Автор: Смицкая Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 16
Населённый пункт: с. Новостройка Пожарского района Приморского края
Наименование материала: Конспект прогулки с элементами опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "Баба Яга в гостях у ребят"
Раздел: дошкольное образование
Цель: р а з в и в а т ь
п о з н а в а т е л ь н у ю
а к т и в н о с т ь
д е т е й
в
п р о ц е с с е
экспериментирования на прогулке.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать
интерес
и
желание
детей
расширять
свой
кругозор;
любознательность, взаимопомощь;
воспитывать
позитивное
отношение
к
окружающему
миру,
желание
исследовать его всеми доступными способами;
формировать навыки ЗОЖ (важность прогулки на свежем воздухе);
воспитывать
нравственные
качества
личности
дошкольников
(уважение,
доброта, отзывчивость);
воспитывать
у
детей
желание
участвовать
в
совместной
трудовой
деятельности
Развивающие:
развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы,
делать выводы, подбирать способы действия;
развивать двигательную активность детей через подвижную игру;
развивать связную речь (совершенствовать диалогическую речь, участвовать
в беседе, понятно отвечать на вопросы)
Образовательные:
дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидимый,
прозрачный, не имеет формы), а также, что ветер – это движение воздуха;
способствовать овладению способами обнаружения воздуха; формированию
у
детей
познавательного
интереса;
учить
работать
в
коллективе
и
индивидуально во время опытов.
И н т е г р а ц и я
О О : «Социально-коммуникативное
развитие»,
«Физическое
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды
детской
деятельности:
игровая,
двигательная,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская, трудовая, музыкальная.
Предварительная работа:
1.
Наблюдение в природе
2.
Познавательные беседы
3.
Заучивание речевки «Собирайся детвора…» и стихотворения Н. Шемякиной
«Ветер»
4.
Подвижная игра «Летающие семена»
Методы и приёмы:
Словесные (беседа, рассказывание стихотворения, поощрения)
Наглядные (эксперимент, показ воспитателя)
Практические (самостоятельная деятельность детей, дыхательная гимнастика, труд)
Игровые (сюрпризный момент, подвижная игра)
Материалы и оборудование: костюм Бабы Яги, аудиоплейер, сапоги резиновые;
две
пары
перчаток
(шерстяные,
резиновые),
таз
с
водой;
полиэтиленовые
пакеты
и
воздушные шарики на каждого ребёнка; вертушка-флюгер.
Ход:
Дети входят в группу
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть,
чем мы здесь занимаемся, какие вы все веселые, дружные и приветливые.
Давайте поздороваемся с ними, пожелаем им доброго утра!
(воспитанники здороваются и присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем собираться на улицу.
Давайте повторим правила поведения на прогулке (ответы детей)
В этот время, не замечая никого, входит в группу баба яга и бурчит,
сердится, грозит кулаком.
Баба яга: Ой, ёй, ёй! Чтож это делается то? Тьфу, нечистая! Ух! Ветер
проклятый! Всё испортил! Принесло меня! И вот куды, куды? Куды меня
занесло? Чую, чую, русским духом пахнет!
Баба яга обращает внимание на присутствующих
Баба яга: Ну, вот скажите мне на милость, куды я попала?
Воспитатель: Ой, Баба яга! В детский сад ты попала.
Баба яга: В детский сад? А вы кто такие? (обращаясь к ребятам) И что
вы здесь делаете?
(ответы детей: Мы ребята из детского сада, из средней группы. Мы
здесь спим, кушаем, играем, гуляем)
Воспитатель: Да, Баба яга здесь ребятам интересно, и вот сейчас мы
собираемся на улицу гулять.
Баба яга: Ой, кушать и спать я люблю! А вот на улицу выходить не
люблю! Ох, ребятишки, живу-то я далеко, в дремучем лесу, избушка там у
меня на курьих ножках. Ну, а занятие мое - навредить, напакостить, позлить
всех. Дел у меня много. Все дела, дела. Вот и сижу больше в избушке
колдую! Уж и сил не остается.
Да
вот,
подарил
мне
Кощей
ступу
новую
–
реактивную.
Решила
испробовать. И что ж, унесло меня родимую то далеко от моей избушечки. И
все ветер этот! Да и на улице ничего интересного нет: грязь, слякоть, вода.
Брр! Вот смотрите, все ноги промочила, снова кашлять буду! Нее, боюсь,
унесет и вас. Не пойдем!
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, полезно ли гулять на свежем
воздухе? (ответы детей)
Воспитатель: Ну вот видишь Баба яга, да мы и не боимся ветра.
Пойдем вместе с нами. Мы тебе покажем как на улице интересно, поиграем с
нами. Может ты и добрая станешь, да перестанешь пакости делать. А чтобы у
тебя ноги не промокли, мы тебе подарим сапоги резиновые.
Баба яга: Сапоги? Да у меня есть сапоги, во смотрите! (показывает на
свои войлочные сапоги). Да все равно ноги мокрые. Вот то хорошо было,
когда снег лежал, а сейчас, не пойму, куда все девалось? Вы не знаете?
(ответы детей: весна пришла, снег растаял)
Воспитатель: Да, баба яга, весна пришла! Да и сапоги тебе надо
другие.
Ребят,
посмотрите,
какие
у
бабы
яги
сапоги?
(ответы
детей:
войлочные). А мы подарим ей какие? (ответы детей: резиновые)
Баба яга: Резиновые? Ну и чем же они отличаются? Сапоги и сапоги!
(ответы
детей:
войлочные
пропускают
воду,
а
резиновые
не
пропускают)
Воспитатель: Ребята, скажите, а можно ли ходить по воде в войлочных
сапогах (ответы), а в резиновых (ответы). Если они не пропускают воду, как
можно их назвать (Они непромокаемы)
Баба яга: Не верю! Не верю!
Воспитатель: Вот смотри! Мы тебе сейчас это докажем! Иди, Егор, вот
тебе шерстяные перчатки. Одевай их! А Алина берет резиновые перчатки.
(показывается опыт: опускаем руки в перчатках в таз с водой).
Руки с шерстяными перчатками стали мокрые, а вот с резиновыми –
сухие. Ну что, сейчас поверила? Так что баба яга, меняй сапоги! Собирайся
на улицу, там воздух, солнце.
Баба яга: (радуется подарку) Ой спасибо то! Ну, хорошо, тогда пойдем
собираться! Гляди, и мне понравиться на улице. Больше выходить буду.
Все идут собираться на прогулку
Воспитатель: Баба яга, ребята, ну вот смотрите, ветер утих. Можно
идти на участок.
(Ребята становятся друг за другом, идут, выполняя движения)
Собирайся, детвора! Хлопают в ладоши.
Весна зовет: «Гулять пора!»
Пойдем на участок мы гулять, Шагают на месте
Свежим воздухом дышать. Вдох – выдох.
На носочках по тропинке Ходьба, руки на поясе.
Друг за другом мы пойдем.
В маленькие лужицы Ходьба с высоким подниманием коленей.
Не наступим, обойдем!
Встали деревья на пути, Ходьба за воспитателем «змейкой»
Нам их нужно обойти,
Идите, дети, осторожно.
О ветки уколоться можно.
Вот сороки прилетели, Легкий бег, плавно взмахивая руками
Им, сорокам не до сна!
Трещат сороки - белобоки:
- Весна идет! Идет весна!
За весною мы пошли Ходьба
На участок мы пришли.
Воспитатель: Ребята, баба яга, послушайте пожалуйста загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем! (воздух)
Воспитатель: Молодцы! Да, ребята - это воздух. И когда мы вышли из
детского сада, то первым делом почувствовали свежий воздух.
Баба
яга,
ты
почувствовала,
как
легко
дышать
на
улице?
Намного
лучше, чем у тебя в избушке!
А что такое воздух? Ответы детей: (это то, чем дышат люди и все
живое). Как вы думаете, воздух нам нужен? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, мы настолько привыкли дышать, что даже и
не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте
это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как
долго вы сможете вытерпеть без воздуха (ребята выполняют)
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.
Какой мы можем сделать вывод (ответы детей: мы не может жить
без воздуха).
Воспитатель:
Ребята,
давайте
посмотрим
внимательно
вокруг
-
направо,
налево,
вверх,
вниз.
Я
воздуха
не
вижу,
а
вы
видите
воздух?
(ответы детей – нет, не видим). Если мы его не видим, значит он какой? Как
иначе можно сказать? (ответы детей: он невидимый)
Воспитатель: а какого он цвета? (ответы: бесцветный, прозрачный).
Баба
яга: Ой, ничего не понимаю! Невидимый, прозрачный? Значит,
его все-таки нет?
Воспитатель: Ребята, давайте докажем бабе яге, что воздух все таки
есть, хоть мы его и не видим! Как мы докажем? (выслушать ответы детей).
Молодцы! А я вам предлагаю вот так! Давайте мы воздух поймаем.
Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто). Да
он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет
воздух
и
закрутим
его.
Что
произошло
с
пакетом? (ответы
детей).
Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все
место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что
изменилось? (ответы детей). Пакет опять стал пустым. Почему? (ответы
детей).
Воспитатель: Ну что, баба яга поверила? Ребят, как мы доказали бабе
яге что воздух все таки есть? Что мы увидели? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь подумайте, имеет ли воздух форму? (ответы
детей). Давайте мы проверим. Я вам раздаю воздушные шарики, давайте их
надуем (демонстрируется опыт с воздушными шариками разной формы,
воспитанники каждый надувает шары). Ну вот, у Алины вот такой шарик
получился, и в нем воздух, а у Славы еще больше. Так что же мы видим?
Имеет ли воздух форму? (ответы детей). Да, воздух принимает форму того
предмета, в котором находится.
Воспитатель: Ребята, а можно ли потрогать воздух, почувствовать?
(ответы детей). А для того, чтобы почувствовать воздух помашите руками
вверх и вниз быстро. А давайте быстро побегаем? Что вы чувствуете? (ветер)
Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Ветер бывает разной силы.
Да, Баба яга, вот сегодня ветер, значит, был сильный, раз принесло тебя
к нам в сад.
Баба яга: Да, да, сильный был ветер! Нехороший!
Баба яга, а ребята знают стихотворение про ветер. Мы тебе сейчас его
расскажем
(дети все вмести читают стихотворение Н. Шемякиной «Ветер»)
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!
Воспитатель: Ну вот, баба яга оказывается разный есть ветер. Баба яга,
а у тебя руки когда нибудь мерзли? (Конечно, мерзли) Ребята, что мы делаем,
когда у нас мерзнут руки? (дети показывают: подносят руки ко рту и на них
дуют, широко открыв рот.)
Воспитатель: Какой ветерок вы почувствовали на ладошке? (ответы:
теплый)
Воспитатель: А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.
(Дети дуют на ладошки)
Воспитатель: А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?
(ответ: прохладный ветерок)
Воспитатель: Ребята, так какой может быть ветер? (ответы детей:
теплый и холодный)
Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем, и ты баба яга не
отставай от нас!
Дыхательная гимнастика «Мы подуем…»
Мы подуем – высоко,
Мы подуем – низко,
Мы подуем – далеко,
Мы подуем – близко.
Воспитатель:
Ребята скажите, что же ветер умеет делать хорошее и
что плохое?
- Почему ветер это плохо? ( Ветер может шуметь, качать деревья,
унести шапку, кружить снег, гнать волны, он иногда разрушает дома,
сносит крыши деревьев, когда сильный ветер на море, он топит корабли)
- А как ветер нам помогает? Почему ветер – это хорошо?
(надувает паруса, вертит крылья мельницы, сушит белье, летом в
жару ветер очень нужен, разносит семена растений)
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть. Вы будете семена деревьев,
а я – дерево-мама!
(Проводится подвижная игра)
Я – дерево-мама, а вы – мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло. Вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети-семена растут на
дереве - стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит шум ветра), семена
падают, летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена
падают на землю – ребята приседают, закрыв голову руками.
Приходит весна, светит солнышко, бегут ручейки, поют птички (звучит
мелодия
весны).
Из семян
вырастают
маленькие
деревца:
(дети
медленно
поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают). В ответ дерево-мама,
приветствуя их, тоже машет руками. (Педагог комментирует происходящее).
Проводится подвижная игра, на второй раз воспитатель замечает,
что
Баба
Яга
играя,
бегает
с
веткой,
размахивая
ей.
Воспитатель
останавливает игру.
Воспитатель: Баба яга, ты нарушаешь технику безопасности в игре.
Обращаясь
к
ребятам:
Ребята,
как
Баба
Яга
нарушила
ТБ?
Что
может
случиться? (ответы детей: с палкой бегать нельзя, можно поранить друг друга
и т.д.).
Баба яга: Ой, ну простите меня! Я поняла! Давайте соберем ветки на
вашем участке!
Воспитатель: Ребята, Баба Яга, а давайте посоревнуемся. Пока звучит
музыка, мы собираем веточки. Кто больше соберет, Баба Яга или вы?
(Ребята выполняют трудовое поручение: собирают ветки по участку).
Воспитатель: Ну что, Баба Яга? Тебе понравилось с нами на прогулке?
Баба
яга:
Ох,
ребята,
действительно,
как
хорошо
-
то
на
улице!
Наблюдать,
бегать,
играть,
дышать
свежим
воздухом!
Мне
очень
понравилось. Обязательно поделюсь своими знаниями с кикиморой, лешим и
кощеем! Я с вами узнала столько много интересного.
Воспитатель: Баба Яга, ты ничего не перепутаешь? Ребята, давайте
напомним, что же мы сегодня такого узнали и показали бабе яге?
(дети обобщают: показали и доказали, что резиновые сапоги не пропускают воду;
что воздух есть, без него мы жить не можем; он невидимый, прозрачный, не имеет
определенной формы; ветер бывает холодный, теплый)
Баба яга: Все, ничего не забуду, не перепутаю! До свидания ребята!
Воспитатель: Баба Яга, а как насчет того, чтобы не делать пакости и
стать доброй?
Баба яга: Ой, что вы, я совсем добрая стала после вашего знакомства,
да еще после вашего подарка (показывает на сапоги резиновые).
Воспитатель: Ну,
раз
так,
мы
подарим
тебе
еще
один
подарок.
Посмотри, это вертушка-флюгер (прибор, который показывает направление
ветра). Вот прикрепишь себе на избушку и будешь наблюдать за ветром, его
силой и направлением. Ребята, расскажите Бабе Яге как он работает? Если
будет тихий ветер, Настя покажи, как будет вертушка наша работать (ребенок
тихо дует), а когда будет дуть сильный ветер, Матвей покажет (ребенок
сильно дует).
(Баба яга радуется подарку, прощается с ребятами и уходит)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Баба Яга действительно станет
добрая? Почему? А на ваш взгляд, что она больше всего запомнит? Ну а вам
понравилось сегодня прогулка с бабой ягой? (ответы детей). А что вам
сегодня было трудно?
Молодцы, ребята! Самое главное вы сегодня показали, что вы не только
все знаете и умеете, но вы добрые и дружные. И я уверенна, что Баба Яга,
глядя на вас, станет только доброй!