Напоминание

"Роль ударения в лексическом значении слова"


Автор: Землякова Елена Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г.о. Октябрьск
Наименование материала: урок по русскому языку 1класс
Тема: "Роль ударения в лексическом значении слова"
Раздел: начальное образование





Назад




УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1"А" КЛАССЕ

УМК «ШКОЛА РОСИИ»

Т е м а: РОЛЬ УДАРЕНИЯ В ЗНАЧЕНИИ СЛОВ

Цели:

Воспитательная:

Уметь адекватно относиться к ответам учеников.

Знать правила, стремиться их выполнять.

Развивающая:

Составить алгоритм действий для постановки ударения в словах, которые

одинаково пишутся.

Уметь ставить ударение в словах.

Обучающая:

Научить пользоваться алгоритмом.

Задачи: показать значимость ударения путём наблюдения, сравнения слов;

развивать

орфографическую

зоркость,

словесно-логическое

мышление,

наблюдательность, память; учить рассуждать, анализировать; дать возможность

оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

О б о р у д о в а н и е: учебник М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова «Русский

язык».

1

класс

М.:

Академкнига,

2007;

персональный

компьютер;

мультимедиа-проектор;

карточки

с

изображением

гвозди

к,

гво

здиков,

за

мка, замка

, и

рисов, ири

сов; тетрадь для самостоятельных работ по

русскому языку – М.: Академкнига, 2007.

I. Мотивация.

-

На

парте

у

вас

лежат

листочки.

Прочитайте,

пожалуйста,

задание

и

выполните. ( СЛАЙД 1)

Задание: Нарисуйте гвоздики.

- Покажите мне свои рисунки. (СЛАЙД 2)

- Почему они получились разными?

Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? (СЛАЙД 3)

II. Актуализация опорных знаний.

– Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя. Вам нужно списать эти

слова, вставляя пропущенную букву, поставить ударение в словах.

П..льто, к..рман, к..ртина.

1

– Откройте тетради, на новой строке напишите эти слова.

– Что вы можете сказать об этих словах?

– Это словарные слова.

– Слова с безударной гласной в первом слоге.

– Слова, которые обозначают предмет.

– Эти слова обозначают неодушевлённые предметы.

– Одно из них лишнее, слово «картина» – в нём три слога.

– Во всех словах ударение падает на второй слог.

– А какой слог мы называем ударным?

– Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе.

III. Пробные действия. У вас на столе в группах лежат листки с заданиями,

выполните их.

Задание: В предложениях поставьте правильно ударение. (слайд 4)

Мама купила атлас на платье. Мама купила атлас для урока географии.

Для пирога нужна мука. Решать задачи – просто мука.

Мы рисуем гвоздики. Мы рассматриваем гвоздики.

Проверяем. А есть ли предложения, в которых у вас были затруднения? (в

двух

последних)

Почему?

Можем

ли

мы

в

этих

двух

предложениях

быть

уверены в правильности постановки ударения? (нет) Как же быть?

IV. Построение проекта.

Цель: обсуждение затруднений и проговаривание цели урока, темы урока.

– Положите перед собой рисунки. Назовите их. Скажите, от чего зависит

значение слова?

– Когда мы произносили слова, то ставили ударение по-разному.

А если у меня на доске просто записано слово, всегда ли я точно смогу его

определить?

Почему?

А

как

мне

можно

точно

узнать,

какое

слово

подразумевают? ( из предложения)

– Какие картинки остались? Давайте вернёмся к ним. Предположим, мне

надо нарисовать этот рисунок. Как вы ответите на вопрос: что вы рисуете?

– Мы рисуем замо

к.

– Мы рисуем за

мок (5-й слайд.)

– Мы рисуем и

рис.

– Мы рисуем ири

с. (6-й слайд.)

– Мы рисуем гвозди

ки.

– Мы рисуем гво

здики. (7-й слайд.) – Что вы можете сказать о словах,

которые повторялись?

– Слова написаны одинаково, но если поставить ударение в разные места, то

произношение и значение слова меняется.

2

– Для чего же надо уметь правильно ставить ударение?

– Для точной передачи смысла слова.

- Если эти предложения будут записаны без постановки ударения, сможете ли

вы ответить, о каком предмете идет речь? (слайд 8) Почему? Как же тогда мне

определить, какой именно предмет имеется в виду? (из других предложений или

текста). Прочитайте теперь следующие предложения.( Мы рисуем замок. Он

висит на двери.

Мы рисуем ирис. Это очень красивый цветок.

Мы

рисуем

гвоздики.

Их

забивали

в

доску.

).

Теперь

мы

можем

точно

определить место ударения в слове?

Какие же шаги мы должны сделать, чтобы правильно определить значение

слова? (Прочитать предложение, если смысл непонятен, прочитать текст. Потом

поставить ударение).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

На дверях висит замок (сомкнуть руки в «замочек»).

Кто открыть его не смог? (Вытянуть руки с «замочком» вперед.)

Мы замочком постучали (постучать «замочком» по столу),

Мы замочек повертели (повертеть «замочком» вправо-влево),

Мы замок свой покрутили (покрутить «замочком» к себе – от себя)

И

замок

знаний

открыли! (разомкнуть

руки).

(какие

два

слова,

которые

пишутся одинаково, но произносятся по разному вы услышали?)

VI. Самостоятельная работа (с карточками, по рядам).

Задание: Запишите пары слов, которые одинаковы по написанию, но разные

по произношению и значению. Поставьте ударение.

Висит замок. Стоит замок.

Растут ирисы. Съел ирисы.

Подарили алые гвоздики. Забили гвоздики. (слайд 9)

Проверьте правильность выполнения задания. (слайд 10).

VII. Включение в систему знания и повторения.

У вас

на карточках задание. Внимательно прочитайте предложения,

подумайте, какой смысл заключён в одинаково написанных словах, правильно

расставьте ударение.

1-й р я д. Дежурная мела пол. Света взяла кусочек мела.

2-й р я д. Молоко налили в кружки. Дети посещают кружки.

3

Откройте

нашу

тетрадь

с

печатной

основой.

Вы

работаете

сейчас

самостоятельно в паре.

– Проверим, какие пары слов у вас получились. (слайд 11.)

VIII. Рефлексия.

Зачем надо уметь правильно ставить ударение в словах?

Шкала: интерес моя работа аккуратность

4



В раздел образования