Напоминание

"Использование приемов моделирования при формировании представлений о времени детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Абрамова Светлана Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Костанайский государственный педагогический институт
Населённый пункт: город Костанай
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов моделирования при формировании представлений о времени детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование приемов моделирования при формировании

представлений о времени детей старшего дошкольного возраста

В толковом словаре В.И Даля понятие «время» имеет 10 значений. Это

и форма существования бесконечно развивающейся материи, её явлений и

состояний; это и продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая

секундами,

минутами,

часами;

это

и

определённый

момент,

в

который

происходит что-либо [1].

Существуют

различные

меры

времени

(минута,

час,

сутки,

неделя,

месяц, год, век), которые представляют определенную систему временных

эталонов,

которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и

служит

основанием

для

построения

последующей.

Поэтому

знакомство

ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой

системе и последовательности. Что можно осуществить, используя приемы

моделирования.

Моделирование – метод изучения объектов познания на их моделях;

дает возможность воспроизводить наиболее важные компоненты. Свойства,

связи исследуемых систем и процессов, адекватно производить их оценку,

прогнозировать тенденции их развития, а кроме того эффективно управлять

этим развитием

С

использованием

моделирования

организуется

предметная

деятельность,

обогащается

чувственный

опыт,

в

котором

ребенок

манипулирует временными явлениями. При этом активизируется наглядно-

схематическое мышление, которое может служить переходной ступенькой к

развитию логического мышления. Характер наглядных средств меняется с

развитием мышления ребенка [2].

Существуют различные модели с помощью которых ребенок может

познакомится с понятием время. Вот некоторые из них: линейные, круговые,

спираль и многослойная модель. Есть модели, предложенные Ф. Н. Блехер, Т.

Д. Рихтерман. Объемные модели в виде спирали созданы Е. Щербаковой,

которые

затем

усовершенствовал

Н.

Локоть

моделью

с

многослойной

поверхностью [2]. Объемная модель времени позволила наглядно показать

динамику

и

основные

свойства

времени:

одномерность,

необратимость,

текучесть и периодичность.

Основа объемной модели времени — спираль, каждый виток которой в

зависимости

от

решения

конкретной

дидактической

задачи

наглядно

показывает

движение,

изменение

процессов,

явлений

во

времени.

Для

успешного решения различных дидактических задач по ознакомлению детей

с

разными

отрезками

времени

(сутки,

неделя,

год),

с

его

главными

свойствами

объемную

модель

нарисовали

в

виде

нескольких

спиралей,

отличающихся друг от друга размерами и цветовым решением [3].

Указанные модели позволяют распознавать отдельные эталоны: части

суток, времена года, дни недели и устанавливать последовательность между

ними.

Восприятие

времени

-

это отражение

объективной

длительности,

скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается

сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является

восприятие

длительности

явлений.

Детям

трудно

делить

время

на

определенные

отрезки,

поэтому

они

не

могут

более

или

менее

точно

воспринимать

длительность

тех

или

иных

явлений

и

событий.

Время

воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретные признаки, но и

они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение

временных

понятий

происходит

через

собственную

деятельность

детей,

деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных

показателей

(положение

солнца,

освещенность,

погодные

явления).

Их

восприятие

времени

также

зависит

от

состояния

мотивационно

-

потребностной и эмоциональной сферы.

Образное

описание

развития,

применяемое

Ф.

Энгельсом

и

В.И.Лениным, представлено в виде раскручивающейся по вертикали спирали,

где каждый новый виток как бы повторяет предыдущий, но на более высокой

ступени

[4].

Время

является

регулятором

различных

видов

деятельности

и

социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени

побуждает человека быть собранным, точным, помогает рационально его

использовать.

Таким

образом,

правильное

применение

приемов

моделирования

при

формировании

представлений

о

времени

поможет

дошкольнику в его дальнейшей социализации и развитии.

Список использованной литературы:

1.

Толковый словарь Даля.

2.

Ильясова

К.

К.

Использование

наглядного

моделирования

при

формировании

у

дошкольников

временных

представлений

//

Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 40-43.

3.

Щербакова

Е.,

Фунтикова

О.

Формирование

представлений

и

понятий о времени с помощью объемной модели // Дошк. восп. –

1986 - № 7.

4.

Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков Мн.:

Выш. шк., 2008. 431 с.



В раздел образования