Напоминание

Организация научно-исследовательской и проектной работы с использованием новых технологий.


Автор: Бугрова Венера Владимировна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ Хохловская основная школа Пермского района Пермского края
Населённый пункт: д. Скобелевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация научно-исследовательской и проектной работы с использованием новых технологий.
Раздел: среднее образование





Назад




Организация научно-исследовательской и проектной работы с

использованием новых технологий.

«Мир полон чудес, надо только уметь их открывать»

С

2005

г.

работаю

по

методической

теме

«Организация

научно

исследовательской

и

проектной

работы».

Участвуя

в

методических

семинарах

и

практикумах,

получила

большую

помощь

в

повышении

педагогического мастерства, внедрения педагогического опыта творческих

разработок

актуальных вопросов методики преподавания иностранного

языка и освоения новых учебных комплексов.

Изучение иностранного языка- это открытие нового языкового мира для

ребенка. Естественно то, что эффективность обучения зависит от многих

факторов, в том числе и от остроты восприятия ребенком этого нового

мира,

его

физической

и

эмоциональной

активности

т

возможности

деятельного участия в нем.

Главным инструментом в этом деле является наша способность

исследовать

окружающий

нас

мир.

Новые

знания

можно

получать

от

других

в

готовом

виде,

а

можно

добывать

самостоятельно.

Знания,

добытые

в

ходе

собственных

опытов,

наблюдений,

экспериментов,

выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они

прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Чтобы научиться добывать знания, дети

учатся овладевать техникой

исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные ниже

задания, осваивают некоторые его приемы.

I.Как выбрать тему исследования?

Проблема исследования

Для того, чтобы начать исследование, дети находят проблему, которую

можно

исследовать

и

которую

хотелось

бы

разрешить.

Она–то

и

подсказывает, как сформулировать тему исследования. А что значит –

найти проблему?

Как выявлять проблемы

Древнегреческое

слово

«problema»

переводиться

как

«задача»,

«преграда»,

«трудность».

Умение

увидеть

проблему

подчас

цениться

выше, чем способность ее решить.

Главная

задача

любого

исследователя

найти

что-то

необычное

в

обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется

привычным, ясным и простым.

Самый простой способ развить у себя

умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с

разных точек зрения.

Вначале детям предложила выбрать тему и провела анкету.

Вопросы в помощь при выборе темы

Выбрать тему оказывается несложно, если дети точно знают, что их

интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других.

1.

Что мне интересно больше всего?

2.

Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой

или поэзией, астрономией или иностранными языками)?

3.

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4.

Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5.

Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6.

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Все темы можно условно объединить в три группы:

Фактические – темы о несуществующих, фантастических объектах и

явлениях.

Экспериментальные– темы предполагающие проведение собственных

наблюдений и экспериментов.

Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов,

материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах,

кинофильмах и др.

II.Цель исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на

вопрос о том, зачем мы его проводим.

III.Задачи исследования

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывают

общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают

основные шаги исследования.

IV.Гипотеза исследования

Гипотеза – это предположение, еще не доказана логически и не

подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от

древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о

закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов

«предположим», «допустим», «возможно», «если…, то…».

Вам для решения проблемы дети выдвигают гипотезу или несколько

гипотез – предположение о том, как проблема может быть решена.

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

В случаи своего подтверждения она становится теорией, а если ее

опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.

V.Организация и методика исследования

Как составить план исследовательской работы?

Перед началом исследования учащиеся обязательно составляют его

предварительный план. Однако надо помнить, что при проведение

исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и

совершенствовать, потому что исследование представляет собой

творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то

дополнять, а от чего-то отказываться.

Для того чтобы составить план, дети отвечают на вопрос: «как мы

можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Для этого дети

определяют, какие инструменты или методы они могут использовать, а

затем выстроить их по порядку.

Предлагаю список доступных методов исследования:

-подумать самостоятельно;

-прочитать книги о том, что вы исследуете;

-познакомиться с кино- и телефильмами;

-найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в

сети Интернет;

-спросить у других людей;

-понаблюдать;

-провести эксперимент.

Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план

работы зависят от того, что учащиеся исследуют.

Особенности методов исследования:

1.

Подумать самостоятельно.

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу.

Ребята задают себе вопросы:

Что я знаю об этом?

Какие суждения могу высказать по этому поводу?

Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже

известно?

2.

Прочитать книги о том, что вы исследуете.

Если предмет исследования подробно описан в доступных для ребят

книгах, их надо обязательно посмотреть. Изучив уже известное,

необходимо двигаться дальше. Открывать новое! Начать нужно со

справочников и энциклопедий

3.

Познакомиться с кино - и телефильмами.

Это настоящий клад для исследователя.

4.

Найти информацию в сети Интернет.

Компьютер- верный помощник современного исследователя.

5.Спросить у людей.

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования,

можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы относим всех, кто профессионально занимается

тем, что вы исследуете. Это могут быть и учителя, и родители, и

бабушка с дедушкой. Неспециалистами могут быть посторонние люди.

Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное для

вас.

6.Понаблюдать.

7.Провести эксперимент.

Необходимо учитывать, что подбор методов исследования, и план

работы зависят тот того, что исследуют ученики.

Разъяснение по средствам примера используется тогда, когда легче

привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем

дать его строгое определение.

Сравнение позволяет выявить сходства или различие предметов.

Различие дает возможность установить отличие одного предмета от

сходных с ним предметов.2.Классифицировать основные предметы,

процессы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе

общих существенных признаков. Классификация разбивает

рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает

вашему мышлению строгость и точность.

Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой,

развернутой.

Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания

классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та

же группа предметов может быть классифицирована по разным

основаниям.

3.Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Парадоксом называют утверждение, резко расходящиеся с

общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово парадокс

образованно от греческого «paradoxos» - неожиданный, странный,

невероятный. В современном значении парадоксом называют два

противоположных убеждения, для каждого из которых имеются

убедительные аргументы.

4.Ранжировать основные идеи.

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с

немецкого языка оно обозначает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи

означает выстраивать их по степени важности, то есть определять,

какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место,

какая – третье и так далее.

Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая

особенность мыслящего ума.

5.Предложить сравнения и метафоры.

Полученный в исследование материал будет лучше воспринят другими,

если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления,

использованы метафоры. Метафора – это оборот речи, заключающий

скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их

переносного значения.

6.Выработать суждения и умозаключения.

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящие из

утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать

суждения. На основе проведенного исследования надо высказать

собственные суждения о том, что исследовалось. Умозаключением

называется форма мышления с помощью, которой выводится новое

знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению

проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого

наблюдения. Выводы о результатах исследовательской работы должны

быть точны и опираться на факты, полученные в исследовании.

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не

подвел его итогов.

7.

Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого

явления или объекта.

8.

Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто

окончание исследования – это начало работы следующей.

Подготовить текст к выступлению.

9.

для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи, ребята

подготовят текст доклада по схеме:

1.почему избрана эта тема;

2.какой была цель исследования;

3.какие ставились задачи;

4.какие гипотезы проверялись;

5.какие использовались методы и средства исследования;

6.каким был план исследования;

7.какие результаты были получены;

8.какие выводы сделаны по итогам исследования;

9.что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Так же необходимо приготовить макеты, схемы, чертежи, рисунки и

другие пособия.

В

научном

мире

принято,

что

защита

исследовательской

работы

-

мероприятие открытое и на нем всегда присутствуют родители, учителя,

друзья и любой желающий. Все присутствующие задают вопросы автору

исследования.

Главный

залог

успешных

выступлений

свободное

владение

материалом

исследования.

Постоянная

и

целеустремленная

работа по самообразованию расширяет мой кругозор и прививает вкус к

эксперименту, дает возможность критически осмысливать систему моей

работы, внести в нее нужные коррективы.

На первых этапах работы над исследованием даю советы:

1.Не

ограничивайте

собственных

исследований,

дайте

себе

волю

понять реальность, которая вас окружает.

2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов.

3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.

4. Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.

5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.

6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.

Выполнение исследовательской работы развивает мотивацию, меняет

отношение

ученика

к

учебе.

При

выполнении

исследовательских

работ

учащиеся думают о том, как их работа пригодится им в будущем, стараются

связать её с выбранной профессией.



В раздел образования