Автор: Таможняя Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитательная система класса"
Раздел: начальное образование
Воспитательная система класса
В развитии воспитательной системы можно выделить четыре этапа:
1) этап проектирования системы (изучение интересов, потребностей и
других личностных характеристик членов классного сообщества, т.е. детей,
родителей,
проектирование
и
определение
перспектив
жизнедеятельности
классного коллектива);
2) этап становления системы (важно укрепить личностные отношения,
формировать чувство «мы», взращивать традиции классного коллектива);
3) этап стабильного функционирования системы (активно развиваются
самоуправленческие начала, жизнь классного сообщества строится на основе
традиций,
сохраняемых
и
поддерживаемых
большинством
членов
коллектива);
4)
этап
завершения
функционирования
или
коренного
обновления
системы
(постараться
сделать
так,
чтобы
лучшее
в
жизни
класса
стало
достоянием всего школьного коллектива).
Организация системы дел в каждом классе на протяжении четырёх лет
способствует развитию творческого коллектива.
Каждый
учебный
год
начинается
с
проведения
диагностики,
а
заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.
1 класс.
Тема: «Школа и семья – верные друзья»
Задачи:
-
изучить
потребности,
интересы,
склонности
и
другие
личностные
характеристики членов классного коллектива;
-
определить
уровень
сформированности
классного
коллектива,
состояния в нём деловых и межличностных отношений;
- выявить воспитательные возможности родителей и других категорий
взрослых, вовлечённых в жизнедеятельность классной общности;
- определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
I четверть. «Давайте познакомимся!»
Классный час
«Мы коллектив?» («Путешествие по морю любимых
занятий», альбом-эстафета «Наш класс»)
КТД «Герб и название класса» (девиз, эмблема, правила коллектива).
Игра-путешествие по семейным островам «Мы и наши дети».
Родительское
собрание
«Первые
дни
ребёнка
в
школе»
(анкета
для
родителей, первые впечатления о школе – анализ детских ответов и ответов
родителей).
II и III четверти. «Давайте жить дружно и интересно!»
Классный час «Посвящение в ученики»
Коммунарские сборы в начальных классах.
«Праздник
осени»
для
детей
подготовительной
группы
ДОУ
и
родителей.
Деловая игра «Лидер» (выбор поручений, актива класса)
Интеллектуальный марафон «Турнир Почемучек».
Родительское собрание «Ребёнок с нарушением самооценки»
Праздник Волшебницы Зимы в классе вместе с родителями.
Путешествие в страну «Культура» (правило поведения в транспорте,
ПДД, правило поведения за столом, в театре).
Экскурсии «Профессии родителей» (аптека, швейная фабрика, почта,
т.д.)
«Папа, мама, я – спортивная семья!»
Классные
часы
«Приручить
своих
драконов»,
«Если
бы
я
был…»
(классные часы провести с целью способствовать процессам самопознания и
самосозидания личности учащихся класса).
Прощание с букварём.
Родительское собрание (учитель + родитель + ученик) «Расскажи мне
обо мне».
IV четверть. «Давайте помечтаем!».
Классное
собрание
«Какой
у
нас
коллектив?»
(уровень
развития
коллектива,
выбор
традиционных
дел,
выбор
направления
совместной
деятельности на 2-4 классы).
«Цветик-семицветик»
-туризм
- творчество
- красота
- добро
- культура
- знания
Психолого-педагогическая
диагностика,
«Мотивация
учебной
деятельности школьников»
КТД «Прощание с 1 классом»
День здоровья.
Родительское собрание «Итоги года» (анализ «Карты участия родителей
и учеников в жизни класса», анкета «Удовлетворённость родителей учебно-
воспитательной работой в классе»).
2 класс.
Тема: «Я и мои друзья».
Цель:
формирование
творческой
личности
учащихся,
обладающей
и
проявляющей
интеллектуальную
этическую
и
педагогическую
культуру
человека
Задачи:
-
создать
необходимые
условия,
для
проявления
творческой
индивидуальности каждого ученика;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения
межличностных отношений, воспитание в детях уважение к себе и к другим;
- развивать познавательную активность учащихся;
-
содействовать
формированию
нравственной
позиции
школьников,
воспитывать у обучающихся любовь к своему родному городу и краю, как к
малой родине.
I четверть. «Мои обязанности».
Час коллективного планирования.
Оформление классного уголка «Городок моего я» (законы, обязанности
перед
собой
и
другими,
мои
интересы,
мои
права,
улица
«Ростомер»,
«Кружковая», проспект «Будущего», гора Именинников и т.п.)
Классный
час
«Как
я
понимаю
обязанности
перед
собой,
перед
другими», «Шалости и травмы» - сознаться в проступке – мужество, скрыть –
трусость, «Дружба. Какие бывают друзья».
Экскурсия в ДДЮТ (выбор кружка по интересам)
Выпуск стенгазеты «Обязанности и как я их выполняю» (перед собой,
другими, природой, животными и т.п.)
Диагностическая методика «Выходной день в моей семье».
Родительское собрание «Режим второклассника. Организация свободного
времени».
II и III четверти» Мои друзья».
Диспут «Дружба мнимая и настоящая»,
Сбор «Учимся, отдыхаем, работаем, делаем вместе».
Встречи
с
милиционером
«Правонарушение
–
это
преступление»,
с
медицинским работником «Быть здоровым», с ветеранами войны «Дорожи
честью».
Деловая игра «Будь вежлив и внимателен» (путешествие по станциям
дорожная, школьная, домашняя, модельная, итоговая).
Экскурсии в музыкальную школу, школу искусств, в спортивную школу.
Диагностическая методика «Определение трудностей в обучении».
Родительские собрания «Преодоление трудностей в учении»,
«Первые уроки школьной отметки».
IV четверть «Я и мои друзья научились».
Классный час «Хочу и надо, можно и нельзя»
Встреча с психологом «Всегда ли я хороший?»
Выставка «Что я сделал своими руками»
Фото-коллаж «Поступками и делами улучшай окружающую жизнь».
Творческий отчет для родителей «Я и мои друзья научились…»
Родительское
собрание
«Детей
не
надо
воспитывать,
с
детьми
надо
дружить».
3 класс.
Тема: « Я - добрый волшебник»
Задачи:
Главное – воспитать личность, найти в ребенке хорошее и
поддержать в нем это хорошее.
Организовать совместную деятельность по улучшению духовно-
нравственной атмосферы в классе.
Стимулировать работу учащихся по формированию
положительных качеств.
В
конце
учебного
года
собрать
«Энциклопедию
добрых
дел
человечества».
I раздел. «Добрые дела нашей семьи»
(сочинения с рисунками, фотографиями о том, что и кому помогла ваша
семья). Экскурсии в семьи – оказание посильной помощи.
II раздел. «Чудо для всех»
(оформить письмо Деду Морозу и попросить чудо подарок для кого-то).
На
классном
«Новогоднем
огоньке»
Дед
Мороз
постарается
некоторые
добрые пожелания исполнить.
III раздел. «Город добрых людей»
(составить рассказ о «добром» человеке из нашего города).
Встреча с известными людьми нашего города, изготовление подарков
для малышей в ДОУ и т.п.
IV раздел. «Подарок просто так»
Помощь школе, детскому садику, добрым людям, другу, родителям.
Анализ таблицы «Я – добрый волшебник».
(у кого из обучающихся закрепились положительные качества, кто
приобрел новые положительные качества, у кого остались отрицательные
качества и т.д.)
4 класс.
Тема: «Я и мои знания»
Задачи:
- поддержание интереса к учебе и значимости высокого уровня знаний,
оказание
помощи
ученикам
в
до стижении
высокого
у р о в н я
организованности;
-
формирование
умений
и
навыков
деятельности
в
коллективе
сверстников,
умений
устанавливать
добрые,
коллективные
отношения
и
участвовать в совместной деятельности в группе;
-
стимулировать
процессы
самопознания,
вызывать
желания
и
стремление к саморазвитию и самовоспитанию.
I четверть: «Я образованный человек?»
Диагностика:
«Методика
изучения
мотивов
участия
школьников
в
деятельности», «Размышляем о жизненном опыте».
Операция «Карта знаний».
Итог четверти: «Наш школьный закон. Наши права и обязанности»
Родительское собрание: «Роль семьи и школы в формировании интереса
к учению».
II четверть: «Знания в моей жизни»
Диагностика: «Одаренный ребенок в массовой школе».
. КТД «Хочу всё знать», «Что? Где? Когда?» с участием родителей,
преподавателей школы.
Родительское собрание: «Способности и прилежание – звенья одной
цепи»
III четверть: «Книга – мой спутник жизни»
Встречи с писателем и поэтессой, работниками библиотек и учителями
литературы.
Операция «Живи книга».
Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»,
Встреча со школьным библиотекарем «Праздник дружбы».
Итог четверти – изготовление книжек-малышек для детей дошкольного
возраста.
Родительское собрание: «Книга и её роль в жизни семьи».
IV четверть: «Мои знания»
Диагностика: «Определение готовности младших школьников к переходу
в среднее звено».
Анализ
карты
знаний
«Орешек
знаний
тверд,
но
мы
не
привыкли
отступать».
КТД
«Детвора
и
телеигра»
-
прощание
с
начальной
школой.
Родительское собрание: «Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим:
«До новой встречи!»