Автор: Землякова Елена Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г.о. Октябрьск
Наименование материала: урок по русскому языку 1класс
Тема: "Роль ударения в лексическом значении слова"
Раздел: начальное образование
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1"А" КЛАССЕ
УМК «ШКОЛА РОСИИ»
Т е м а: РОЛЬ УДАРЕНИЯ В ЗНАЧЕНИИ СЛОВ
Цели:
Воспитательная:
Уметь адекватно относиться к ответам учеников.
Знать правила, стремиться их выполнять.
Развивающая:
Составить алгоритм действий для постановки ударения в словах, которые
одинаково пишутся.
Уметь ставить ударение в словах.
Обучающая:
Научить пользоваться алгоритмом.
Задачи: показать значимость ударения путём наблюдения, сравнения слов;
развивать
орфографическую
зоркость,
словесно-логическое
мышление,
наблюдательность, память; учить рассуждать, анализировать; дать возможность
оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
О б о р у д о в а н и е: учебник М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова «Русский
язык».
1
класс
–
М.:
Академкнига,
2007;
персональный
компьютер;
мультимедиа-проектор;
карточки
с
изображением
гвозди
к,
гво
здиков,
за
мка, замка
, и
рисов, ири
сов; тетрадь для самостоятельных работ по
русскому языку – М.: Академкнига, 2007.
I. Мотивация.
-
На
парте
у
вас
лежат
листочки.
Прочитайте,
пожалуйста,
задание
и
выполните. ( СЛАЙД 1)
Задание: Нарисуйте гвоздики.
- Покажите мне свои рисунки. (СЛАЙД 2)
- Почему они получились разными?
Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? (СЛАЙД 3)
II. Актуализация опорных знаний.
– Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя. Вам нужно списать эти
слова, вставляя пропущенную букву, поставить ударение в словах.
П..льто, к..рман, к..ртина.
1
– Откройте тетради, на новой строке напишите эти слова.
– Что вы можете сказать об этих словах?
– Это словарные слова.
– Слова с безударной гласной в первом слоге.
– Слова, которые обозначают предмет.
– Эти слова обозначают неодушевлённые предметы.
– Одно из них лишнее, слово «картина» – в нём три слога.
– Во всех словах ударение падает на второй слог.
– А какой слог мы называем ударным?
– Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе.
III. Пробные действия. У вас на столе в группах лежат листки с заданиями,
выполните их.
Задание: В предложениях поставьте правильно ударение. (слайд 4)
Мама купила атлас на платье. Мама купила атлас для урока географии.
Для пирога нужна мука. Решать задачи – просто мука.
Мы рисуем гвоздики. Мы рассматриваем гвоздики.
Проверяем. А есть ли предложения, в которых у вас были затруднения? (в
двух
последних)
Почему?
Можем
ли
мы
в
этих
двух
предложениях
быть
уверены в правильности постановки ударения? (нет) Как же быть?
IV. Построение проекта.
Цель: обсуждение затруднений и проговаривание цели урока, темы урока.
– Положите перед собой рисунки. Назовите их. Скажите, от чего зависит
значение слова?
– Когда мы произносили слова, то ставили ударение по-разному.
А если у меня на доске просто записано слово, всегда ли я точно смогу его
определить?
Почему?
А
как
мне
можно
точно
узнать,
какое
слово
подразумевают? ( из предложения)
– Какие картинки остались? Давайте вернёмся к ним. Предположим, мне
надо нарисовать этот рисунок. Как вы ответите на вопрос: что вы рисуете?
– Мы рисуем замо
к.
– Мы рисуем за
мок (5-й слайд.)
– Мы рисуем и
рис.
– Мы рисуем ири
с. (6-й слайд.)
– Мы рисуем гвозди
ки.
– Мы рисуем гво
здики. (7-й слайд.) – Что вы можете сказать о словах,
которые повторялись?
– Слова написаны одинаково, но если поставить ударение в разные места, то
произношение и значение слова меняется.
2
– Для чего же надо уметь правильно ставить ударение?
– Для точной передачи смысла слова.
- Если эти предложения будут записаны без постановки ударения, сможете ли
вы ответить, о каком предмете идет речь? (слайд 8) Почему? Как же тогда мне
определить, какой именно предмет имеется в виду? (из других предложений или
текста). Прочитайте теперь следующие предложения.( Мы рисуем замок. Он
висит на двери.
Мы рисуем ирис. Это очень красивый цветок.
Мы
рисуем
гвоздики.
Их
забивали
в
доску.
).
Теперь
мы
можем
точно
определить место ударения в слове?
Какие же шаги мы должны сделать, чтобы правильно определить значение
слова? (Прочитать предложение, если смысл непонятен, прочитать текст. Потом
поставить ударение).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
На дверях висит замок (сомкнуть руки в «замочек»).
Кто открыть его не смог? (Вытянуть руки с «замочком» вперед.)
Мы замочком постучали (постучать «замочком» по столу),
Мы замочек повертели (повертеть «замочком» вправо-влево),
Мы замок свой покрутили (покрутить «замочком» к себе – от себя)
И
замок
знаний
открыли! (разомкнуть
руки).
(какие
два
слова,
которые
пишутся одинаково, но произносятся по разному вы услышали?)
VI. Самостоятельная работа (с карточками, по рядам).
Задание: Запишите пары слов, которые одинаковы по написанию, но разные
по произношению и значению. Поставьте ударение.
Висит замок. Стоит замок.
Растут ирисы. Съел ирисы.
Подарили алые гвоздики. Забили гвоздики. (слайд 9)
Проверьте правильность выполнения задания. (слайд 10).
VII. Включение в систему знания и повторения.
–
У вас
на карточках задание. Внимательно прочитайте предложения,
подумайте, какой смысл заключён в одинаково написанных словах, правильно
расставьте ударение.
1-й р я д. Дежурная мела пол. Света взяла кусочек мела.
2-й р я д. Молоко налили в кружки. Дети посещают кружки.
3
–
Откройте
нашу
тетрадь
с
печатной
основой.
Вы
работаете
сейчас
самостоятельно в паре.
– Проверим, какие пары слов у вас получились. (слайд 11.)
VIII. Рефлексия.
Зачем надо уметь правильно ставить ударение в словах?
Шкала: интерес моя работа аккуратность
4