

клавиатуре,

в

разных октавах и от всех клавиш. Все они требуют активной работы слуха. В

первый-второй

год

обучения

педагоги

чаще

всего

заняты

постановкой

аппарата

учащегося,

нотной

грамотой,

в

связи

с

этим

развитие

слуха

отступает на второй план, он становится пассивен, что недопустимо для

формирования музыканта-исполнителя.

6 ЭТАП

Следующий

этап-

аккорды.

К

этому

времени

дети

уже

имеют

представление

о

мажоре

и

миноре.

Основная

задача

преподавателя

-

приучить учащегося видеть не только аккорд в трезвучии или обращении в

пределах

первой

октавы,

ведь

в

музыкальных

произведениях

таких

встречается совсем немного.

Для начала педагогу следует самому показать двумя руками звуки

аккорда (в широком расположении: до-соль в малой октаве, а ми-до во

второй), а ученик должен узнать его. Затем и он сам строит всевозможные

варианты аккорда на клавиатуре. Такая система есть в работах Татьяны

Смирновой. Маленькие дети, которые ещё не знают, что такое обращение

называют просто: аккорд «до» от нотки ми или соль. Главное, что ребёнок

видит функцию на клавиатуре.

В дальнейшем мы выполняем такое упражнение с аккордами, которые

встречаются

в

пьесах.

Это

даёт

ребёнку

большую

свободу

исполнения.

Конечно,

можно

придумать

свои

упражнения,

например,

как

аккорд

перетекает из одной октавы в другую и так далее. Всё зависит от фантазии и

творческих находок педагога.

7 ЭТАП

Конечно, дети музыкально развиваются с разной скоростью. Тем не

менее, системная подача и повторение материала сформирует

у ученика

слуховые представления. При изучении аккордов основных ступеней для

учащего с небольшой рукой предлагаем более лёгкий вариант: играем только

крайние

звуки

аккордов.

Главная

цель

–«вложить

в

руку»

ученика

кадансовый оборот - Т-S-D-Т. Принцип остаётся тот же: находить и строить

от всех клавиш. Отрабатываем и повторяем упражнения Т- S-Т, Т-D-Т.

Не надо забывать про D7.

Важно, чтобы в левой руке нарабатывались позиционные ощущения,

когда подготовка к аккорду происходит рефлекторно. Это возможно, если

отрабатывать такие позиции во всех тональностях. В рамках ежегодного

технического зачёта

очень полезно показывать каданс. Многие педагоги,

например, О. Геталова, в своих программах также предлагают различные

варианты каданса

в конце

исполненной

гаммы.

В

младших

классах мы

предпочитаем озвучивать гамму аккордами. Забавно смотреть на реакцию

детей, когда они сделали это в первые. Гармония даёт возможность даже в

гамме услышать «песенку», как говорят мои ученики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В

дальнейшем

обучении

такая

подготовительная

работа

даёт

положительный результат и оправдывает затраченные усилия: формируется

практический

навык

игры

и

гармонического

анализа

произведений,

транспонирования. Очень удобны «Скороговорки для фортепиано» Татьяны

Симоновой. Благодаря доступности и лёгкости фортепианного изложения,

дети

могут

самостоятельно

играть

эти

пьесы

и

транспонировать

их

по

хроматизму.

Проделанная

работа

даёт

возможность

творчески

развивать

учащегося: подбирать мелодии, аккомпанемент, сочинять.

Главной принцип на пути к успеху – системность. Вместе с этим, стоит

особое внимание уделить подбору учебного музыкального материал. Сейчас

издательства предлагают разнообразные сборники сочинений современных

композиторов.

Включение

таких

пьес

в

программу

«освежает»

процесс

обучения, не даёт скучать детям и преподавателям. В результате обучение

становиться интересным и осмысленным.



В раздел образования