Напоминание

"Воспитательная система класса"


Автор: Таможняя Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитательная система класса"
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитательная система класса

В развитии воспитательной системы можно выделить четыре этапа:

1) этап проектирования системы (изучение интересов, потребностей и

других личностных характеристик членов классного сообщества, т.е. детей,

родителей,

проектирование

и

определение

перспектив

жизнедеятельности

классного коллектива);

2) этап становления системы (важно укрепить личностные отношения,

формировать чувство «мы», взращивать традиции классного коллектива);

3) этап стабильного функционирования системы (активно развиваются

самоуправленческие начала, жизнь классного сообщества строится на основе

традиций,

сохраняемых

и

поддерживаемых

большинством

членов

коллектива);

4)

этап

завершения

функционирования

или

коренного

обновления

системы

(постараться

сделать

так,

чтобы

лучшее

в

жизни

класса

стало

достоянием всего школьного коллектива).

Организация системы дел в каждом классе на протяжении четырёх лет

способствует развитию творческого коллектива.

Каждый

учебный

год

начинается

с

проведения

диагностики,

а

заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.

1 класс.

Тема: «Школа и семья – верные друзья»

Задачи:

-

изучить

потребности,

интересы,

склонности

и

другие

личностные

характеристики членов классного коллектива;

-

определить

уровень

сформированности

классного

коллектива,

состояния в нём деловых и межличностных отношений;

- выявить воспитательные возможности родителей и других категорий

взрослых, вовлечённых в жизнедеятельность классной общности;

- определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

I четверть. «Давайте познакомимся!»

Классный час

«Мы коллектив?» («Путешествие по морю любимых

занятий», альбом-эстафета «Наш класс»)

КТД «Герб и название класса» (девиз, эмблема, правила коллектива).

Игра-путешествие по семейным островам «Мы и наши дети».

Родительское

собрание

«Первые

дни

ребёнка

в

школе»

(анкета

для

родителей, первые впечатления о школе – анализ детских ответов и ответов

родителей).

II и III четверти. «Давайте жить дружно и интересно!»

Классный час «Посвящение в ученики»

Коммунарские сборы в начальных классах.

«Праздник

осени»

для

детей

подготовительной

группы

ДОУ

и

родителей.

Деловая игра «Лидер» (выбор поручений, актива класса)

Интеллектуальный марафон «Турнир Почемучек».

Родительское собрание «Ребёнок с нарушением самооценки»

Праздник Волшебницы Зимы в классе вместе с родителями.

Путешествие в страну «Культура» (правило поведения в транспорте,

ПДД, правило поведения за столом, в театре).

Экскурсии «Профессии родителей» (аптека, швейная фабрика, почта,

т.д.)

«Папа, мама, я – спортивная семья!»

Классные

часы

«Приручить

своих

драконов»,

«Если

бы

я

был…»

(классные часы провести с целью способствовать процессам самопознания и

самосозидания личности учащихся класса).

Прощание с букварём.

Родительское собрание (учитель + родитель + ученик) «Расскажи мне

обо мне».

IV четверть. «Давайте помечтаем!».

Классное

собрание

«Какой

у

нас

коллектив?»

(уровень

развития

коллектива,

выбор

традиционных

дел,

выбор

направления

совместной

деятельности на 2-4 классы).

«Цветик-семицветик»

-туризм

- творчество

- красота

- добро

- культура

- знания

Психолого-педагогическая

диагностика,

«Мотивация

учебной

деятельности школьников»

КТД «Прощание с 1 классом»

День здоровья.

Родительское собрание «Итоги года» (анализ «Карты участия родителей

и учеников в жизни класса», анкета «Удовлетворённость родителей учебно-

воспитательной работой в классе»).

2 класс.

Тема: «Я и мои друзья».

Цель:

формирование

творческой

личности

учащихся,

обладающей

и

проявляющей

интеллектуальную

этическую

и

педагогическую

культуру

человека

Задачи:

-

создать

необходимые

условия,

для

проявления

творческой

индивидуальности каждого ученика;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения

межличностных отношений, воспитание в детях уважение к себе и к другим;

- развивать познавательную активность учащихся;

-

содействовать

формированию

нравственной

позиции

школьников,

воспитывать у обучающихся любовь к своему родному городу и краю, как к

малой родине.

I четверть. «Мои обязанности».

Час коллективного планирования.

Оформление классного уголка «Городок моего я» (законы, обязанности

перед

собой

и

другими,

мои

интересы,

мои

права,

улица

«Ростомер»,

«Кружковая», проспект «Будущего», гора Именинников и т.п.)

Классный

час

«Как

я

понимаю

обязанности

перед

собой,

перед

другими», «Шалости и травмы» - сознаться в проступке – мужество, скрыть –

трусость, «Дружба. Какие бывают друзья».

Экскурсия в ДДЮТ (выбор кружка по интересам)

Выпуск стенгазеты «Обязанности и как я их выполняю» (перед собой,

другими, природой, животными и т.п.)

Диагностическая методика «Выходной день в моей семье».

Родительское собрание «Режим второклассника. Организация свободного

времени».

II и III четверти» Мои друзья».

Диспут «Дружба мнимая и настоящая»,

Сбор «Учимся, отдыхаем, работаем, делаем вместе».

Встречи

с

милиционером

«Правонарушение

это

преступление»,

с

медицинским работником «Быть здоровым», с ветеранами войны «Дорожи

честью».

Деловая игра «Будь вежлив и внимателен» (путешествие по станциям

дорожная, школьная, домашняя, модельная, итоговая).

Экскурсии в музыкальную школу, школу искусств, в спортивную школу.

Диагностическая методика «Определение трудностей в обучении».

Родительские собрания «Преодоление трудностей в учении»,

«Первые уроки школьной отметки».

IV четверть «Я и мои друзья научились».

Классный час «Хочу и надо, можно и нельзя»

Встреча с психологом «Всегда ли я хороший?»

Выставка «Что я сделал своими руками»

Фото-коллаж «Поступками и делами улучшай окружающую жизнь».

Творческий отчет для родителей «Я и мои друзья научились…»

Родительское

собрание

«Детей

не

надо

воспитывать,

с

детьми

надо

дружить».

3 класс.

Тема: « Я - добрый волшебник»

Задачи:

Главное – воспитать личность, найти в ребенке хорошее и

поддержать в нем это хорошее.

Организовать совместную деятельность по улучшению духовно-

нравственной атмосферы в классе.

Стимулировать работу учащихся по формированию

положительных качеств.

В

конце

учебного

года

собрать

«Энциклопедию

добрых

дел

человечества».

I раздел. «Добрые дела нашей семьи»

(сочинения с рисунками, фотографиями о том, что и кому помогла ваша

семья). Экскурсии в семьи – оказание посильной помощи.

II раздел. «Чудо для всех»

(оформить письмо Деду Морозу и попросить чудо подарок для кого-то).

На

классном

«Новогоднем

огоньке»

Дед

Мороз

постарается

некоторые

добрые пожелания исполнить.

III раздел. «Город добрых людей»

(составить рассказ о «добром» человеке из нашего города).

Встреча с известными людьми нашего города, изготовление подарков

для малышей в ДОУ и т.п.

IV раздел. «Подарок просто так»

Помощь школе, детскому садику, добрым людям, другу, родителям.

Анализ таблицы «Я – добрый волшебник».

(у кого из обучающихся закрепились положительные качества, кто

приобрел новые положительные качества, у кого остались отрицательные

качества и т.д.)

4 класс.

Тема: «Я и мои знания»

Задачи:

- поддержание интереса к учебе и значимости высокого уровня знаний,

оказание

помощи

ученикам

в

до стижении

высокого

у р о в н я

организованности;

-

формирование

умений

и

навыков

деятельности

в

коллективе

сверстников,

умений

устанавливать

добрые,

коллективные

отношения

и

участвовать в совместной деятельности в группе;

-

стимулировать

процессы

самопознания,

вызывать

желания

и

стремление к саморазвитию и самовоспитанию.

I четверть: «Я образованный человек?»

Диагностика:

«Методика

изучения

мотивов

участия

школьников

в

деятельности», «Размышляем о жизненном опыте».

Операция «Карта знаний».

Итог четверти: «Наш школьный закон. Наши права и обязанности»

Родительское собрание: «Роль семьи и школы в формировании интереса

к учению».

II четверть: «Знания в моей жизни»

Диагностика: «Одаренный ребенок в массовой школе».

. КТД «Хочу всё знать», «Что? Где? Когда?» с участием родителей,

преподавателей школы.

Родительское собрание: «Способности и прилежание – звенья одной

цепи»

III четверть: «Книга – мой спутник жизни»

Встречи с писателем и поэтессой, работниками библиотек и учителями

литературы.

Операция «Живи книга».

Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»,

Встреча со школьным библиотекарем «Праздник дружбы».

Итог четверти – изготовление книжек-малышек для детей дошкольного

возраста.

Родительское собрание: «Книга и её роль в жизни семьи».

IV четверть: «Мои знания»

Диагностика: «Определение готовности младших школьников к переходу

в среднее звено».

Анализ

карты

знаний

«Орешек

знаний

тверд,

но

мы

не

привыкли

отступать».

КТД

«Детвора

и

телеигра»

-

прощание

с

начальной

школой.

Родительское собрание: «Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим:

«До новой встречи!»



В раздел образования