Напоминание

Психологическая адаптация первоклассников к регулярному школьному обучению в условиях реализации ФГОС


Автор: Минаева Ксения Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Степновская СОШ
Населённый пункт: п. Степной, Новокузнецкий район
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая адаптация первоклассников к регулярному школьному обучению в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Психологическая адаптация первоклассников к регулярному

школьному обучению в условиях реализации ФГОС

Поступление в первый класс – это один из наиболее критических моментов

жизни ребенка. Первокласснику предъявляются новые требования, меняется

привычная

обстановка,

возрастает

психоэмоциональная

нагрузка.

От

благоприятности

протекания

адаптации

учащегося

зависит

не

только

успешность

овладения

учебной

деятельностью,

но

икомфортность

пребывания

в

школе,

здоровье

ребенка. В

связи

с

введением

новых

стандартов, проблема адаптации детей к регулярному школьному обучению

одной из наиболее актуальных. Сохранение и укрепление здоровья детей –

стало одним из важнейших результатов образования.

На

протяжении

двух

лет,

нами

осуществлялась

работа

по

адаптации

первоклассников к школьному обучению в рамках реализации ФГОС, мы

выделили

главный

приоритет

для

образовательного

учреждения

деятельность,

направленную

на

создание следующих

видов

психолого-

педагогического сопровождения:

1.

Организация

режима

дня

школьной

жизни.

Р а ц и о н а л ь н о е

структурирование

времени

позволяет

ребенку

приспособиться

к

новому

распорядку дня, предотвратить снижение работоспособности.

2.

Организация

диагностической

работы

психологической

адаптации

учащихся. По итогам диагностической работы были выявлены учащиеся с

низким

уровнем

готовности

к

школьному

обучению,

на

педагогическом

совете для них определялся дальнейший маршрут обучения.

3. Организация учебной деятельности. Для облегчения процесса адаптации

учитываются возрастные особенности первоклассников. В организации урока

выделяются

несколько

структурных

элементов: организационный

момент,

актуализация

знаний,

постановка

темы

и

цели

урока,

«открытие

новых»

знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Важно

придерживаться

данной

структуры.

Наиболее

значимым

этапом

урока

является организационный момент, он помогает ребенку структурировать

свою деятельность.

4.

Организация

оздоровительно-профилактической

работы.

В

ходе

тренинговых

мероприятий,

решались

задачи

формирования

условий

для

успешной

адаптации

первоклассников.

Учащиеся

познакомились

друг

с

другом, в игровой форме узнали о школьных правилах и требованиях.

Работа

по

адаптации

первоклассников

осуществлялась

п о

т р е м

направлениям:

1.

Умение

ребенка

сотрудничать

с

взрослым.

Классный

руководитель

становится для ребенка одним из значимых взрослых, ребенок учится

отвечать на предъявляемые к нему требования, не подражая педагогу, а

вырабатывая свою стратегию поведения, поиск которых предполагает

познавательную активность ребенка.

2.

Сотрудничество ребенка со сверстниками помогает ему найти свое

место в группе, формирует умение работать в коллективе. Деятельность

детей, работающих в группе, а не под руководством преподавателя,

требует от них самостоятельности мышления, поиска новых решений

выполнения задачи. Коллективная работа формируют у учащихся свою

точку зрения, умение отстаивать ее с помощью логических аргументов.

3.

Отношение

ребенка

к

самому

себе.

Ребенок

учится

разделять

качественные и количественные стороны своей работы. Оценивание

своей

работы

позволяет

ребенку

видеть

свои

слабые

и

сильные

стороны, степень развитости своих умений. Объективное оценивание

своих навыков

формируют адекватную самооценку,

объективность

тревожности ребенка.

Прохождение адаптационного периода индивидуально для каждого ребенка,

Для одних учащихся он длился 2-3 месяца, для других растягиваться на

полгода, для третьих продолжаться в течение всего учебного года.

Дети с высокой степенью адаптации привыкают к ритму обучения в течение

двух

месяцев:

быстро

вливаются

в

коллектив,

без

напряжения

приспосабливаются к школьным требованиям и распорядку дня, требованиям

учителя. У таких детей не наблюдается снижения работоспособности, они с

удовольствием

овладевают

новой

учебной

деятельностью,

посещают

внеурочные

занятия.

С

начала

учебного

года

у

детей

может

отмечаться

напряженность в контактах с одноклассниками, учителем, так как в силу

возрастных особенностей, им еще трудно следовать правилам поведения. Но

к концу первой четверти учащиеся осваиваются со своим новым статусом –

статусом первоклассника.

Детям со средним уровнем адаптации необходимо более длительное время

для вхождения в учебную ситуацию. Они дольше вливаются в коллектив,

привыкают

к

ситуации

обучения,испытывают

трудности

в

общении

с

одноклассниками,

учителем,

имеют

проблемы

с

овладением

учебной

деятельностью.

Благодаря

доброжелательному

и

тактичному

отношению

учителя,

при

поддержке

родителей

таких

детей,

по

окончании

второй

четверти, дети вливаются в школьную жизнь.

Дети, чей адаптационный период длится на протяжении всего учебного года,

не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы

поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. На таких детей чаще

всего жалуются учителя, родители. Часто вспыхивают конфликты между

таким ребенком и его одноклассниками, отсутствуетположительный контакт с

учителем,

наблюдаются

постоянные

неуспехи

в

учебе

все

это

создает

негативное отношение к школе и ситуации обучения. За время работы с

учащимися с низким уровнем адаптации, были выявлены дети не только не

готовые к школьному обучению, но и нуждающиеся в специальном лечении:

учащиеся с ЗПР, инфантилизмом. Эти дети нуждаются в дополнительном

сопровождении.

На начало года к регулярному школьному обучения не были готовы 46%

учащихся класса. Таким детям требовалось дополнительное сопровождение

классного

руководителя,

педагога-психолога

и

социального

педагога.

По

итогам работы количество детей с низким уровнем адаптации снизилось до

7%.

Успешность

адаптационного

периода

определялась

по

следующим

признаками:

- Процесс обучения доставляет ребенку удовольствие;

- Ребенок самостоятельно выполняет учебный задания, не прибегая к помощи

учителя;

- Учащийся высоко оценивает свои взаимоотношения с одноклассниками и

классным руководителем;

- Учащийся адекватно реагирует на предъявляемые к нему требования.

Для

педагога

в

период

адаптации

учащихся

необходимо

доверять

проявлениям

детской

самостоятельности,

поощрять

успехи,

создавать

ситуацию для всестороннего развития детей, так как для первоклассников

одинаково важны их практические достижения, познавательная активность и

успешность общения с участниками образовательного процесса. Для ребенка

важно

поощрение

взрослого,

но

педагогу

необходимо

соблюдаться

осторожность, оценивая ребенка, стараться поддерживать и поощрять его

усилия. Педагогу рекомендуется выделять учащимся время как на общение

со сверстниками, так и на отдых и физическую деятельность. Учащимся,

отличающимся

повышенной

активностью,

возбудимостью,

рекомендована

постоянная

двигательная

активность

для

снятия

напряжения;

в

силу

физиологических особенностей, дети не могут спокойно высидеть весь урок,

а давление на них не принесет результата.

Развитию гармоничной личности соответствует полноценная адаптация на

всех

этапах

ее

развития,

но

особенно

важна

адаптация

к

регулярному

школьному обучения. Именно в это время закладываются интеллектуальные

навыки, положительная мотивация к учебной деятельности, что отражается

на успешности ребенка в будущем.



В раздел образования