Автор: Паночишена Анжела Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №66 "Забавушка"
Населённый пункт: город Нижневартовск Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социально-гражданской компетенции у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Формирование социально-гражданской
компетенции у дошкольников
В настоящее время общественность подняла вопрос о социальной и
гражданской компетентности ребёнка от дошкольного возраста.
Гражданская
компетентность
–
умение
решать
сложные
задачи,
которые возникают перед человеком в условиях жизни в демократическом
правовом
государстве.
Это
одна
из
социальных
компетенций,
которые
закладываются
в
период
дошкольного
возраста
в
процессе
активной
деятельности
ребёнка
и
его
взаимодействия
с
другими
людьми
через
повторение и обработку разнообразных моделей поведения. В ходе этого
процесса,
ребёнок
приобретет
определенные
способности,
навыки
и
способы работы, что позволяет ему стать предметом социальной культуры.
Как
все
основные
социально-гражданские
компетентности
чувства
любви к Родине, наличие знаний о культурных ценностях родного края,
народного искусства – воспитывается особенно в семье.
В настоящее время существует дальнейшая необходимость изучения
и пересмотра потенциала социального и гражданского потенциала для детей
из дошкольных учебных заведений, как с точки зрения его содержания, так
практической стороны. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что
формирование социально-гражданских
навыков, должно начаться уже в
дошкольном возрасте и этот процесс должен осуществляться не только в
стенах учебных заведений, но и в домашних условиях
Изучением
проблемы
формирования
социально-гражданской
компетенции у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги и
учёные:
утверждают
Ананьев
Б.
Г.,
Венгер
А.
А.,
Выготский
Л.
С.,
Люблинская А. А., Эльконин Д. Б. и т.д.
В
основе
процесса
формирования
социально-гражданских
компетенций
лежит
развитие
нравственных
чувств.
Формирование
у
дошкольников
нравственных
чувств
на
основе
роста
осознанности
и
устойчивости
эмоциональных
переживаний,
-
основополагающее
новообразование
для
детей
данного
возраста.
Чувства
становятся
для
старшего
дошкольника центральной линией,
определяющей поступки,
выражающей отношение ребенка к миру.
Сущность и содержание понятия «социально-гражданские
компетенции»
Одним из важнейших условий развития современного российского
общества
является
воспитание
граждан
правового,
демократического
1
государства,
способных
к
социализации,
уважающих
права
и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью,
проявляющих
национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и
культуре других народов. Демократизация общественной жизни требует от
образовательных
учреждения
содержания,
форм
и
методов
социально-
гражданского
воспитания,
адекватных
современным
социально-
педагогическим реалиям.
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования в
области теории и практики социально-гражданского образования, которые
позволили бы определить эффективные средства формирования гражданина
России, начиная с дошкольного возраста.
Компетентностный подход к социально-гражданскому воспитанию,
сформированный в работах отечественных авторов (И.А. Жигалова, Ю.В.
Клецов) и декларированный в рамках образовательной политики России на
современном
этапе,
предполагает,
что
социа льно-гражданская
компетентность
должна
быть
заявлена
как
один
из
важнейших
образовательных
результатов
гражданского
образования
(наряду
с
гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). «Социально -
гражданская
компетентность
личности
-
совокупность
готовности
и
способностей,
позволяющих
ей
активно,
ответственно
и
эффективно
реализовывать весь комплекс гражданских прав и свобод в демократическом
обществе, применить свои знания на практике».
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. отмечают, что компетентностный
подход
задает
набор
компетенций,
ориентированных
на
смысловую
составляющую
любого
вида
деятельности.
По
мнению
ученых,
понятие
компетентности
включает
не
только
когнитивную
и
операционально-
технологическую
составляющие,
но
и
мотивационную,
этическую,
социальную и поведенческую. Из этого следует, что она всегда личностно
окрашена качествами конкретного человека.
Болотов В.А. и Сериков В.В., анализируя природу компетентности как
следствие саморазвития индивида, его личностного роста, самоорганизации и
обобщения
деятельностного
и
личностного
опыта,
определяют
компетентность как «способ существования знаний, умений, образованности,
способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником
своего места в мире».
Социально-гражданская компетентность может быть раскрыта через
ряд
ключевых
компетентностей,
каждая
из
которых
удерживается
определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
2
компетентность социального выбора - способности, связанные с
умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной
ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;
исследовательская компетентность - способности, связанные с
анализом и оценкой текущей социальной ситуации;
коммуникативная компетентность - способности взаимодействия
с
другими
людьми
(включая
толерантность),
прежде
всего
при
решении
социальных проблем;
компетентность социального действия - способности, связанные
с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;
учебная
компетентность
-
способности,
связанные
с
необходимостью
дальнейшего
образования
в
постоянно
изменяющихся
социальных условиях.
Подчеркивая,
что
компетентностный
подход
в
настоящее
время
является одним из основных для гражданского образования, мы считаем
необходимым отметить два важных момента.
Во-первых,
реализация
компетентностного
подхода
не
может
осуществляться
в
отрыве
от
приобретения
социальных
и
гражданских
ценностей, в том числе определенных идеалов, убеждений и правильной
моральной
позиции,
которые
являются
необходимым
условием
для
установления
реальной
социальной
и
гражданской
компетентности.
Гражданская
компетентность,
в
отличие
от
ряда
других
полномочий,
не
может быть сформирована без поддержки гражданских ценностей и не может
б ы т ь
и с п о л ь з о в а н а
з а
п р е д е л а м и
с и с т е м ы
ц е н н о с т е й .
Во-вторых, следует понимать, что процесс развития компетентности
как
"доказанной
готовности
к
деятельности
"
может
осуществляться
и
осуществляется только в совместной деятельности тех, кто учит и учиться.
Именно поэтому социально-гражданская компетентность предполагает как
наличие определенной позиции в жизни, так и внутренней готовности к ее
осуществлению,
и
может
в
полной
мере
проявиться
только
в
реальных
жизненных ситуациях.
Поскольку социально-гражданские компетенции выступают в качестве
своего рода синтеза компетентности на основе ряда ключевых компетенций,
то задача создания условий для его формирования не может быть решена
только с помощью традиционного социального и гражданского образования и
дисциплин
образовательного
цикла.
Огромную
роль
играют
другие
образовательные компоненты в этом процессе.
На
начальном
этапе
(дошкольное
образование)
предполагается
формирование
представлений
об
основных
социально-гражданских
3
ценностях и нормах поведения.
Формирование идентичности, самосознания себя частью общества и
гражданином Отечества. Развитие коммуникативных способностей ребенка,
что позволяет ему интегрироваться в общество.
Таким образом, первый этап (дошкольное образование) способствует
формированию основных моральных ценностей, норм поведения, начинается
формирование личности, самосознания себя частью общества и гражданина
Отечества, развитие коммуникативных навыков ребенка, которые позволяют
ему
интегрироваться
в
общество,
способствовать
формированию
способности к разрешению конфликта путем диалога. Решение одной из
основных задач дошкольного образования - развитие творческого потенциала
дошкольника - помогает сформировать личность, способную внести свой
вклад в жизнь страны.
Особенности формирования социально-гражданских компетенций
в дошкольном возрасте
Актуальность проблемы гражданского воспитания сегодня ни у кого
не
вызывает
сомнения.
Одной
из
ключевых
в
системе
модернизации
образования
является социально-гражданская
компетентность,
которая
представляет собой готовность личности к активной общественно-значимой
деятельности, самостоятельность и ответственность за собственную судьбу и
за судьбу своей Родины.
Гражданская
компетентность
детей
дошкольного
возраст а
предполагает наличие знаний о культурных ценностях, родном крае, городе,
животом мире, народном искусстве, частично правовой культуре.
- Формирование социально-гражданских компетенций в условиях
дошкольного образовательного учреждения
Развитие
социально-гражданской
компетентности
в
у с л о в и я х
дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) происходит через разные
формы
работы.
Первоначальные
представления
даются
на
фронтальных
занятиях. Все занятия проводятся в игровой форме, где присутствуют герои
из сказок. Они помогают создать проблему, которую дети решают, опираясь
на свои знания и небольшой жизненный опыт, узнают от героев много нового
и интересного.
Опыт работы педагогов показывает, что в детском саду может быть
организован
дискуссионный
клуб «Родные
просторы».
Еженедельно,
с
ребятами
планируется
разнообразная
и
интересная
деятельность,
направленная
на
обогащение
знаний
о
Родине.
Например,
зная
какой
праздник приближается, заранее продумывается, как его будут праздновать,
4
как отметят победителя какого-либо конкурса. Во время взаимосвязанных
действий, развивают
у
детей
личностное
общение,
побуждают детей
высказывать
свое
мнение,
размышлять.
Это
способствует
активному
познавательно-нравственному анализу детьми ситуации, сосредотачивается
их вниманием на социально-гражданском аспекте деятельности.
Еженедельно
проводится
с
дошкольниками
собирания
на
пятиминутки, которые посвящены родным людям. С помощью видеофильма
или альбома «Родословное древо» дети составляют рассказы о членах семьи,
их увлечениях, семейных традициях.
Комментированное
рисование
–
это
игровые
задания
и
приемы,
которые
позволяют
повысить
во сприимчиво сть детей,
в н о с и т
занимательность.
Основная
задача
направлена
на
рефлексию,
уточнение
знаний
о
понимании
происходящих
событий,
которые
ребенок
пытается
выразить
через
творчество.
Рисунок
ребенка
сопровождается
рассказом,
педагоги активизируют ребенка с помощью ролевого диалога.
Многие работники ДОУ считают, что базовым этапом формирования у
детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта
жизни
в
своем
городе,
усвоение
принятых
в
нем
норм
поведения,
взаимоотношений,
приобщению
к
миру
его
культуры.
С
этой
целью,
совместно с детьми и родителями, разрабатываются и активно внедряются
проекты,
ориентированные
на
воспитание гражданской
позиции.
Используются разные типы проектов:
- исследовательско – творческие: результат оформляется в виде газет,
драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые – с элементами творческих игр;
-инфорационно-практико-ориентированные:
дети
собирают
информацию
и
реализуют
ее,
ориентируясь
на социальные
интересы
(оформление и дизайн группы, витражи);
-
творческие
- оформление
в
виде
детского
праздника,
например
«Театральная
неделя».
Групповой
проект «Уральские
самоцветы»,
«Мои
друзья».
Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников
воспитательно - образовательного процесса: детей, родителей, педагогов –
могут
стать
проекты: «Защитники
Отечества»,
«История
центральной
улицы», «Традиции детского сада», «С днем рождения, Родной город!» и т.д.
Метод
проектов
актуален
и
очень
эффективен.
Он
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
5
Используемые
нетрадиционные формы
работы
направленные
на
социально-гражданское воспитание, позволяют сочетать разные средства и
методы,
активизировать
познавательную
и
эмоциональную
сферу детей,
направляют
их
самостоятельность,
уважительное
отношение
к
близким
людям,
сверстникам
и
сотрудникам
детского
сада.
У детей
появляется
желание бережного и созидательного отношения к родному городу и родной
стране. Дети начинают понимать красоту в человеке, в жизни, в обществе.
- Игра как основное средство формирования социально-
гражданских компетенций у дошкольников
Процесс формирования социальной и гражданской компетентности
человека закладывается в семье, продолжается в дошкольных учреждениях,
школах, университетах, и происходит последовательно на протяжении всей
жизни человека.
Формирование социально-гражданских компетенций детей младшего
возраста будет эффективным, принимая во внимание внешние и внутренние
факторы,
которые
влияют
на
формирование,
развитие
и
проявления
социальных и гражданских компетенций.
Внешние
факторы
включают
в
себя
социальные
условия
и
социальную среду, опыт взаимодействия.
Внутренние
факторы
-
психологические
особенности
и
возраст
человека, степень проявления способности взаимодействовать и общаться.
Эти факторы должны быть приняты во внимание при разработке и оценке
социальной компетентности.
Основным
средством
формирования
социально-гражданских
компетенций в пользу ребенка являются игры: игры благодаря имитации и
роли перевоплощения, могут создать ситуации, в которых дети встретятся с
нормами и моделями поведения, а также особенностями отношений детей и
взрослых,
которые
являются
моделями
для
его
собственного
поведения.
В
игре
ребенок
приобретает
основные
навыки
социальной
компетентности,
необходимые
для
установления
контактов
и
развития
взаимодействия с внешним миром.
Следует
отметить,
деятельность
становится
более
полная
и
разнообразная для детей, тем более важно для ребенка и удовлетворения его
природу, тем лучше ее развитие. Вот почему наиболее близко и естественно
дошкольники с помощью игр познают активное общение с другими людьми -
со взрослыми и сверстниками.
Академик,
член-корреспондент
Российской
академии
образования В. М. Монахов трактует понятие игровой технологии таким
6
образом - в каждой детали продуманы модель совместной педагогической
деятельности
по
проектированию,
организации
и
проведению
учебного
процесса
с
абсолютным
обеспечивая
комфортных
условий
для
детей.
Технология
игры
строится
как
целостное
образование,
которое
охватывает
определенную
часть
учебного
процесса
и
суммарного
содержания, сюжета, характера.
О н а
в к л ю ч а е т
в
с е б я
с е р и ю :
•
Групповые
игры,
повышение
самоконтроля,
скорость
реакции
на
слова, фонематического слуха, резкость и т.д.;
• Игры и упражнения формируют основную способность выделить
специфические
особенности
объектов,
сравнивать,
сопоставлять
их;
• Групповые игры на обобщении объектов по определенным признакам;
•
Групповые
игры,
в
ходе
которых
дети
дошкольного
возраста
р а з в ива ют
с по с о б но с т ь
отлич ат ь
р е а льно е
от
н е р е а л ь н о г о .
Таким
образом,
игры
помогают
детям
взаимодействовать,
чтобы
объединить их общий интерес для всех мероприятий. Регулярная совместная
игра с детьми
раннего и дошкольного возраста способствует обогащению
новым опытом, будет способствовать формированию навыков социальной
компетентности, дает детям новый социальный опыт, который так важен
для развития их личности.
В процессе воспитания и образовательного процесса в условиях
дошкольных учреждений освещаются вопросы, связанные с социальным и
гражданским образованием, такие как
проблемы социально-личностного,
социального
и
эмоционального
развития
детей
дошкольного
возраста,
нравственного
воспитания,
развития
гуманных
чувств,
дружбы
и
сотрудничества,
формирование
у
ребенка
чувства
принадлежности
к
определенной
культуре,
но
отдельный
блок
или
часть
гражданского
образования не выделяется.
Основными
задачами
социального
и
гражданского
образования
в
дошкольном
образовательном
учреждении
могут
быть
следующее:
-
Создание
дошкольных
образовательных
учреждений
в
целях
улучшения условий для повышения квалификации учителей в гражданском
образовании;
-
Создание
условий
для
организации
взаимодействия
семьи
и
дошкольного
образовательного
учреждения
для
социально-гражданского
образования (с участием родителей в процессе гражданского образования);
- Создание условий для формирования детской социально-гражданской
компетентности;
- Познакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными
общественными
навыками
(социальной
жизни
общества
и
ценным
7
качествами
личности,
необходимые
для
жизни
в
обществе)
и
их
формирования;
- Привитие
детям уважительное и толерантное отношение к людям,
независимо
от
их
происхождения,
расы,
национальности,
пола,
языка
возраста.
Наконец, в заключение хотелось бы подчеркнуть, что в дошкольном
возрасте обеспечивает важные социально-гражданские показатели сознания,
такие
как
хорошие
отношения
с
другими
людьми,
умение
заботиться
о
близких и сверстниках, уважение к правам и мнениям других, терпимости
различия
между
людьми
и
др.
Таким
образом,
роль
дошкольных
образовательных
учреждений
в
формировании
социально-гражданских
достаточно велика.
8