Автор: Бобылева Ксения Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Костанайский государственный педагогический институт
Населённый пункт: город Костанай
Наименование материала: статья
Тема: "Игры В.В. Воскобовича как средство формирования пространственного мышления старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Игры В.В. Воскобовича как средство формирования пространственного
мышления старших дошкольников
Дошкольный возраст является уникальным и без сомнения решающим
этапом развития ребёнка, когда появляются основы личности, формируются
воля и произвольное поведение, творчество и многое другое. Но все без ис-
ключения качества возникают не на учебных занятиях, а в ведущей и основ-
ной деятельности дошкольника – в игре.
Значение слова «игра» у многих народов имело свои трактовки:
у древних греков – представляла деятельность, свойственную детям,
отражающую главным образом то, что в народе характеризуется "предаваться
ребячеству";
у евреев – сравнивалось с понятием о шутке и смехе;
у римлян – радость, веселье;
у немцев – выражало легкое, плавное движение, наподобие качания
маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. [1]
Позднее на всех европейских языках словом "игра" начали называть об-
ширный круг действий человеческих с двух сторон:
1) не претендующих на тяжелую работу;
2) доставляющих людям веселье и удовольствие. [1]
Велико влияние игры и на совершенствование психических процессов:
мышления, памяти, воображения. [2]
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте ча-
сто недооценивается даже педагогами.
Какова же роль игрушки в жизни ребёнка? Игрушка – это весьма древнее
изобретение людей. Находки археологов доказывают, что в куклы дети игра-
ли ещё в доисторические времена, они же и сопровождали ребёнка на всем
периоде его развития.
Роль игрушки многофункциональна:
средство психологического развития ребёнка;
средство подготовки его к жизни в современной системе обществен-
ных отношений;
предмет, служащий для забавы и развлечений.
Вячеслав Вадимович Воскобович живет в Санкт-Петербурге. Игрушки
придумывать начал в 90-х. Сначала для своих детей – походы по магазинам
игрушек в эпоху перестройки вгоняли молодого отца в тоску. А в стране уже
активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вале-
рьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. [3]
Самые популярные игры В.В. Воскобовича:
«Геоконт»
«Квадрат Воскобовича»
«Чудо-крестики»
«Математические корзинки»
«Забавные буквы»
«Теремки Воскобовича»
«Складушки».
Развивающие игры В.В. Воскобовича – это методика с нестандартным и
творческим подходов в построении игр, в основе которых стоят три главных
принципы:
интерес;
познание;
творчество.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
разработка игр велась опираясь на интересы ребенка;
охватывает период детства, начиная с раннего возраста и до 7 лет;
многофункциональность и универсальность;
дидактический материал систематизирован по возрастам и образова-
тельным задачам;
имеют методическое сопровождение.
Знаменитый геоконт, невообразимые логические головоломки, играю-
щие с формой и цветов, сказки, раскраски с забавными машинами, сложные
многослойные кубики. Все это направлено на развитие пространственного
мышления, воображения детей и объединено единой игровой средой – герои
игра живут в волшебной Фиолетовой стране. [4]
Одной из неповторимых игр Вячеслава Вадимовича является «Квадрат
Воскобовича»
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, про-
странственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы,
умение конструировать, творчество.
Данная игра преследует следующие цели:
развивать умения складывать по определенным схемам, а также по
собственному замыслу или совету взрослого,
придумывать новые приемы конструирования хорошо знакомых фигур
и давать им названия.
Вячеслав Воскобович продолжает придумывать и производить новые иг-
рушки.
«Путь от практики к теории» – такое определение дают концепции педа-
гогической технологии В.В. Воскобовича.
Список литературы:
1. Д.Б. Эльконин. «Психология игры» — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-
ДОС, 1999 – 360 с.
2. Э.А. Баранова. Введение в детскую психологию: Курс лекций. - СПб.:
Речь, 2006. – 176 с.
3. В.В. Воскобович: «Как сохранить в себе ребенка? Играйте». – Коста-
найские новости. – 2013. 30 мая. – с. 12.
4. В.В. Воскобович «Чтобы попасть с Фиолетовую страну». – Коста-
найские новости. – 2013. 23 мая. – с. 3.